«В искусстве и жизни ищите
глубинные национальные смыслы,
и вы поймёте их подлинную сущность».
В.В. Кожинов
Использование духовных идеалов православной традиции для генерации культурно-исторических смыслов в практике общественной работы обеспечивает успешность в деле сохранения русского самосознания. Чтобы активизировать духовные идеалы в мировоззрении целевой аудитории, вначале необходимо активизировать духовные идеалы в тех исторических свершениях и культурных достижениях, которые составляют основу общественной работы. Подобное вызывает подобное. Духовные идеалы любви к Богу, братолюбия, милосердия, миролюбия, справедливости, трудолюбия являются основами исторических свершений и достижений Русской цивилизации. Именно духовные идеалы являются национальными смыслами, которые определяют сущность исторического процесса. Но какие условия обеспечивают использование духовных идеалов в социокультурной практике?
Изучение опыта русской самоорганизации в разные исторические периоды, позволило уточнить определить эти условия (1-5). В статье представлены лишь некоторые из них.
Первое условие – воцерковленность активистов общественной работы. Если в сознании активиста нет православных духовных идеалов, то не следует ожидать их использования в социокультурной практике.
Русское самосознание есть комплекс духовных идеалов, культурно-исторических ценностей и социокультурных моделей самоорганизации, которые позволили русскому народу создать и сохранить Русскую цивилизацию. Формирование этого комплекса в процессе семейного и школьного образования в качестве эталонов мировоззрения и поведения представляет собой сущность процесса сохранения русского самосознания. Более того, формирование русского самосознания исторически является главной функцией русской школы и отличает ее от школ других цивилизаций. Для примера главная функция в школах западной цивилизации – развитие рационального мышления.
Важно также понимать, что новые идеи приходят из духовного мира в результате взаимодействия духовных идеалов мировоззрения и вечности, поэтому воцерковленность для активистов общественной работы является обязательным условием успеха. Взаимодействие духовных идеалов мировоззрения с духовными идеалами вечности в максимальной степени обеспечивается верой в Бога и духовной жизнью. Без воцерковленнсти не может быть полноценной духовной жизни (1-5).
Второе условие – интенсивность духовной жизни человека определяет потенциал его творческой деятельности.
Часто организаторы и активисты культурно-образовательной работы даже не задумываются над тем, что духовное состояние человека оказывает решающее влияние на качество его работы. В повседневной практике считается, что любой желающий способен заниматься общественной работой, успешность которой зависит от внешних факторов – материальных, финансовых, организационных, но почти никак не зависит от духовного состояния активистов. И это понимание в корне неверно.
Согласно православному учению, духовность представляет собой – стремление человека к соблюдению евангельских заповедей в поступках и поведении, совокупность которых формирует комплекс православных идеалов в мировоззрении. Чем выше степень духовности личности, чем больше поведение человека соответствует евангельским заповедям, тем мощнее духовное поле его влияния на других и тем выше его творческий потенциал. Высокодуховные люди способны даже в недолгой беседе изменить мировоззрение человека и найти оригинальные идеи для решения сложных проблем (6-8).
Активная духовная жизнь способствует не только постепенному избавлению от греховных страстей, но и преображению внешних форм, в которых человек осуществляет свою деятельность. Согласно закону духовной жизни, Промысл Божий посылает нам такие формы бытия, пребывание в которых в максимальной степени способствуют нашему духовному возрастанию. Важно это осознать и определить проблемные зоны, работа над преображением которых помогает нам духовно возрастать.
И если мы недовольны условиями, в которых мы находимся и желаем их изменить, то нужно работать над изменениями не только внешних форм, но в первую и главную очередь – развитием нашего духовного состояния. Если у нас сегодня что-то не получается, это не значит, что этого невозможно достичь, скорее всего нам не хватает духовных сил и знаний для достижения поставленных целей.
Идеал духовной нищеты направляет человека на поиск необходимой информации для решения актуальных в данный момент проблем. Век живи, век учись – правило духовно воспитанной личности. Но часто вместо того, чтобы учиться новому, мы начинаем роптать, пустословить или занимаемся имитацией деятельности. Все это – признаки малодушия, низкого духовного потенциала личности. Сегодня малодушие стало характерным признаком многих латвийских русских активистов – вместо поиска и реализации новых идей для создания культурной автономии, идет нескончаемое самолюбование, бесплодная критика решений власти, демонстрация протестов в социальных сетях, которые никаких проблем не решают.
Третье условие – создание и реализация проектов, мероприятий и программ с опорой на культурные традиции. Культурные традиции – это конденсаторы Божественных энергий, которые, согласно православному учению, пронизывают мироздание. Реализуя духовные ценности традиции в своих свершениях, нация приобщается к Божественным энергиям – укрепляет духовные начала национального мировоззрения и воплощает их в социокультурных формах в процессе строительства, инноваций и модернизаций культуры и общества. Говоря светским языком, традиция – это духовные ценности и опыт их реализации в различных исторических условиях бытия нации (9-13). Традиция живет, пока модернизированные традиционные формы обеспечивают развитие общественных интересов.
В практике общественной работы основное содержание русских традиций должно транслироваться в культурно-образовательных программах, реализация которых будет создавать информационное поле русского самосознания. Это поле активизирует усилия людей на сохранение русской культурной идентичности. Оптимальным механизмом поддержания информационного поля является культурно-образовательная автономия – комплекс детских садов, школ и общественных организаций, реализующих общие программы национально-культурного образования.
Четвертое условие – запуск механизма поиска новых идей для сохранения русского самосознания.
В последние годы в социальных сетях все больше становится критики принудительной ассимиляции русской диаспоры, проводимой властями Латвии. Это говорит о том, что давление ассимиляции нарастает и все большее количество людей, до этого политически нейтральных и не имеющих отношения к политическим партиям высказывают свое негативное отношение к проводимой властями политике в отношении русской общины и других нацменьшинств.
Лишенная научных оснований, не имеющая методического обеспечения и каких-либо стимулов, принудительная латышизация русских детских садов и школ уже вызывает негодование у всех, кто против политических экспериментов на детях. Однако, кроме негодования, не предлагается никакой конструктивной программы, нет ее и у политиков из прорусских партий. Похоже на то, что создать такую программу они просто не в состоянии.
Причина проста – почти все прорусские политики не опираются в своей деятельности на исторический опыт русской самоорганизации, а пытаются противодействовать ассимиляции либерально-правозащитными методами – митингами, пикетами, обращениями в суды. В условиях агрессивной русофобии латышской правящей элиты эти методы просто не работают, нужны другие механизмы сохранения русского самосознания. Но беда в том, что поиск этих механизмов прорусскими политиками даже не актуализируется.
Первое, что требуется сделать, провести серию собраний русской интеллигенции с целью определения путей сохранения русского самосознания. Эти пути будут результативны, если целью работы станет создание культурной автономии, а содержание работы будет направлено на сохранение русских традиций в семьях, детских садах и школах. В программы образования детей необходимо вернуть духовные идеалы православной традиции в двух возможных формах – как идеалы православной культуры и как идеалы православной веры. Православная культура для детей из атеистических семей, православная вера для детей из верующих семей.
Либеральное мировоззрение прорусских политиков препятствует их обращению к православию и является тормозом для создания конструктивной программы сохранения русского самосознания в Латвии. Все эти годы прорусские политики пытались решать проблемы сохранения русского самосознания на основе правозащитной концепции, но результаты этой работы ничтожны и главных проблем не решили. Более того, навязывание русской общине либеральных ценностей и правозащитных идей привело к вымыванию традиционных смыслов русского миропонимания.
У многих латвийских русских нет национального самосознания, остался только русский язык и один-два памятных дня, им безразличны судьба русской общины и даже русские корни у собственных детей. Нам следует осознать, что либеральные ценности несовместимы с русским консерватизмом и не могут быть мировоззренческой основой русского самосознания. Следовательно, прорусская либерально-правозащитная политика – это тупиковый путь для русской общины.
Исследования славянофилов показали, что новые культурные смыслы вырастают только на духовном начале. И сами культурные традиции становятся каркасом самосознания человека только в том случае, если они укоренены в духовных идеалах. Поэтому новые идеи рождаются при условии взаимодействия духовных идеалов в мировоззрении ребенка, родителя, педагога, активиста общественной работы с духовными идеалами в культурно исторической информации, которую он изучает. Новая идея – это новые смыслы, которые воплощаются в новых организационных формах и создают новые направления социокультурной практики.
Четвертое условие – необходимость духовного руководства культурно-образовательными проектами для сохранения русского самосознания.
На протяжении более чем тридцати лет в работе по сохранению русского самосознания использовались преимущественно рациональные методы. Создавались новые организации, воплощались проекты и мероприятия, проводились конференции и семинары. Была проделана большая, важная, полезная работа, однако концепции сохранения русского самосознания так и не было создано, нет и программы сотрудничества между учебными заведениями и общественными организациями, нет и конструктивного дискурса по актуальным вопросам этой темы. Говоря армейским языком, у полководцев нет понимания стратегии, тактических планов ее осуществления, армия ведет боевые действия на второстепенных направлениях, главные направления остаются без внимания. Да и сами полководцы в своих выступлениях не акцентируют внимание на главных направлениях, ограничиваясь критической риторикой дискриминационных решений властей (4-5).
Все перечисленное наглядно свидетельствует об остром дефиците духовности в среде лидеров и активистов латвийских русских организаций. Исторический опыт русской самоорганизации в России и эмиграции свидетельствует, что создание концепций сохранения русского самосознания и организация сотрудничества возможны при наличии высокой духовности у лидеров и активистов культурно-образовательной работы. Достижение высокой духовности происходит в процессе духовной жизни и под руководством духовных наставников. Также и обсуждение основных вопросов практики сохранения русской культурной идентичности требуют участия духовных наставников, способных знакомить активистов со святоотеческим опытом, актуальным для планируемых проектов (12-13).
В свое время И.В. Киреевский писал своему другу А.И. Кошелеву: «Существеннее всяких книг и всякого мышления, найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты бы мог сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых Отцов» (9).
Иван Васильевич прекрасно понимал, что рациональное мышление, лишенное духовной основы, может привести к однобоким подходам и крайним позициям. Именно это мы и видим в латвийской общественно-культурной практике – преобладают проекты и мероприятия, которые не оказывают существенного влияния на сохранение русского самосознания (4-5).
B заключении напомним, что главное условие и механизм русской самоорганизации был предложен идеологом славянофильства Алексеем Степановичем Хомяковым – единство в свободе по закону духовной любви. Опора на православную традицию позволяет достигнуть духовного единства, которое создает организационные формы для сохранения русского самосознания. Именно в этом сущность сказанного Ф.М. Достоевским о русском человеке, как носителе православного духа.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.
Источники:
1. Бухвалов В.А. Дерзания русского духа\ http://nl.libava.ru/derzaniya-russkogo-duha/
2. Бухвалов В.А. Невидимая крепость русской общественной самоорганизации\ http://nl.libava.ru/nevidimaya-krepost-russkoj-obshhestvennoj-samoorganizacii1.html
3. Бухвалов В.А. Славянофильство и советское сознание. Издание 2-ое, переработанное и дополненое\ https://ruskline.ru/analitika/2020/12/27/russkii_socialnyi_ideal_v_sssr
4. Бухвалов В.А. Точки роста культурной автономии латвийского русского мира\ https://ruskline.ru/news_rl/2019/10/11/posobie_dlya_stroitelei_russkoi_kulturnoi_avtonomii
5. Бухвалов В.А. Перспективы сохранения русского самосознания в латвийской диаспоре. Электронная книга\ http://matricarus.lv/ru/publication?id=2295
6. Котельников В. А. Православные подвижники. М.: Прогресс-Плеяда, 2002.
7. Осипов А.И. Носители духа\ https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/nositeli-dukha/
8. Перевезенцев С. В. Тайны русской веры. Вече, 2001.
9. Киреевский И.В. Разум на пути к истине\ https://www.libfox.ru/358037-ivan-kireevskiy-razum-na-puti-k-istine.html
10. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины\ https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/119/veritas.pdf
11. Архиепископ Аверкий (Таушев) Современность в свете Слова Божия. Слова и речи\ https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/sovremennost-v-svete-slova-bozhija-slova-i-rechi/
13. Московский старец отец Алексей Мечёв\
http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/moskovskij-starets-otets-aleksej-mechev/