«Единство, возвестил оракул наших дней,
Быть может, спаяно железом лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней».
Ф. Тютчев
В общественном сознании до сих пор сохраняется ложное представление о том, что христианское мировоззрение ограничивает социальную активность людей. Мол, христианам нужно думать о спасении собственной души, а проблемы бытия Бог разрешит. Люди, плохо знающие Священное Писание, часто утверждают, что религиозная мораль в соответствии с общим религиозным мировоззрением освящает покорность человека господствующим над ним силам, объявляет святотатством активное отношение к жизни, провозглашает безнравственным сопротивление эксплуатации и высший нравственный идеал видит в смирении.
Существует также мнение, что христианская мораль построена на принципе индивидуализма: каждый за себя, один Бог за всех. Например, наиболее нравственным является не тот, кто, жертвуя своей жизнью, выносит из горящего дома ребенка, а тот, кто смиренно молится о спасении погибающих, не ударяя палец о палец, чтобы спасти их жизнь. Такие представления ничего общего с христианством не имеют.
Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) в книге «Наука и религия» пишет: «Высший нравственный идеал Евангелие полагает в любви к человеку. Эта идея пронизывает все Евангелие. Вместе с тем Евангелие есть призыв к активному отношению к жизни, призыв к уничтожению всякой эксплуатации человека человеком. Что касается смирения, то Евангелие учит тому, чтобы именно сильные смиряли себя перед своими собратьями, посвящая свою жизнь служению человечеству, примером чего является сам Иисус Христос». Христианская мораль ни в коей мере непримирима с принципами индивидуализма. Доказательством этого может служить хотя бы общеизвестная испокон веков среди всех верующих пословица: «Все за одного, а Бог за всех».
Когда Христа спросили - какая заповедь в религиозном законе, по Его мнению, является самой главной, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон. И большей сих заповеди нет» (Мф. 22,37-40). Но как можно любить ближнего своего и не помогать ему, не изменять социальные условия, которые приносят ему страдания?
Готовясь к смерти за спасение людей, перед тем, как взойти на Голгофу, Христос в прощальной беседе говорит ученикам: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,12-13). Христос говорит о служении людям и обществу. Служить – значит, улучшать, модернизировать общество.
Святой апостол Иоанн Богослов учил: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3,14). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4,20).
В религиозно-философском отношении духовность - это, прежде всего, взаимодействие души человека как личности с Духом Божьим. Ибо человек создан по образу и подобию Бога, а Дух Божий живет в нем и одухотворяет его. Соответственно бездуховность - это покинутость Богом человека, разрыв диалога между душой и духом. Иначе говоря, духовность - это определенная вера, которая связана с определенной формулой постижения мира, когда материя обретает духовность или когда духовное становится материальным. Более того, преображение бытия начинается с преображения души человека, под воздействием Духа. Рождение новой идеи – есть результат взаимодействия души и Духа.
Но не всякая вера есть проявление духовности, как не каждое безверие есть бездуховность. Духовность – это пребывание в душе человека того или иного духа, а потому она может быть доброй или злой, истинной или ложной, красивой или безобразной, созидательной или разрушительной. Человеку трудно узнать, каким духом он ведом, отсюда возникают противоречия между культовыми, оккультными и религиозными практиками. В христианстве духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с догматами Священного Писания, а потому душа должна готовить себя для принятия благодати - снисхождения святого духа.
В книге Н. О. Лосского «Бог и мировое зло», дается подробное описание зарождения и эволюции зла. Поскольку зло в человеческой жизни обусловлено глубочайшими свойствами человеческой личности, оно не может быть устранено никакими изменениями общественного строя. Из этого, однако, вовсе не вытекает, будто не следует бороться за социальную справедливость и не следует устранять те виды зла, которые коренятся в данном общественном строе. Нужно только помнить, что идеал абсолютного добра в земных условиях недостижим и новые формы общественной жизни, которые удастся выработать будущим поколениям, внесут лишь частичные улучшения некоторых сторон существования и, может быть, породят новые проявления зла.
В отличие от Абсолютного Добра зло не первично и не самостоятельно. Во-первых, оно существует как свободный акт воли деятелей, и производно, как следствие этого акта. Во-вторых, злые акты воли совершаются под видом добра, так как направлены всегда на подлинную положительную ценность, однако в таком соотношении с другими ценностями, добро подменяется злом. Так, быть Богом есть высшая положительная ценность, но самочинное присвоение себе этого достоинства человеком есть величайшее зло. В-третьих, осуществление отрицательной ценности возможно не иначе, как путем использования сил добра.
Зла нет в сотворенной Богом первозданной сущности мира. Когда же и где возникает оно? Конечная цель жизни есть абсолютная полнота бытия существ, достойных обожения. Основное условие достойности обожения выражено в двух заповедях Христа о любви к Богу и ближнему. Следствием этой любви является правильное отношение ко всем ценностям соответственно их рангу и потому нравственно доброе поведение во всех отношениях.
Основное первичное отклонение от этого правильного пути жизни является там, где личность, вступая в деятельность и стремясь к абсолютной полноте бытия, начинает свою жизнь с любви к себе, большей, чем к Богу и к сотворенным Им личностям. Такая чрезмерная любовь к себе, предпочтение себя другим личностям есть уже нарушение ранга ценностей; она есть первичное, основное нравственное зло, грехопадение человека. Все остальные виды зла, все несовершенства в мире суть следствие этого основного нравственного зла себялюбия и эгоизма.
Предпочтение себя другим существам есть свободное проявление личности, не навязанное ей природою и объективным соотношением ценностей: объективно все личности равноценны, а Бог – бесконечно ценнее всякой личности; поэтому личность, предпочитающая себя Богу и другим личностям, совершает акт свободы, приобретающей характер произвола.
Цель и смысл творения мира состоит в том, чтобы Божественное добро существовало не только в Боге, но и распространялось вне Бога на бесчисленное множество существ. Достигнута эта цель может быть только путем творения мира, как совокупности деятелей, наделенных творческою силою и свободою: только такие деятели способны активно усваивать Божественное добро и участвовать в нем, быть сынами Божиими по благодати. Свобода есть необходимое условие действительного достижения личностями Божественного добра.
Почему так важно понимание духовных основ Добра и зла? Потому что любая деятельность личности начинается не с постановки целей, составления планов, организации работы, а с выбора главной ценности, ради которой эта деятельность будет осуществляться. С выбора Добра или зла. Духовный выбор Добра или зла и определяет цели, планы и условия преображения бытия. И этот выбор воплощает Дух в идею.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук