Творческое образование.
Ян родился в 1592 году в городе Нивница. Школа и учителя чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовались отличной репутацией. О том, какое большое значение придавалось воспитательному авторитету стражницкой школы, можно судить по названию, данному ей ее противниками, католическими монахами, ведавшими школами в Моравии. Школьный совет католиков говорил о стражницкой школе как о кафедре дьявола, распространяющей чумную ересь.
В школе дела у Яна шли хорошо и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников.
В 1608 году Ян становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений.
Старший среди соучеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Латынь — какой восторг знакомиться с логическим строем ее грамматики и синтаксиса … Латынь — вот всемогущий ключ, открывающий дверь в необъятную литературу ученых и поэтов: в последний год учебы в школе Коменский знакомится не только с Цицероном и Титом Ливием, но и с Овидием и Вергилием. А потом ученикам приоткрыли еще одну створку двери в античный мир — греческий язык.
Пшеровская школа воспитывала будущих священников для Общины чешский братьев, поэтому, естественно, центром обучения в ней была теология: катехизис, изучение евангелия и эпистол, вероучение братьев. Создавая на глазах учеников здание веры, учителя предлагали ответы на все вопросы, разрешали все сомнения.
Творческое самообразование.
В 1611 году Коменский поступил в Герборнский университет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользовался отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающиеся профессора.
Яна Амоса занимает только учение и ничто другое: он намерен выжать из Герборна все знания, словно сок из зрелого плода. Ян посещает лекции, жадно все записывает, роется в книгах.
Встреча с «чудом»
В Герборнской академии большое внимание на Коменского оказал самый младший, наверное, по возрасту среди преподавателей профессор теологии Иоанн Генрих Альштед. Коменского и других студентов Альштед привлекал невероятной широтой знаний. Границы богословской науки он перешагивал на лекциях в каждой фразе. Не существовало такой области знаний, в которой он бы не чувствовал себя как дома. И что особенно нравилось Коменскому — это умение Альштеда объединить все знания в целую систематизированную, упорядоченную картину создания мира, в которой не оставалось места противоречиям между наукой и Библией, истиной познанной и истиной «явленной» в Святом писании.
Так постепенно профессор Альштед становился образцом для моравского студента. Не могло быть ничего более притягательного, чем следовать за Альштедом в попытке собрать все науки в целостное и всеобщее единство и предложить человечеству совершенный инструмент познания и понимания мира.
Однажды Коменский пережил радостный момент: Альштед пригласил его и попросил помогать в задуманной им работе. Его работа заключалась в том, что он делал выписки, систематизировал их, располагал по алфавиту. Исключительным и возвышающим ему казалось уже то, что он участвовал при зарождении огромного труда — настоящей энциклопедии всех научных открытий и знаний по всем двадцати семи специальностям, какие знала тогдашняя наука.
Достойная Цель.
Вечером, когда он ложился спать после первого дня работы в кабинете Альштеда, … перед ним возникло видение …
Утром, вспомнив о нем, он прогнал его усилием воли. Но мелькнувшая идея не отступала. Она возвращалась снова и снова, и даже среди занятого делами дня.
Да, он, Ян Амос Коменский, закончит учение, вернется домой и составит для своего народа такую же энциклопедию, чтобы его земляки тоже были причастны ко всему богатству знания, как и другие народы.
Как только Коменский поставил перед собой эту цель, он успокоился. Раз есть цель, нет места колебаниям и сомнениям. И еще одно открытие, к которому пришел Коменский, работая у Альштеда: необходимо систематически упорядочить познанное и так же систематически продвигаться вперед, передавая его другим, объясняя и обучая. Отныне его задача — охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.
Чешская энциклопедия, которую Коменский тогда в Герборне решил написать, будет называться «Зрелище Вселенной или энциклопедия всеобщей мудрости”.
Планы и работоспособность.
И все-таки на первом месте остается план, над которым он начал работать, еще будучи учеником в Пшерове. Отныне каждую свободную минуту Коменский посвящает своей великой мечте — энциклопедии видимого мира, записывает главные идеи, набрасывает введение. Иногда возникает сомнение, как вообще может один человек довести такой труд до конца. Но он сразу же останавливает себя, вспомнив, что не имеет права даже думать такое. Нужно постоянно видеть перед собой цель и поставить все на службу для ее достижения.
III. Самостоятельные исследования.
Решение проблем.
Как помочь бедным? Он начинает писать свой труд «Письма к небу», «письма людей бедных и миром пренебрегаемых», адресованные Иисусу Христу.
Как научиться работать с литературными источниками? Коменский пишет труд «Разоблачение Антихриста», в котором с таким знанием использует аргументы, почерпнутые в Библии и в сочинениях отцов церкви, так умело опирается в своих доводах на широкий спектр современной ему теологической литературы, так методично работает с источниками, что становится совершенно ясно — рациональный научный подход не просто автору доступен, он для него совершенно естественен. «Разоблачение Антихриста» произведение целенаправленное, органичное, лишенное внутренних противоречий.
Начало работы над дидактикой.
В библиотеке какого-то замка ему попалась немецкая книжка Э. Бодина «Сообщение о связном и разумном методе обучения». Этот труд привлек внимание Коменского уже тем, что автор пользовался для написания учебника вместо традиционной латыни — родным языком. Как необходимо что-то подобное написать и для чешских учебников, и тоже на родном языке, и с использованием новых методов обучения, с которыми сам Коменский познакомился у своих герборнских и гейдельбергских учителей. Ян Амос чувствует в себе достаточно сил, чтобы собрать свои знания в единое целое, сделав свой вклад и внеся свое понимание. И ему в мыслях уже рисуется новая «Дидактика», он разрабатывает ее основы, пишет введение …
После эмиграции в Польшу он работает учителем в гимназии чешских братьев. Для себя оставались только вечера: считанные часы он мог уделять любимому делу — работе над чешским словарем и едва начатой «Дидактикой».
Построение «Дидактики».
Уже в дошкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будут строиться школьное и нравственное воспитание. Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время самое важное — в понимание мира. Название для этого раздела воспитания возникает само собой: «Материнская школа».
Он исходит из простоты детского понимания, которое со ступеньки на ступеньку поднимается к все более сложным задачам.
Когда Коменский писал «Материнскую школу», ему помогало и то, что он мог наблюдать в собственном доме поведение своей жены, которая поистине была прекрасным садовником для их двух дочерей и двух мальчиков, родственников. Опыт преподавания латыни в гимназии и воспоминания о собственных ученических годах подтолкнули Коменского к следующей работе — «Открытая дверь языков».
Как раньше обучали латыни? Старые учебники предлагали нудный свод грамматических правил, которые ученик должен был выучить наизусть вместе со множеством фраз древнеримских авторов и зазубрить отдельные слова и понятия, часто совершенно ненужные.
В чем была новизна книги «Открытая дверь языков»? Впервые в истории педагогики весь учебник и в изложении материала и в примерах опирался на родной язык. «Дверь языков» содержала более 8 тысяч самых используемых латинских слов. Причем эти слова ученики не должны были заучивать наизусть каждое в отдельности. Коменский объединил их в тысячи фраз. Каждая фраза содержала сведение о каком-то предмете, событии или области жизни. Весь учебник был связан с жизнью человека, с его опытом.
Как только «Открытая дверь языков» вышла в свет, начали множиться переводы на другие языки. Это произведение принесло Коменскому славу и вызвало интерес к автору со стороны европейских ученых и преподавателей-практиков. Фактически были созданы новые принципы: согласование научного содержания с практической жизнью, системность изложения материала и обучение от простого к сложному.
Создание педагогического эксперимента.
В гимназии Коменский применяет на уроках методы, к которым пришел в теории. Он снова и снова убеждается, как важна вещественная наглядность (принцип наглядности), как легко понятие входит в память, если оно связано с соответствующим физическим действием ученика. Из этого вытекает следующий вывод: подражание, которое лучше всего осуществляется в игре.
Основная проблема.
Он увидел противоречие в прежних методах обучения. Они исходили из предположения, что все знания учителя надо насильно втолкать в сознание учеников, которые все сказанное учителем должны заведомо принимать на веру и заучивать наизусть. Полученные знания не связаны с окружающим миром, не связаны с реальной жизнью. И всегда только на память, только наизусть.
Подробно разработав назначение материнской школы, он выделяет следующую ступень — общеобразовательную школу, обучение в которой одновременно с тренировкой памяти и воображения вело бы ученика от познания внешних вещей к пониманию абстрактных, нематериальных понятий. Познание жизни семьи и правил человеческого общежития здесь сменяются познанием жизни в окружающем мире. Третья ступень — подростки, здесь желательно воспитание в гимназиях, подготавливающих в высшему образованию. Цель школы — воспитание человека по «образу божьему». Для этого нужна «школа — кузница гуманизма» или мастерская истинной человечности …
Это первая попытка выхода Коменского на общефилософскую цель — достижение гармонии между людьми во всем мире. Но поставить перед собой такую великую цель казалось ему нескромным, чересчур горделивым.
«Дидактика» есть лишь средство к достижению этой высокой цели. Учение как инструмент исправления, исправление человечества — цель! Цель невозможно приблизить, не имея соответствующего средства, а средство наполняется смыслом, если направлено на достижение определенной цели.
Переход к построению новой системы.
После «Открытой двери языков» Коменский приступает к новому труду «Открытой двери предметов». Речь шла об энциклопедии всеобщего знания о «всеобщей мудрости», которая была бы только средством для того, чтобы дела человеческие привести в лучшее состояние. Конечная цель? «Начал я распространять свои мечты на то как примирить род человеческий, как найти средства и способы, чтобы такое случиться могло». Коменский, разумеется, понимает, что попытка дать человечеству совокупность всевозможных знаний не по силам одному человеку. Что делать? Он решил написать «Предвестник пансофии» — чтобы выразить хотя бы главные мысли своего труда. Картина мира должна быть увидена в единстве. При таком подходе универсальное значение будет при полном разнообразии своих частей связано единством общих законов, которые действуют во всех дисциплинах и из каждой могут быть выведены.
Когда реальность будет понята как единый живой организм, она сама раскроет людям свои законы, люди придут к всемирной гармонии, а путь им укажет «Предвестник пансофии».
Лаборатория.
Коменского приглашают в Швецию и канцлер А. Оксеншерн предлагает ему осуществить реформу шведских школ. Однако возникает проблема: реформу должен делать Коменский и не должен, потому что он иностранец, и это опасная ставка. Коменский решает эту проблему: пусть будет выбран из шведского народа один или несколько человек, которые несли бы это бремя на своих плечах. Он же честно обещает делиться всем, что уже найдено и что будет дано найти.
В 1642 году, Коменский в Эльбинге, организовывает лабораторию (ему выделили четырех семинаристов из Лешненской гимназии), на деньги Де Геера и начинает заниматься разработками своих целей. Де Геер финансирует работу Коменского по просьбе канцлера Оксеншерна.
Здесь Коменский начинает работать над «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих». Это уже общефилософская цель, «Двери языков» и «Двери предметов», это мелочи по сравнению с этой книгой. И педагогика уже не цель, а средство познания.
В лаборатории разрабатываются семь учебников и методических разработок. Коменский разрабатывает окончательный вариант книги «Новые методы лингвистики» и подготавливает полный комплект шведских учебников.
По ночам он работает над главной целью — «Советом об исправлении», делает наброски всех семи частей. Однако в Швеции была проведена школьная реформа под руководством ученых Упсальского университета. Коменский возвращается в Лешно. Здесь он становится епископом.
Завещание.
Коменский начинает работать над завещанием «Завещание умирающей матери — Общины братской — своим сыновьям и дочерям…»
Внедрение идей.
Коменского приглашают в Венгрию для осуществления школьной реформы. Он принимает приглашение и начинает заниматься реформой школы в Шарош-Патак. В это время он разрабатывает «Школу всеобщей мудрости», «Мир чувственных вещей в картинках». «Школа-игра» — сборник учебных пьес с объяснениями, как использовать их в процессе обучения.
После возвращения в Лешно заканчивает «Пансофический словарь» и самую крупную из предшествовавших работ «Сокровища чешской речи».
Теперь он работает над той единственной задачей, которую поставил перед собой — «Общим советом». После осады Лешно партизанами погибают рукописи «Опровержение «Философии» Декарта и «Астрономии Коперника», большая часть «Пансофии».
IV. Создание новой системы.
В 1657-58 годах увидел свет большой педагогический труд «Великая дидактика». Четырехтомное сочинение сразу получило известность: вся Европа читала и восхищалась, отдельные части «Дидактики» даже перешагнули европейские границы.
V. Разработка нового направления.
Стоя на пороге старости, Ян Амос бодр и силен духом, как никогда; именно теперь он призван совершить последнее великое дело для всего человечества.
Защита убеждений.
Длительная полемика с оппонентами привела Коменского к мысли создать свое жизнеописание и выразить в ней свои мысли и действия в различные периоды жизни. Когда-то средоточием была «Пансофия», ей отведена лишь седьмая часть в «Совете об исправлении дел человеческих». Коменский сознавал, что поставил перед собой невыполнимую задачу. Однако два первых тома «Совета» были закончены и напечатаны: «Всеобщее пробуждение» и «Всеобщее озарение». В первой книге подробно описывается цель — будущий мир без войн, с процветающим населением, во второй — условия достижения этой цели, их три: природа, разум, Священное писание. Следующие три тома посвящены средствам достижения цели. Это «Всеобщая мудрость» — «Пансофия». Это своеобразная энциклопедия научных знаний.
Четвертая часть «Совета» носила название «Всеобщее воспитание». В ней заложен призыв к людям с помощью разума заниматься самосовершенствованием.
Во «Всеобщем языке», Коменский возвращается к мысли об универсальном, общем языке, который поможет расширению универсальной культуры. Шестой том «Всеобщее исправление» и седьмой — послесловие и обращение к читателю «Всеобщий призыв».
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук
Творческая биография подготовлена по книге:
Кратохвил М.В., Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.