Современная биология пришла к выводу, что жизнь в ее глубочайшей основе есть генетическая память. Но тем более это верно в отношении общественной жизни и жизни человеческого духа: ее сила и плодотворность определяются богатством исторической памяти. От этой памяти всецело зависит и умственная, и нравственная высота человека.
«Уважение к минувшему ¾ вот черта, отличающаяся образованность от дикости, ¾ писал Пушкин». ¾ Дикость, подлость, и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Это истина: тот, кто живет только сегодняшним днем, в самом деле, способен лишь пресмыкаться, приспособляться к сиюминутным обстоятельствам и никогда не сможет осуществить весомую цель. И чувство ответственности перед будущим реально испытывает только тот, кто чувствует ответственность перед прошлым.
Как известно, большевики ненавидели историческую Россию. Но, после прихода к власти в ноябре 1917 года, начинается активная работа по сохранению исторических памятников России. И начал эту работу В.И. Ленин.
При личном участии В.И. Ленина в 1918–1919 годах были организованы Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Центральные государственные реставрационные мастерские. Российская академия истории материальной культуры и другие учреждения этого профиля, располагавшие немалыми по тем временам возможностями и развернувшие поистине грандиозную работу.
В стране было создано более 250 превосходных музеев, для объединения, работы которых в 1920 году сформировалось Центральное бюро краеведения. Вот только даты создания нескольких важнейших литературных музеев: «Абрамцево» (1918); тургеневский музей в Орле (1918) и его филиал в Спасском-Лутовинове (1921); усадьба Льва Толстого в Москве (1920) и Ясной Поляне (1921); чеховский музей в Ялте (1921); «Мураново» (1920); «Михайловское» (1922) и пушкинская квартира на Мойке (1924).
Выдающийся живописец и искусствовед, ставший в 1918 году руководителем Центральных государственных реставрационных мастерских, И.Э. Грабарь писал о том, как шла «разработка декретов» об учете и охране национальных ценностей: «Инициатива всех этих декретов исходила от В.И. Ленина… Некоторые из них … он лично исправил, значительно усилив ответственность заведующих… Владимир Ильич, вообще придавал чрезвычайное значение делу охраны исторических сооружений … Однажды Владимир Ильич дал нам такой нагоняй, от которого мы долго не могли опомниться».
С точки зрения троцкистов, Россия была своего рода «вязанкой хвороста», которую нужно было бросить в «костер» мировой революции. Противоположность этому В.И. Ленин видел главную цель революционных преобразований в расцвете России. Опираясь на классические некрасовские строки, он писал в статье «Главная задача наших дней» (1918) об этой самой задаче:
«Добиться во что бы ни стало, того, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной… У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, ¾ чтобы создать действительно могучую и обильную Русь».
Луначарский в годовщину кончины Ленина, 21 января 1925 года, выступая на заседании Государственного ученого совета, с полной определенностью высказался именно о тех самых ленинских суждениях.
«Владимир Ильич говорит, ¾ напоминал то самое высказывание нарком просвещения, ¾ что мы не можем построить новой культуры, не овладев всей старой культурой, то есть всей техникой, наукой, искусством ….Владимир Ильич считал необходимым … упомянуть о наших задачах в области искусства в программе партии. В программе говорится: «Равным образом необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Вот что сказано с марксистской беспощадностью определения: искусство возникло на почве эксплуатации труда рабочих, оно служило эксплуататором … Таково было дореволюционное, помещичье, капиталистическое искусство. Его нужно сделать достоянием народа. Это может показаться противоречием, но это не противоречие, это самая глубина мысли Владимира Ильича».
Супруга известного поэта - Н.Я. Мандельштам, раскрывает, как она говорит, «самое главное»: у всех революционных деятелей двадцатых годов «ничего за душой не было. В другом месте своих воспоминаний она говорит об этом «нигилизме» двадцатых годов, не снимая определенной вины даже с самой себя:
«Мы уничтожили институты, которые создавались веками и скрепляли общность людей ,,, Единственное, в чем наша заслуга, это в опытном доказательстве того, что все наши выдумки и изобретенья ¾ мусор и тлен, если угасла память и забыт светоч, «завещанный от предков». Утрата памяти, честной, не искаженной, равносильна потере реальности».
К этому совершенно справедливому заключению необходимо лишь добавить, что уничтожалась не только духовная память, но и тот реальный строй жизни, который также есть воплощенная в самих формах быта и труда ¾ и потому особенно существенная ¾ память.
Днем создания Красной армии считается 23 февраля, но 23 февраля немцам без боя были сданы Нарва и Псков. Считать началом создания армии день его позорного поражения было бы просто безумием. Но «22 февраля, ¾ цитирует Карпец современного исследователя Олега Стрижака, ¾ из Могилева в Петроград приехала большая группа генералов во главе с начальником штаба Ставки Верховного главнокомандования генералом М.Д. Бонч-Бруевичем. Вечером они встретились с Лениным и Сталиным. Трудный разговор продлился до утра, речь шла о спасении России. Требование генералов: немедленное заключение мира, на любых условиях, национализация всей оборонной промышленности ¾ горнорудной, металлургической и прочая < … >, новая армия строится на основе всеобще воинской обязанности запретить все солдатские комитеты, никакого обсуждения приказов, железная дисциплина, за воинские преступления ¾ расстрел. Ленин принял все требования. 23 февраля 1918 года Ленин имел самую тяжелую битву. Его ЦК категорически выступило против мира и против «царской» армии. Ленин ультимативно заявил, что уходит из ЦК. Поздней ночью предложения Ленина были приняты < … > 4 марта в Республике Советов был учрежден Высший Военный совет, его возглавил генерал Бонч-Бруевич».
В.И. Вернадский вспоминал: «У Ленина был своеобразный государственный ум, и, может быть, смерть его вначале коммунистического строительства очень неблагоприятно сказалась на русской жизни … У него не было творчества, и мысль его мне представляется не интересной. И в то же время человек этот … резко отличающийся от окружающих государственным умом, и … не будь его, научные и художественные ценности ¾ и люди ¾ не сохранились бы, и революция явилась бы еще более разрушительной. Сохранение ¾ в общем ¾ центров научной и художественной работы, вероятно, очень многим обязано лично Ленину в самые трагические моменты».
Патриарх Тихон в 1924 году добрыми словами помянул В.И. Ленина. В беседе с представителем печати бывший патриарх Тихон заявил, что Ленин не был отлучен от православной церкви, поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать. Хотя, сказал Тихон, мы идейно расходились с Лениным, я имею сведения о нем, как о человеке добрейшей и поистине христианской души. Я считал бы оскорблением памяти Ленина, если бы православное духовенство участвовало в похоронах, ибо Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело» («Пролетарский путь», 27 января 1924).
Валерий Бухвалов,
доктор педагогических наук