Независимый аналитик Сергей Горяинов, автор нашумевшей книги «Алмазы Аллаха», в 1980-е годы — сотрудник академика Анатолия Басистова, главного конструктора противоракетной обороны Советского Союза в ОКБ «Вымпел», считает: именно Л. Берия стал автором беспрецедентного научно-технического, инновационного прорыва Советского Союза в 1945-1953 годах. Ни до, ни после в нашей истории не было ничего подобного.
Суть дела: к марту 1953 года член Политбюро Л. П. Берия не был шефом госбезопасности страны, он занимался совершенно иным делом. Работал заместителем председателя правительства страны, возглавляя так называемый Спецкомитет (СК) при Совмине СССР.
В составе СК насчитывались три управления — Первое (ядерное оружие, атомные энергетика и промышленность), Второе (ракетная техника) и Третье (высокоточное оружие той поры — электроника, радары, зенитно-ракетные комплексы, управляемые ракеты). Спецкомитет работал как параллельное (опричное) правительство развития, дефакто, не подчинявшееся обычному, бюрократическому правительству.
Структура СК выглядит уникальной: в его состав входили и некоторые части Минобороны, и подразделения разведки - некоторые отделы Информационного комитета МИД СССР, предприятия и институты разных министерств, например, тяжёлой промышленности или сельхозмашиностроения. При этом такие структуры де-факто не подчинялись своим министерствам, управляясь прямо из СК. Министры, которым формально подчинялись все эти структуры, на самом деле понятия не имели о том, что там делалось. И права спросить об этом министры не имели!
А делалось тут много интересного: некоторые учреждения сельскохозяйственного машиностроения, например, разрабатывали управляемые бомбы. Точно так же и МИД не мог спросить, чем занимаются некоторые сотрудники внешней разведки, инкорпорированные в систему Спецкомитета Лаврентия Берии. При этом, как убедительно показал С. Горяинов, сам СК выгодно отличался от обычных бюрократических, громоздких, иерархических ведомств как той, так и последующих эпох. Работа Спецкомитета была организована небюрократическим способом. Здесь практиковались горизонтальные связи, по сути дела, сетевые, межведомственно-междисциплинарные принципы организации проектов, подбирались кадры фантастической работоспособности, применялся
Результат оказался налицо. СССР в рекордные сроки (в 1949-м) создал ядерное, а затем (1953-м) — и термоядерное оружие. Позже, когда СК распустили, а его рабочие структуры раздали по обычным бюрократическим ведомствам, инерция бериевского ускорения оказалась настолько велика, что страна раз за разом демонстрировала фантастические прорывы.
1954 год — пуск первой в мире АЭС. Успехи в строительстве электронной промышленности, в создании первых ЭВМ — компьютеров. Ввод в строй пояса зенитно-ракетной обороны Москвы — системы С-125 «Беркут», способной сбивать не только реактивные «летающие крепости», но и сбрасываемые ими на парашютах ядерные бомбы.
1957-й — запуск в космос первого в мире спутника первой в мире баллистической ракетой Р-7, способной доставить ядерную боеголовку из Евразии в Северную Америку. 1960 год — первое в мире успешное применение зенитно-ракетного мобильного комплекса С-75, уничтожившего высотный самолёт-разведчик США U-2 (дело Пауэрса).
1961 год: первое в мире испытание системы противоракетной обороны. Ракета В-1000 уничтожила «баллисту»-цель, по сути дела попав пулей в пулю. США подобное сделали лишь в 1984-м. И в том же 1961-м СССР первым в мире запускает в космос пилотируемый корабль с Юрием Гагариным на борту. В те же годы страна овладевает управляемым тактическим ракетным вооружением - в воздухе, на суше и на море, приступает к строительству атомного подводного флота и сверхзвуковой авиации. Любопытная деталь: именно СССР в 1950-е строит первый в мире успешный реактивный пассажирский лайнер — Ту-104, показывает успехи в компьютеростроении.
Есть очень любопытное исследование одного из исследователей сталинской эпохи, Алексея Чичкина «Забытая идея без срока давности». Ещё в апреле 1952 года в Москве состоялось международное экономическое совещание, на котором СССР, страны Восточной Европы и Китай предложили создать зону торговли, альтернативную долларовой. Тогда нас были готовы поддержать не только Югославия, но и многие некоммунистические страны — Иран, Эфиопия, Аргентина, Мексика, Уругвай, Индонезия. Своих делегатов прислали и те европейские страны, которые отвергли план Маршалла: Швеция, Австрия, Финляндия, Ирландия и Исландия.
Сталин предложил создать свой «общий рынок», последней стадией которого стало бы введение межгосударственной расчётной валюты. В том же 1952 году Сталин в работе «Экономические проблемы социализма» выдвигает не левую и не правую, а совершенно футуристическую идею создания «Корпорации СССР» на базе «высокой техники».
Олег Матвейчев подробно разобрал эту сталинскую работу-послание будущим поколениям в книге «Суверенитет духа». «Самое главное — это новации в сфере экономики. Если экономика при капитализме — это наука выживания в условиях рынка (макроэкономика), то экономическая наука при социализме — это, по сути, наука управления корпорацией (микроэкономика).
Сталин хотел превратить страну в корпорацию, где все граждане были бы акционерами, а правительство — менеджментом, партию предполагалось полностью устранить от власти. Согласно аксиомам капитализма цель корпорации — благо акционеров. В сформулированном Сталиным «основном экономическом законе социализма», целью являлось «удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей… на базе высшей техники». Или как бы сказали сейчас: «на базе хай-тек».
Понятно, почему в тяжёлое время Сталин находил возможным тратить на образование до 15 процентов бюджета. Предполагалось, что мы станем ведущей хай-тек державой. Страна-корпорация работает, инвестирует прибыль в производство передовых средств производства, в первую очередь, то есть создаёт капитал, капитализируется, и только оставшееся потребляет.
«Дивиденды акционеров» будут выдаваться не в денежной форме, а путём снижения платы за жильё, бесплатного обучения, бесплатной медицины, снижения цен на основные, а потом и вообще на все продукты, и, наконец, через сокращение рабочего дня! Рабочий день должен был быть сокращён до 4 часов, чтобы не было безработицы, а свободное время — главное богатство человека, на Западе оно доступно только капиталисту, но у нас капиталистами в перспективе должны были стать все — шло бы на научное, творческое, культурное и спортивное развитие нации…». Увы, смерть Сталина и Берии помешала воплощению этих планов.
Советский Союз начала 50-х годов стоял на пороге больших реформ. Это очень хорошо понимал, более того – чувствовал Сталин. «Реформы неизбежны, – писал он, – но в своё время. И это должны быть реформы органические, опирающиеся на традиции при постепенном восстановлении православного самосознания. Очень скоро войны за территории сменят войны «холодные» – за ресурсы и энергию. Нужно быть готовыми к этому».
Данный пассаж дорогого стоит. Мало того, что вождь предсказал войны за ресурсы, развернувшиеся на рубеже XX–XXI веков, он зафиксировал необходимость реформ в области психосферы, понимая, что военные действия со временем переместятся и туда и что реформы должны опираться на традицию на сознание и бессознательное, а не отвергать и не ломать.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.
По материалам докладов «Изборского клуба»
http://www.dynacon.ru/