В книге О.Чедвика «Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI – XVII вв.» рассказывается о создании ордена Иисуса, более известного, как орден иезуитов. Отец-основатель ордена, Игнатий Лойола (Ингасио де Лойола) впервые упоминается на страницах истории в 1515 году, когда в Памплоне, в Наварре был обвинен в «великом преступлении», совершенном вместе с группой священников. Он заявил перед судом, что является духовным отцом. Однако суд выяснил, что его нет в списке генерального викария, что его видели, как он обычно носил кожаную кирасу и нагрудник, имел при себе шпагу или меч, кинжал, мушкет и другое разнообразное оружие. Нам неизвестно, что Лойола сделал, но ясно, что тогда он еще не стремился к духовности.
21 мая 1521 года, когда он защищал пролом в крепостной стене Памплоны, в сражении против французских захватчиков, пушечное ядро раздробило его правую ногу и ранило левую. Последовавшее хирургическое лечение почти убило его. Ногу неправильно вправили и вынуждены были вновь сломать, опять выправили неправильно, и все повторилось сначала. Так Лойола и остался с искривленной правой ногой, осознав, что никогда больше не сможет сражаться.
Прочитав «Жизнь Христа», написанную картезианцем Лудольфом, и религиозные книги, которые находились в домашней библиотеке, погруженный в раздумья или днем мрачно размышлявший по поводу своего будущего, Лойола однажды увидел ночью видение Мадонны с Младенцем. Тогда он и решил, что станет святым.
И он отправился в Иерусалим. По дороге он не смог войти в Барселону, охваченную чумой, уничтожавшей город. Поэтому он остановился в Манресе, намереваясь провести здесь несколько дней, но задержался почти на год. Все это время Лойола вел аскетический образ жизни, молился по семь часов в день, трижды в день занимался бичеванием, вставал в полночь, чтобы помолиться, не стриг волосы и ногти, просил милостыню.
В то время как тело Лойолы страдало, а ум зрел в Манресе, он написал первые главы ставших позднее знаменитыми «Духовных упражнений», окончательно же книга сложилась в Риме в 1541 году. Рукопись сохранилась вместе с его пометками, но не была напечатана, пока не получила одобрение папы и не была переведена на латинский.
Это не книга для чтения, а практическое руководство для того, кто хочет пройти четырехнедельный курс аскезы. Игнатий не был искусен в религиозных делах, поэтому в его книге нет повествовательного дискурса, не отличается она и художественными достоинствами. В ней есть лишь проверенные на себе практические рекомендации, и ряд молитв, приведенных без всяких словесных украшений, написанных в соответствии с испанским реализмом.
Подвергая человека этим упражнениям, Лойола намеревался обучить его управлять своей волей. Для этого ему необходимо уйти в уединенную келью, отречься от внешнего мира и провести месяц в тишине, прерываясь только на литургию и общение со своим наставником. Упражнения распределяются на четыре этапа ¾ недели, правда название «неделя ¾ достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена.
Книга стала популярной и по стопам Лойолы пошли его последователи. В Риме весной 1539 года они образовали орден Иисуса, целью которого было наставление детей и просвещение их заповедям Господа. Его члены высказывали особое послушание папе, отправляясь туда, куда он их посылал. Священники ордена, хотя и связанные часами молитвы, не выполняли вместе свои обязанности, поскольку не могли остановить свою благотворительную деятельность.
Иерархия в обществе была сложной. Послушничество продолжалось два года вместо одного, оно отличалось от старого замкнутого монашества тем, что предполагало работу в госпитале и совершении паломничества босиком. Затем новичок принимал простые обеты бедности, послушания и милосердия, после чего переходил к «учебе», а уже пройдя через жесткий курс высшего обучения, должен был принять в дополнение к трем стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания, четвертый: обет непосредственного послушания Святому Отцу, как наместнику Господа, и Генералу ордена Девизом ордена является фраза «К вящей славе Божией».
Система морали, разработанная иезуитами, называлась ими «приспособительной», так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности иезуитам разрешается вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену.
Широкие привилегии, данные папством иезуитам, как-то освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством, способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны.
В Средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека.
Первую иезуитскую среднюю школу открыли в Мессине в 1548 году. Здравый смысл Лойолы предполагал новые методики, он внес свежее дыхание и практическое начало, удивительное обучение латыни в духе Ренессанса, заботу и о благочестивых манерах. Начав обучать мальчишек из римских трущоб, орден закончил воспитанием принцев, принцесс и представителей знати католической Европы.
Тем временем один университет за другим основывал иезуитские колледжи, сначала в Падуе в 1542 году, главный открылся в Риме в 1551-м. Общество иезуитов превратилась в обучающий орден, став ведущей организацией, занятой высшим образованием католиков.
Поскольку образовательные методики оказались эффективными, более функциональными, чем какие-либо другие в современной Европе, то их сочли возможным использовать для обучения аристократов и королей. Иезуитство – это католический радикализм, направленный на укрепление католического влияния путем просвещения. Однако иезуиты никогда не брезговали и политического интриганства, ведь в их понимании цель оправдывает средства. Именно иезуиты стали основателями двойной морали и двойных стандартов, которые в настоящее время и составляют суть так называемых европейских ценностей.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.