Почему в наше время проповедь христианства не приносит должных плодов? Почему у нас некрещеные родители, невоцерковленные друзья, коллеги-атеисты?
Думается, что ответ состоит в том, что сейчас очень мало людей, живущих по Евангелию. Да, можно вспомнить Патриарха Сербского Павла (Стойчевича), архимандрита Кирилла (Павлова) и других, но это единичные имена.
Евангелие – очень честная Книга, она требует и от нас проявления честности в отношениях с Богом, другими, самим собой
Евангелие – очень честная Книга, она требует и от нас проявления честности в отношениях с Богом, другими, самим собой.
Думается, что первосвященники и фарисеи возненавидели Христа не только и не столько за то, что Он не намеревался даровать им земное царство, сколько потому, что, будучи Истиной, требовал той самой честности, в свете которой их жизнь была ложью и нуждалась в коренных изменениях. Этого они не могли простить.
Любой современный христианин обречен на то же. По прошествии 5, 10, 20 лет в Церкви его ожидает столкновение с формальностью прожитой христианской жизни, осознание воцерковления как одного из многих «я», являемых миру, и того, что он сам, настоящий, так и не узнал Бога. В этот момент каждый встает перед выбором: оставить все как есть или измениться. В этом и проявляется личная свобода человека, личный выбор.
Бог – Личность, Он такой, какой есть, делает то, что считает нужным, не пытается казаться хорошим, добрым, любящим, кому-то угождать, кого-то «спасать».
И как Личность он хочет вступить в отношения с другой личностью – своим созданием, которое абсолютно уникально и бесценно в Его глазах. Кому как не Создателю знать Свое творение? Поэтому выстроить с Ним отношения можно только являя свое подлинное лицо.
Кто бы из нас захотел дружить с человеком, который притворяется другим? Где тогда искренность, общность мировоззрения, интересов?..
Правда, до поры Бог нас принимает, терпит, ждет и сожалеет.
В святоотеческом наследии особое место отводится такому аскетическому деланию, как самоукорение. Не в смысле самобичевания, самоунижения. Речь идет о здоровой способности увидеть личную ответственность в любой ситуации. Это, если хотите, выражаясь языком современной психологии, наиболее конструктивный способ разрешения сложных ситуаций.
Являясь основой основ духовной жизни, самоукорение зиждется на той самой честности.
Но является ли наша честность гарантией спокойствия, довольства, успеха в мире? Очевидно, что нет.
В Книге Исход говорится, что «…Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 9: 12). Ожесточает Он и сердца ближних, желая вывести нас из рабства греху, уничтожить закваску фарисейства, соделать достойными Себе, говоря устами пророка – «и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36: 28).
Говоря об искушениях, первый епископ Иерусалима ободряет нас великим обетованием: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1: 12).
Потому и сказано выше: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1: 2).
С радостью, так как испытываетесь не как чужие кто, а как Его достояние, наследники больших благ, для совершенства «во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1: 4), освобождения от страстей, очищения грехов.
При этом не просто с радостью, но «великой» призывает апостол. Или, как звучит этот стих на церковнославянском: «Вся́ку ра́дость имѣ́йте, бра́тiе моя́, егда́ во искуше́нiя впа́даете разли́чна».
Примечательно, что церковнославянское слово «всѧ́ко» переводится на русский язык как «отнюдь, вовсе, совсем, совершенно, конечно, непременно»; греческое «πᾶσαν», армянское «ամենայն» имеют аналогичный перевод «всякий», в немецком языке используется слово «rein» – чистый, непорочный, истинный, настоящий, в английской «all» – целый, всевозможный.
Смело и бесстрашно исповедовать свою веру можно только честно понимая, Кто твой Бог и кто ты сам
То есть «с радостью великой» в смысле многоразличной, полной, совершенной, абсолютной, подлинной, неограниченной, истинной, безусловной, безупречной.
Свт. Григорий Палама справедливо отмечает:
«Не просто говорит: “радуйтесь”, но – “всяку радость имейте”. <…> “Всякую” же сказал Он, “радость”, т.е. совершенную, величайшую, непрестающую, и особенно тогда, когда явятся многовидные искушения. Почему это? Потому что благодаря стойкости в искушениях мы укрепляемся и становимся более испытанными пред лицом Божиим. И не только это, но и более опытными становимся в искушениях; потому что это самое и Премудрость Соломонова говорит относительно Святых: “Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе” (Прем. 3: 5). Разве такое искушение не достойно – всякой радости?».
Стойкость в перенесении искушений невозможна без того, о чем сказано выше. Жития христианских мучеников и исповедников (безотносительно временного отрезка их подвига) являют их как людей, лишенных всякого лукавства. А смело и бесстрашно исповедовать свою веру можно только честно понимая, Кто твой Бог и кто ты сам.
Юлия Балаянц