Сколько было разговоров про игру «Синий кит», «богатых попов на мерседесах», ЛГБТ и другие деструктивные явления в соцсетях, другие «информационные вирусы». Но существует еще один вирус, не менее злой, который охватил уже не менее 50% населения, а о проблеме все молчат. Пока говорю один я на своем ютуб-канале. Как вопиющий в пустыне. И это непросто – идти против течения…
В чем же здесь правда и в чем ложь, с которой я пытаюсь бороться?
Ложь заключается в том, что все мы окружены большим количеством «нарциссов», причем нарциссы:
– злонамерены,
– неизлечимы,
– не совсем люди.
Правда же заключается в том, что нарциссы (как психологический тип, описанный Фрейдом), – мы все в той или иной степени, а носители НРЛ (нарциссического расстройства личности) настолько редки, что можно их существование не принимать во внимание. Разумеется, адепты нарциссофобии под «нарциссами» или «нарцами» подразумевают носителей НРЛ – «ужасных бесчеловечных психопатов».
Нарциссофобию разгоняют в основном два типа блогеров:
1. Психологи, желающие заработать на модной теме.
2. Психбольные жертвы воображаемых нарциссов.
Кто является жертвами нарциссофобии?
Не очень здоровые душевно люди, которые перенесли какой-то негативный опыт в личной жизни. Почему-то они уцепились именно за «нарциссофобную» трактовку того, что с ними произошло. Возможно, просто потому, что эта трактовка является самой массовой и модной. Многие психологи вообще все проблемы на свете объясняют «нарциссизмом».
Нарциссофобия приводит к разделению людей. Все всех боятся
К чему приводит нарциссофобия:
1. К разделению людей. Все всех боятся. Причем насаждается разрушительная ненависть к самым близким людям – родителям, бывшим мужьям, женам (якобы нарциссам). Ярлык нарцисса навешивается моментально на каждого второго, с кем едва соприкоснулись даже в соцсетях.
2. К усугублению душевных проблем. Проблема обнаружена в другом (в «нарциссе»), поэтому в себе разбираться не нужно (конечно, в другом проблема обычно есть, но механизм ее не такой, как представляют нарциссофобы). А ненависть делает свое дело.
3. К бурному росту фашизма. Ведь это расчеловечивание окружающих (мнимых «нарциссов») – один из видов фашизма, когда люди объявляются людьми второго сорта или вовсе нелюдями.
С духовной точки зрения, это один из бесовских трюков, с помощью которых они пытаются отвлечь от себя внимание. Если послушать нарциссофобов, по их описанию нарциссы – это натуральные демоны, только вочеловечившиеся. И вот такой человек сражается с мнимыми врагами – «нарциссами». Хотя подлинные враги как раз и овладевают им в этот момент.
Разумеется, ярлык нарцисса повесили и на меня. Хотя моя семейная жизнь достаточно публична, и она никак не вписывается в распропагандированную картину НРЛ: единственный многолетний брак, пять счастливых детей… Но раз выступаю против нарциссофобии – значит, нарцисс.
Я много раз пытался вступать с нарциссофобами в обсуждения, чтобы лучше понять их точку зрения – ни разу не увидел стройного, логичного мышления, здравой аргументации. В 90% случаев аргументация такая: «Мне было очень плохо в отношениях. Значит, нарциссизм – это большая проблема». Или: «Моя мать меня уничтожала. Значит, нарциссизм – проблема века».
Что особенно беспокоит в этом вирусе – скорость его распространения. Еще года три назад можно было обсуждать какую-то проблему отношений и ни разу не прочитать в комментарии слово «нарцисс». Сейчас же прилетит сразу несколько комментариев с обвинением кого-то (например, своих бывших близких) в нарциссизме.
Что особенно беспокоит в этом вирусе – скорость его распространения
У этой проблемы есть и одна положительная сторона: сейчас даже непрофессионал может приблизительно оценить степень душевного здоровья малознакомого человека. Например, потенциального жениха или невесты. Достаточно заговорить о нарциссах. Если окажется, что человек сильно озабочен проблемой нарциссизма, следует проявить осторожность и поглубже разобраться в том, насколько человек здоров душевно.
Ведь душевное здоровье – это часть общего христианского совершенства, к которому мы все призваны. При его отсутствии у одного из супругов в семье как минимум может не быть любви (которая – вершина совершенств, по свт. Луке (Войно-Ясенецкому), а как максимум – будет собственный домашний ад…
Дмитрий Семеник,
православный психолог