Перед каждым человеком в какие-то моменты встают вопросы: а в чем смысл жизни? как устроен мир, в котором я живу? что такое смерть? Но большинство людей на них не задерживаются долго, увлекаемые потоком сиюминутных мыслей и дел. Только для приблизительно 10% человечества подобные вопросы серьезно влияют на повседневное существование, а часто и определяют его. И, в большинстве своем, это люди с высоким уровнем образования, культурные и развитые, обладающие творческим мышлением. Именно они обычно ищут истину.
Куда же могут привести такие поиски современного человека?
Конечных пунктов в «пространстве мировоззрений» у нас сейчас три. Их задают: наука – классическая и так называемая паранаука (в другой терминологии – «лженаука»); эзотерика, магия, оккультизм, харизматические движения; традиционная для России религия – Православие. Причем Православие – в последнюю очередь. Нынешний мыслящий человек привык думать, что религия – это для тех, кто не способен к самостоятельному осмыслению мира, для людей примитивных, для старушек, поэтому останавливается обычно на первом или втором вариантах.
Рассмотрим наличные возможности подробнее.
В самом фундаменте науки заложено представление о том, что материя самобытна; оно определяет и материалистический подход к изучению мира, и отрицание существования Бога – атеизм. Принято считать, что с помощью научных изысканий может быть получено непротиворечивое описание материального мира. Если пока эта картина неполна, то в будущем, с развитием методов исследований, она будет совершенствоваться, и, в конечном счете, приблизится к истине.
Однако в самой основе естествознания коренится принципиальное противоречие, о котором обычно умалчивают ученые. Физики знают: материя подчиняется второму закону термодинамики. В «облегченной» формулировке Айзека Азимова он звучит так: «Вселенная становится все более беспорядочной». Действует этот закон на всех уровнях, даже на бытовом. Все знают, как в комнате сам по себе возникает беспорядок. Для того чтобы его ликвидировать, нужно потрудиться, то есть привнести в систему некоторую энергию.
Но энергии недостаточно. Представьте, что порядок в вашей комнате наводит посторонний человек. Для вас его порядок может обернуться хаосом. Нужно же знать, что где лежало! То есть, кроме энергии необходима информация. И это только для восстановления порядка. А для создания организованных систем из хаоса?
Биология, между тем, утверждает обратное. Из первозданного хаоса спонтанно возникли первые живые организмы, и из них – все остальное разнообразие живых существ, все более и более высокоорганизованных, вплоть до способного к мышлению человека. Информация, содержащаяся только в одной живой клетке, составляет 10 в 250-й степени байт (есть и другие оценки, но столь же запредельные). Откуда же взялась эта информация, если система является закрытой? А наука говорит именно о закрытости Вселенной, то есть о том, что кроме нее ничего не существует, значит и потоков информации ожидать неоткуда.
Так две естественнонаучные дисциплины вступают в неразрешимое в рамках научной парадигмы противоречие.
Впрочем, ничего другого и ожидать было нельзя. Ведь в самой науке доказана теорема Геделя о неполноте формальных систем. В расширенной интерпретации она гласит: ни одна система не может быть описана средствами, содержащимися внутри системы, требуется выход в метасистему, ее включающую. Тем более, конечно, система не может быть создана с помощью своих собственных внутренних средств.
Противоречивость естественнонаучного знания часто приводит ученых к мысли о том, что помимо материального мира, явленного человеку в органах чувств, существует и другой, неявленный, в который наш мир «вписан». Подтверждается наличие неявленного мира и множеством наблюдений, которые имеют общее свойство – они невоспроизводимы. Опыты по передаче мыслей на расстояние иногда удаются, не чаще – нет. Неопознанные летающие объекты появляются где и когда «хотят». С помощью рамки лозоходцам удается обнаружить одно из многих месторождений. И здесь наука бессильна, она отрицает существование неявленного мира и, по определению, занимается исследованием только повторяющихся феноменов.
Но инициативу из ее рук принимает паранормальная наука. Достижения паранауки впечатляют. Так, открыты микролептоны – частицы, не улавливаемые никакими вещественными приборами; торсионные поля, которые, оказывается, присущи душе человека и определяют ее (души) «кручение»; биоэнергетические морфогенные поля, содержащие всю информацию о мире. Получили объяснения механизмы формирования геопатогенных зон и энергоинформационных взаимодействий. Астрологические прогнозы рассчитываются на компьютерах. В международной академии информатизации защищаются диссертации по специальности «Экстрасенсорность, телепатия, телекинез и другие нематериальные явления».
В неявленный мир ломится толпа исследователей, вооруженных вполне научными методами и обладающих «здешним» рациональным мышлением. Это попытка средствами внутренней системы описать метасистему. Бесперспективность налицо. Однако, как любопытно! И крепнет убеждение, что нет предела человеческому познанию.
На территории магии и оккультизма наличие неявленного мира не отрицается. И изучать его предлагается уже не с помощью инструментальных методов, а путем мистических откровений. Разнообразие представлений здесь очень велико, но в общем виде они выглядят примерно так.
Как устроен неявленный мир мы, конечно, не знаем доподлинно, но в нем существуют силы, которые стремятся помочь человечеству в его саморазвитии; отдельные люди наделены сверхестественными способностями, позволяющими взаимодействовать с ними и транслировать знания и энергии, гарантирующие устойчивое развитие цивилизации и счастье каждому человеческому индивиду. Высшая цель человека – вступить в контакт с какой-нибудь потусторонней сущностью и облагодетельствовать человечество, или, как минимум, исправить собственную карму. Для проникновения в неявленный мир используются различные магические ритуалы и наркотики; приемам «выхода в астрал» обучают в академиях оккультизма; болезни излечиваются путем наложения рук…
Идеология здесь такова: человек сам по себе, без помощи и руководства сил неявленного мира – ничто, а под их управлением («личным», или опосредованным – через земного «учителя») становится всемогущим в обоих мирах, явленном и неявленном. Очень соблазнительная дорога. Поэтому-то так много появилось харизматических лидеров и вокруг каждого – целый сонм поклонников. И у каждого - своя истина. Как выбирать будем, по каким критериям? Слушать того, кто ближе стоит или громче кричит?
Истина – одна. Как явленный мир подчиняется вполне определенным законам, так и в неявленном мире обязательно есть свои законы, и они тоже единственны.
Мы беремся утверждать, что истина, пусть «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» - иначе и быть не может, видна именно с позиций Православия. На чем основана такая убежденность?
На всем корпусе естественнонаучных знаний, как это не покажется невероятным. Если добавить к ним представление о том, что система (Вселенная) открыта для Божественных энергий и информации, все противоречия снимаются. Правда, на познавательные возможности человека накладываются некоторые ограничения, но с ними легко смириться – уж очень величественная вырисовывается картина мироздания.
На опыте, как ни странно. За последние два тысячелетия православные подвижники приобретали личный опыт мистического восприятия неявленного мира. Он сохранился для нас в церковном Предании. Поражает, что в отличие то множественности видения эзотериков, святые отцы описывают свой опыт удивительно похоже. Второй век, или девятнадцатый – отличить можно только по литературному стилю. Впору говорить, что здесь работает тот самый научный критерий воспроизводимости.
Более рационалистическое обоснование. Есть такой психологический тест: испытуемому предлагают нарисовать неизвестное животное и потом рисунок как-то истолковывают. Но что интересно. Любое изображение всегда представляет собой мозаику фрагментов земных животных: пасть крокодила, уши зайца, глаза совы, хвост лисы… Человек не способен вообразить ничего такого, чему не было бы аналогий в материальном мире. Значит, любое знание, которому невозможно отыскать хотя бы самую отдаленную аналогию, привнесено в систему из метасистемы, в явленный мир из мира неявленного.
Такое знание есть в Православии. Это представление о Пресвятой Троице. Ни в какой человеческой логике единица не может быть равна трем. Бог же Един по природе, но существует в Трех Ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух; Троица Единосущная и Нераздельная. Уразумению это недоступно, никаких аналогий нет, а значит, троичность Бога не могла быть «придумана» никаким человеческим умом.
И главный критерий истины – это та радость, которую испытывает православный человек уже здесь, в земной жизни, радость тихая и светлая, остающаяся в глубине души даже при самых тяжелых внешних обстоятельствах. Как сказано в молитве: «Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет: там Христос! И сердце поет: Аллилуиа!»
Никакое научное творчество не дает этого внутреннего содержательного спокойствия. Ученый напоминает любознательную домохозяйку, которая скрупулезно изучает чертежи и технологию строительства своего только что приобретенного дома вместо того, чтобы в нем просто жить.
Как же не заблудиться в поисках Истины, как найти Бога, а не очередного мимоходящего гуру? Почему лишь немногие всерьез приходят в Православие?
Дело в том, что все обстоит сложнее, чем в высказывании новомученика Василия Оптинского, вынесенного в заголовок этого текста. Сам человек Бога отыскать не в состоянии. Иллюстрирует этот печальный факт «любимый богослов» отца Андрея Кураева – Вини-Пух. Однажды Пятачок подошел к нему и попросил сочинить запевку ко дню рождения ослика Иа. На это Винни-Пух ответил: "Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Ведь поэзия - это не такая штука, которую ты находишь, а которая находит тебя. И поэтому единственное, что мы можем сделать, это пойти и стать на то место, где нас могут найти".
Бог Сам находит человека. Но человек должен оказаться в подходящем месте – не в географических координатах, конечно, а в пространстве смыслов. О том, как к этому месту приблизиться, мы будем говорить в этом разделе.
Раба Божия Галина Руссо, кандидат геолого-минералогических наук.
https://moyhram.org/articles/50/145/