Говорить о школе хочется как о втором доме для детей и юношества, хочется надеяться, что раз уж ты пришёл к учителю, он со всем талантом и желанием будет отдавать тебе свои знания, будет волноваться о твоей дальнейшей судьбе, потому что ты отчасти – его продолжение, это почти как с родителями.
Начну разговор с московской школы, которую сын недавно закончил. О том, что не было в школе урока музыки, потому что годами не могли найти учителя (в Москве!); о том, что дети на выходе из 9 класса не знали назубок таблицу умножения (а потому что нынешняя программа по математике, в отличие от советского учебника А. Киселёва, этого не предполагает); о том, что выпускники не читали даже программное: «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Евгений Онегин», ни разу не были от школы в Третьяковской галерее…
Стану это говорить на педагогических конференциях и учителя из зала обязательно возмутятся: не может этого быть, у нас не так!
Правильно. Те, для кого педагогика – рутина, не ходят на профессиональные встречи. А собираемся мы обсудить наболевшее только с теми, кому есть что сказать, и у кого душа болит о школьном деле.
Школа до сего дня – в руках или подвижников, или ее предателей. А разве не предательство, когда учитель литературы говорит нам на родительском собрании: «Я вообще учу ваших детей, потому что мне осталось два года до пенсии!»?..
Меня не покидает мысль, что это юное и не совсем юное поколение, которое не получило должного образования, каких-то материальных благ в жизни, именно эти ребята сегодня защищают Родину с оружием в руках, воюют за русский язык и православную веру. Уже ради них должно что-то меняться в нашем государстве системно, планово и всеохватно – в образовании, в медицине, в армии, наконец... Всё в одной связке.
В нынешнем году прошло уже много встреч, посвящённых Году учителя. Вот недавно в Тверской областной универсальной научной библиотеке им. А. М. Горького состоялись межрегиональные педагогические чтения «Сергей Александрович Рачинский и его роль в истории российского образования». А начиналась подготовка к Году учителя минувшей осенью с небольшой выставки с одноимённым названием. Её мы, Общество по сохранению наследия Рачинских, собрали из фотографий этой семьи, много сделавшей для образования в конце XIX века, книг, посвящённых знаменитой Татевской школе и даже вышитых полотенец – копий тех смоленских и тверских, с которыми школа Рачинского участвовала во Всемирной выставке в Париже.
Из тверской «Горьковки» фотовыставка была перевезена в Ржевскую епархию и уже в марте совершилось торжественное её открытие в Центральной библиотеки им. А.Н. Островского в городе Ржеве. Эти встречи не были формальными. Мы беседовали с учителями и священниками епархии, с руководством управления образования Ржевского и Оленинского районов.
Много мне доводилось писать о школах в разных изданиях, делать различные опросы на школьную тему. Поэтому вижу, как учителя выморочены, в каком они недоумении от бесконечных реформирований школы, как унижены тем, что не имеют возможности просто учить, а не натаскивать выпускников на сдачу ЕГЭ и писать отчёты.
И главное, что всем понятно то, о чём все эти годы говорит профессор В.Ю. Троицкий: «нельзя называть разрушение реформами», «необходимо вернуть разрушенное».
На нынешней конференция в Твери, помимо приветственных слов и докладов и.о. директора Татевской школы Щербаковой Людмилы Витальевны (село Татево Оленинского района Тверской области), а также потомка рода Рачинских Александра Дмитриевича Коншина (Москва), запомнились два ярких выступления неравнодушных педагогов. Кандидат педагогических наук Наталья Арсеньевна Салык (Тверь), учитель с полувековым стажем, удивительно точно отметила актуальность воспитательного потенциала системы Рачинского для современного образования. А учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 50, кандидат педагогических наук, доцент Зубарева Наталья Николаевна (Тверь) рассказала о воспитательном значении краеведческих экскурсий в педагогической системе С.А. Рачинского, о том, сколь значимы были для тогдашних школьников – будущих художников и учителей эти пешие походы в Нилову пустынь, и пообещала, что завтра начнёт свой школьный урок истории с рассказа детям о татевском учителе.
Как всегда, занимательным было выступление фольклориста, руководителя коллектива Муниципального учреждения культуры ДК «Железнодорожник» Кузьминой Ольги Михайловны (Ржев, Тверская область), которая застала ещё в своих фольклорных экспедициях старушек, помнивших Рачинских. Ей полвека назад удалось записать те песни, которые слушал татевский учитель, сам записавший и сохранивший для потомков 23 народные песни. С.А. Рачинский считал: «Художественная даровитость русского народа есть фактор народной жизни, заслуживающий полного внимания к нему». Удивительно, как он в конце XIX века почувствовал необходимость сохранить живую народную традицию, потому что она является иммунитетом нации. Думаю, мы вполне можем говорить о том, что С.А. Рачинский является славянофилом, осуществившим на практике чаяния наших выдающихся основоположников славянофильства.
Разумеется, говорилось на конференции и о деятельности С.А. Рачинского на ниве духовно-нравственного просвещения детей и взрослых в конце XIX века. Этой теме был посвящён доклад кандидата педагогических наук, кандидата богословия, доцента кафедры теологии ТвГУ, председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, иерея Симоры Виталия Анатольевича (Тверь).
Но больше меня волновало, как будет выступать молодёжь. Доклады о педагогической деятельности С.А. Рачинского подготовили студентки 1 курса Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ. Так, о педагогическом наследии С.А. Рачинского при изучении учебных предметов художественно-эстетического направления, в частности, изобразительного искусства говорила Валерия Зубарева, о личности С. А. Рачинского и нравственной атмосфере Татевской школы – Дарья Колесник, о школе Рачинского глазами великого русского художника Н.П. Богданова-Бельского – Дарья Дёмина.
И это отрадно и близко будущим учителям, которые завтра придут в класс, возможно, такой же сельской школы.
И Рачинский не должен быть просто воспоминанием, его нужно сделать нашим собеседником. Поэтому от молодых учителей и хочется большего – чтобы они занялись исследованием того же Рачинского – знатока духовной музыки, ценителя классической литературы, наконец, духовного мыслителя.
Рачинский и К.П. Победоносцев были настоящими реформаторами школы, это благодаря им открылись десятки церковно-приходских школ по всей Российской империи.
Как раз о дружбе и переписке С.А. Рачинского и обер-прокурора Священного Синода прозвучал на конференции доклад магистранта исторического факультета МГУ Фёдора Отто. А аспирант философского отделения МГУ и начинающий педагог Пётр Пантуев выступил с сообщением о философских воззрениях С.А. Рачинского и о том, каким образом современным учителям можно смело воспринимать опыт татевского учителя.
Уже по завершении конференции молодой исследователь подошёл ко мне и сказал: «Я только теперь начинаю понимать, что тема школы гораздо серьёзнее, чем я думал».
В советское время пренебрежительно говорили: «Ну что там цэпэша! Какие уж там знания?». А вот возьми, да и случись такая встреча на открытии выставки во Ржеве. Подошла к нам пожилая женщина и сказала: «А ведь мой отец ещё до войны собрал радиоприёмник, потому что он учился в школе Рачинского, а там преподавали экспериментальную физику». А ещё в той школе было три часа словесности в день, устный счёт, то, что мы видим на известной картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского»: дети решают пример из двузначных чисел в квадрате, делённых на трёхзначное число.
Но главным в той, дореволюционной, школе было всё же духовное образование. А разве это не важно – в нашем современном, таком атомизированном, таком ожесточённом мире?
Но самое главное, что сегодня опыт Рачинского применим в современном образовании.
Самый, наверное, показательный пример: Ивановская на Лехте, обычная общеобразовательная школа в Борисоглебском районе Ярославской области, где уже четверть века углубленно преподаются предметы, которые дают основательную почву для здоровой духовной жизни, полноценную картину мира, целостное эстетическое развитие. А духовная культура органично входит в атмосферу и дыхание школьной жизни. Как оказалось, школу не надо спасать, ею нужно жить. И Владимир Сергеевич Мартышин не ждал ни от кого помощи, создал свою школьную программу, которая оживила школу, привлекла к ней множество семей.
Можно ещё назвать с десяток школ, которые восприняли опыт К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского – Русская школа в Твери, Школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге, православная классическая гимназия Свято-Алексиевской пустыни в Переславском районе Ярославской области…
О них я всегда стараюсь рассказать на педагогических конференциях. И радостно, что уже в государственных культурных инстанциях начинают обращать внимание на исторический опыт русской школы. В начале марта нынешнего года в петербургском Государственном музее политической истории России открылась совместно подготовленная нами выставка, названная по слову татевского учителя: «Не ремесло, но призвание... Учителям России посвящается». Выставка приурочена к Году педагога и наставника, а в рамках этого к 200-летию основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского и 190-летию профессора Московского университета, выдающегося педагога-практика Сергея Александровича Рачинского. Выставка продлится до осени.
Теперь же мы приступили к подготовке Татевских педагогических чтений, которые состоятся 12 мая на родине Сергея Александровича Рачинского в селе Татево Оленинского района Тверской области, в канун 190-летия выдающегося педагога.
Профессор ИМЛИ, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий писал в начале 1990-х в своей книге «Пути русской школы»: «Есть два пути развития современной отечественной школы. Первый – через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России. Второй – путь утверждения эгоистической личности, духа торгашества и ещё более того – формирование колониального сознания».
По второму пути наша страна, увы, прошла не одно десятилетие. Как будем возвращаться обратно?!..
Сегодня стало очевидным, что перекроенная по западным образцам система российского образования зашла в тупик, и без обращения к опыту великих наших педагогов прошлого нам даже не стоит заглядывать в будущее, его просто не будет.
Ирина Ушакова – Член Союза писателей России и Союза журналистов России, Член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2013). Лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2013).
https://www.stoletie.ru/vzglyad/kakova_ona_segodna_nasha_shkola_733.htm