Сложная ситуация проясняется именно в диалоге

05/03/2023

Если говорить о главном принципе выбора — говорить или молчать, участвовать в возникшем споре или игнорировать его, то, наверное, нужно смотреть, насколько эта дискуссия (полемика) реальна; точно ли, что она имеет под собой почву. Бывают ведь дискуссии, которые явно носят искусственный характер, намеренно спровоцированы. Мы понимаем, какие фабрики троллей существуют в Интернете; сколько людей живет тем, что привлекает к себе общественное внимание, шокируя, эпатируя окружающих, профессионально программируя конфликт, скандал. Им непременно надо, чтоб не только по прямой пришелся удар, но и по кривой, чтоб и сюда ударило, и там отскочило, и тех задело, и этих…

Вот сейчас обсуждается вопрос о домогательствах. Мне кажется, что здесь в принципе не может быть дискуссии. Почему? Разве может быть какое-то сомнение в том, что сексуальное домогательство — это плохо? Если мы обсуждаем, плохо это или хорошо, то это вообще вопрос сохранения нравственности. А если мы обсуждаем, плохо или хорошо, что на это нет должной реакции, то это вопрос совершенно другой плоскости. Но, как только мы возьмемся обсуждать его в этой плоскости, тотчас же наступим на грабли, потому что непонятно, о чем мы вообще говорим. Ведь мы не знаем, имели ли место домогательства в конкретном случае. Мы не можем это узнать в точности, ведь это не пожар в Кемерово, который явно был, и не может оставаться в этом никаких сомнений. Когда же мы говорим о том, чего наверняка не знаем, то каждое наше слово в конечном итоге может быть обращено против нас. Причем если это говорит священник, то неважно, как частное лицо он это говорит или как представитель Церкви. В итоге мы все окажемся в двусмысленном положении, нас будут бить и слева и справа. И плюс к этому мы можем оттолкнуть людей от Церкви.

Поэтому мы должны говорить только в тех ситуациях, когда нет риска ошибки, провокации, использования наших слов в чьих-то интересах. Или когда есть необходимость сказать слово, невзирая на все сопряженные с этим страхи, сомнения, колебания, потому что этого требует наш христианский долг. А когда долг требует — это каждый человек все-таки определяет для себя сам.

Постоянно идут дискуссии на насущные темы церковной жизни: надо ли исповедоваться перед каждым Причащением, как часто надо причащаться, в каких случаях священник имеет право до Чаши не допустить и тому подобное. Я считаю, что обсуждать эти вопросы, безусловно, нужно: здесь есть что обсуждать, есть предмет. Что же касается событий, происходящих на стыке церковной, общественной и государственной жизни, — участвовать в их обсуждении нужно лишь тогда, когда ты обладаешь достаточной информацией; когда ты уверен, что слово, сказанное тобой, хотя бы кому-то принесет пользу.

В то же время в тех сложных конфликтных ситуациях, которые возникают в церковной жизни и обсуждаются за пределами Церкви, мы не должны бояться полемики. Если мы в силах участвовать в обсуждении, сказать свое слово, то это наш долг. Особенно это необходимо в тех случаях, когда ты видишь, что возникшее обсуждение оставляет за своими рамками Евангелие; что спорящие забыли о Христе. Если ты можешь им о Нем напомнить, то, наверное, есть смысл это сделать.

В некоторых случаях промолчать — предательство. Помните песню Александра Галича: «Промолчи — попадешь в палачи». То есть окажешься соучастником несправедливости. Когда бьют человека, который ничего плохого не сделал, который виноват, может быть, только в том, что высказал непопулярную, неудобную точку зрения, а мы его не защищаем, не вмешиваемся — мы встаем в один ряд с теми, кто спокойно взирал на то, как били Христа. И от этого никуда не уйти, потому что Господь сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

Бывают в церковной жизни и такие ситуации, когда уже сама истина в подлинном смысле слова находится в поругании. Весь вопрос в том, знает ли человек, что есть истина и что есть поругание. Это вопрос его христианского развития. Сколько народу подчас бьется с какими-то вещами, в которых нет никакой угрозы Православию и его чистоте. И не замечает чего-то, действительно всерьез тревожащего. Например, ситуация с небезызвестным протоиереем Владимиром Головиным. Долгое время ведь никто не замечал, что он вытворяет с людьми, с Православием, с Церковью. Наконец, появилась какая-то реакция: выступление протоиерея Александра Новопашина на Рождественских чтениях (полностью с ним согласен), публикации — его и Александра Дворкина. Я был этому рад, но сам долгое время не включался в обсуждение, а когда включился — комментирование на моей страничке в «Фейсбуке» не прекращалось недели три. И я увидел все наглядно, и мне стало понятно, почему столько людей оказалось под влиянием этого глубоко обольщенного (если не помешанного) человека. Некоторые люди, которых я знаю лет двадцать уже, удалили меня из числа друзей — именно потому, что я присоединился к тем, кто считает деятельность отца Владимира Головина не имеющей ничего общего с христианством. И я мог сделать вывод о том, для какого процента людей, числящих себя православными христианами, христианство — это не то, что оно есть, а то, что они сами себе придумали. И дело, конечно, не в Головине — таких Головиных может быть много; проблема в людях, в том состоянии, в котором они находятся. Это прямой путь к апокалипсису, к антихристу. Надо ли об этом говорить? Конечно, надо. Ругаться, спорить, обличать кого-то смысла нет. Но здравый голос должен прозвучать, здравый смысл должен возвещаться. Люди должны понять, что спасение — не в платной «молитве по соглашению», а в жизни по Евангелию.

Для меня лично вступление в дискуссию бывает еще и рабочей необходимостью: чтобы до конца прояснить для себя ту или иную тему, проблему, нужно услышать доводы других людей, их реакцию на твои доводы. Сложная, неоднозначная ситуация проясняется именно в диалоге. Именно в нем актуализируются некоторые вещи, которые ты, может быть, подозревал, но не думал притом, что все вот так — так плохо, или так замечательно, или так противоречиво. А тут ты настоящий срез проблемы получил, и понимаешь, что должен в ответ на это сказать — уже не только в «Фейсбуке», но и в статье, и в книге. Сделанные выводы тебе потом помогают — и в журналистской, и в пастырской деятельности.

Священнику общественной дискуссии не нужно избегать вот еще по какой причине: как правило, он привык общаться со своей паствой, с прихожанами, которые, в свою очередь, привыкли его слушать и относиться к его слову с уважением. И священник волей-неволей привыкает к тому, что он не такой, как все, что его слово имеет особую силу, особый вес. А в пространстве «Фейсбука» сколько угодно людей, для которых дать священнику хорошего пинка — особое удовольствие, и они тебе дают пинков так, что и выполняют, и перевыполняют план. Это тяжело для души. Это скорбно, потому что ты чувствуешь ненависть, и она ранит твое сердце. С другой стороны, это очень полезно для священника — оказаться вне своего обычного положения, без защиты, без статуса, побыть таким же человеком, как все, а не человеком иного порядка. В этом смысле полемика в соцсети возвращает нас с небес на землю. На ту землю, по которой ходят те, кого мы наставляем, учим. Потому что давать другому человеку пастырский совет, как поступить в той или иной ситуации, можно лишь, если ты сам в этой ситуации побывал.

Мы часто говорим о негативной составляющей Интернета, социальных сетей, всех этих форумов и т. д. Но ведь есть и позитивная составляющая. Есть разумные, честные, интересные люди, которые говорят по-настоящему глубокие вещи. И даже в самой жесткой перебранке ты можешь вдруг встретить человека, который тебе какой-то своей мыслью поможет, даст тебе то, на что ты сможешь опереться.

А если ты понимаешь, что дискуссия бесполезна, то больше уже не нужно тратить на нее время. Ведь все, что мы делаем, должно приносить пользу: другим людям, нам самим, нашей душе, наконец, Церкви. Если пользы нет, продолжать обсуждение не имеет смысла. Есть ситуации, в которых действительно ничего не нужно говорить. Пример в Евангелии — молчание Христа перед Пилатом (см.: Мф. 27, 14, Мк. 14, 61). Почему Господь ничего не говорит? Потому что нет никакого смысла: что бы Он ни сказал, эти люди все равно не поверят, потому что им это не нужно. И Он говорит лишь то, что они должны запомнить: вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14, 62). Если мы говорим, а нас не слышат, если мы задаем прямые вопросы, а нам не хотят так же прямо отвечать, нужно замолкать и выходить из такой дискуссии.

Иногда люди спрашивают, не является ли участие в спорах духовно опасным для христианина. Весь вопрос в том, что человек вкладывает в это участие. Можно ведь и не тратиться на это внутренне — просто делать это как некую работу. Вот процесс принятия исповеди — разрушителен ли он для священника? Ведь, стоя у аналоя, священник слышит об очень тяжелых вещах, и не от одного, не от двух — от многих людей, и это изо дня в день всю его жизнь. Мало кто задумывается о том, как это проходит через душу священника, что происходит с ним. Это тяжело, безусловно. Тяжело еще и потому, что далеко не каждый, говорящий о своих грехах на исповеди, реально готов что-то в своей жизни менять. Встреча с человеком, который сознательно трудится над собой, изменяет себя к лучшему, — нечастая радость и всегда — бесценная поддержка. Но то, что люди не находят в себе сил измениться, — это же не основание для того, чтобы не исповедовать, чтобы вообще отказаться от того дела, к которому священник призван. Если ты исполняешь свой долг, Господь дает тебе силы и защищает тебя от разрушения. То же самое можно сказать и об общественной дискуссии. Если ты участвуешь в ней только для того, чтобы выплеснуть свои эмоции, — участие будет для тебя разрушительно. Но если ты понимаешь, для чего ты это делаешь, если это для тебя часть твоего труда, твоего служения — тогда ты защищен.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/slozhnaya-situaciya-proyasnyaetsya-imenno-v-dialoge

 
 

 

  • +371, LV - Latvia
  • +370, LT - Lithuania
  • +372, EE - Estonia
  • +7, RU - RUSSIAN FEDERATION
  • +93, AF - Afghanistan
  • +355, AL - Albania
  • +213, DZ - Algeria
  • +1-684, AS - American Samoa
  • +376, AD - Andorra
  • +244, AO - Angola
  • +1-264, AI - Anguilla
  • +1-268, AG - Antigua and Barbuda
  • +54, AR - Argentina
  • +374, AM - Armenia
  • +297, AW - Aruba
  • +61, AU - Australia
  • +43, AT - Austria
  • +994, AZ - Azerbaijan
  • +1-242, BS - Bahamas
  • +973, BH - Bahrain
  • +880, BD - Bangladesh
  • +1-246, BB - Barbados
  • +375, BY - Belarus
  • +32, BE - Belgium
  • +501, BZ - Belize
  • +229, BJ - Benin
  • +1-441, BM - Bermuda
  • +975, BT - Bhutan
  • +591, BO - Bolivia
  • +387, BA - Bosnia and Herzegovina
  • +267, BW - Botswana
  • +55, BR - Brazil
  • +246, IO - British Indian Ocean Territory
  • +673, BN - Brunei Darussalam
  • +359, BG - Bulgaria
  • +226, BF - Burkina Faso
  • +257, BI - Burundi
  • +855, KH - Cambodia
  • +237, CM - Cameroon
  • +1, CA - Canada
  • +238, CV - Cape Verde
  • +1-345, KY - Cayman Islands
  • +236, CF - Central African Republic
  • +235, TD - Chad
  • +56, CL - Chile
  • +86, CN - China
  • +61, CX - Christmas Island
  • +61, CC - Cocos (Keeling) Islands
  • +57, CO - Colombia
  • +269, KM - Comoros
  • +242, CG - Congo
  • +243, CD - Congo, the Democratic Republic of the
  • +682, CK - Cook Islands
  • +506, CR - Costa Rica
  • +225, CI - Cote D'Ivoire
  • +385, HR - Croatia
  • +53, CU - Cuba
  • +357, CY - Cyprus
  • +420, CZ - Czech Republic
  • +45, DK - Denmark
  • +253, DJ - Djibouti
  • +1-767, DM - Dominica
  • +1-809, DO - Dominican Republic
  • +593, EC - Ecuador
  • +20, EG - Egypt
  • +503, SV - El Salvador
  • +240, GQ - Equatorial Guinea
  • +291, ER - Eritrea
  • +372, EE - Estonia
  • +251, ET - Ethiopia
  • +500, FK - Falkland Islands (Malvinas)
  • +298, FO - Faroe Islands
  • +679, FJ - Fiji
  • +358, FI - Finland
  • +33, FR - France
  • +594, GF - French Guiana
  • +689, PF - French Polynesia
  • +241, GA - Gabon
  • +220, GM - Gambia
  • +995, GE - Georgia
  • +49, DE - Germany
  • +233, GH - Ghana
  • +350, GI - Gibraltar
  • +30, GR - Greece
  • +299, GL - Greenland
  • +1-473, GD - Grenada
  • +590, GP - Guadeloupe
  • +1-671, GU - Guam
  • +502, GT - Guatemala
  • +224, GN - Guinea
  • +245, GW - Guinea-Bissau
  • +592, GY - Guyana
  • +509, HT - Haiti
  • +379, VA - Holy See (Vatican City State)
  • +504, HN - Honduras
  • +852, HK - Hong Kong
  • +36, HU - Hungary
  • +354, IS - Iceland
  • +91, IN - India
  • +62, ID - Indonesia
  • +98, IR - Iran, Islamic Republic of
  • +964, IQ - Iraq
  • +353, IE - Ireland
  • +972, IL - Israel
  • +39, IT - Italy
  • +1-876, JM - Jamaica
  • +81, JP - Japan
  • +962, JO - Jordan
  • +7, KZ - Kazakhstan
  • +254, KE - Kenya
  • +686, KI - Kiribati
  • +850, KP - Korea, Democratic People's Republic of
  • +82, KR - Korea, Republic of
  • +965, KW - Kuwait
  • +996, KG - Kyrgyzstan
  • +856, LA - Lao People's Democratic Republic
  • +371, LV - Latvia
  • +961, LB - Lebanon
  • +266, LS - Lesotho
  • +231, LR - Liberia
  • +218, LY - Libyan Arab Jamahiriya
  • +423, LI - Liechtenstein
  • +370, LT - Lithuania
  • +352, LU - Luxembourg
  • +853, MO - Macao
  • +389, MK - Macedonia, the Former Yugoslav Republic of
  • +261, MG - Madagascar
  • +265, MW - Malawi
  • +60, MY - Malaysia
  • +960, MV - Maldives
  • +223, ML - Mali
  • +356, MT - Malta
  • +692, MH - Marshall Islands
  • +596, MQ - Martinique
  • +222, MR - Mauritania
  • +230, MU - Mauritius
  • +262, YT - Mayotte
  • +52, MX - Mexico
  • +691, FM - Micronesia, Federated States of
  • +373, MD - Moldova, Republic of
  • +377, MC - Monaco
  • +976, MN - Mongolia
  • +1-664, MS - Montserrat
  • +212, MA - Morocco
  • +258, MZ - Mozambique
  • +95, MM - Myanmar
  • +264, NA - Namibia
  • +674, NR - Nauru
  • +977, NP - Nepal
  • +31, NL - Netherlands
  • +687, NC - New Caledonia
  • +64, NZ - New Zealand
  • +505, NI - Nicaragua
  • +227, NE - Niger
  • +234, NG - Nigeria
  • +683, NU - Niue
  • +672, NF - Norfolk Island
  • +1-670, MP - Northern Mariana Islands
  • +47, NO - Norway
  • +968, OM - Oman
  • +92, PK - Pakistan
  • +680, PW - Palau
  • +970, PS - Palestinian Territory, Occupied
  • +507, PA - Panama
  • +675, PG - Papua New Guinea
  • +595, PY - Paraguay
  • +51, PE - Peru
  • +63, PH - Philippines
  • +870, PN - Pitcairn
  • +48, PL - Poland
  • +351, PT - Portugal
  • +1-787, PR - Puerto Rico
  • +974, QA - Qatar
  • +262, RE - Reunion
  • +40, RO - Romania
  • +7, RU - Russian Federation
  • +250, RW - Rwanda
  • +290, SH - Saint Helena
  • +1-869, KN - Saint Kitts and Nevis
  • +1-758, LC - Saint Lucia
  • +508, PM - Saint Pierre and Miquelon
  • +1-784, VC - Saint Vincent and the Grenadines
  • +685, WS - Samoa
  • +378, SM - San Marino
  • +239, ST - Sao Tome and Principe
  • +966, SA - Saudi Arabia
  • +221, SN - Senegal
  • +248, SC - Seychelles
  • +232, SL - Sierra Leone
  • +65, SG - Singapore
  • +421, SK - Slovakia
  • +386, SI - Slovenia
  • +677, SB - Solomon Islands
  • +252, SO - Somalia
  • +27, ZA - South Africa
  • +34, ES - Spain
  • +94, LK - Sri Lanka
  • +249, SD - Sudan
  • +597, SR - Suriname
  • +47, SJ - Svalbard and Jan Mayen
  • +268, SZ - Swaziland
  • +46, SE - Sweden
  • +41, CH - Switzerland
  • +963, SY - Syrian Arab Republic
  • +886, TW - Taiwan, Province of China
  • +992, TJ - Tajikistan
  • +255, TZ - Tanzania, United Republic of
  • +66, TH - Thailand
  • +670, TL - Timor-Leste
  • +228, TG - Togo
  • +690, TK - Tokelau
  • +676, TO - Tonga
  • +1-868, TT - Trinidad and Tobago
  • +216, TN - Tunisia
  • +90, TR - Turkey
  • +993, TM - Turkmenistan
  • +1-649, TC - Turks and Caicos Islands
  • +688, TV - Tuvalu
  • +256, UG - Uganda
  • +380, UA - Ukraine
  • +971, AE - United Arab Emirates
  • +44, GB - United Kingdom
  • +1, US - United States
  • +1, UM - United States Minor Outlying Islands
  • +598, UY - Uruguay
  • +998, UZ - Uzbekistan
  • +678, VU - Vanuatu
  • +58, VE - Venezuela
  • +84, VN - Viet Nam
  • +1-284, VG - Virgin Islands, British
  • +1-340, VI - Virgin Islands, U.s.
  • +681, WF - Wallis and Futuna
  • +212, EH - Western Sahara
  • +967, YE - Yemen
  • +260, ZM - Zambia
  • +263, ZW - Zimbabwe