Трагедия начала Великой Отечественной войны до сих пор остается одной из самых дискуссионных тем в исторической литературе и документальном кино. Главный вопрос дискуссии – был ли своевременно отдан приказ о приведении войск западных военных округов в боевую готовность накануне войны?
Почему важен ответ на этот вопрос сегодня, через 70 лет после начала войны? Потому что нам постоянно напоминают о том, что сталинское руководство ничего хорошего стране не принесло, даже начало войны проспали. Мол, нападение немцев было внезапным, никто его не ожидал. Издевательство над собственной историей для многих сегодня видимо способ самоутверждения. Ничтожество может возвыситься только в одном случае, если обливает грязью тех, кто творит историю.
Вот некоторые факты, почерпнутые из документальных книг, список которых приведен в конце статьи. 13 мая 1941 года Генеральный штаб дал директиву(приказ) выдвигать войска на запад из внутренних округов. С Урала шла в район Великих Лук 22-я армия. Из Приволжского военного округа в район Гомеля – 21-я армия. Из Северо-Кавказского округа в район Белой Церкви – 19-я армия; из Харьковского округа на рубеж Западной Двины – 25-й стрелковый корпус, из Забайкалья на Украину в район Шепетовки – 16-я армия.
В конце мая Генеральный штаб дал указание командующим приграничными округами срочно приступить к подготовке командных пунктов, а в середине июня приказывалось вывести на них войсковые управления. В мае – начале июня 1941 года на учебные сборы было призвано из запаса около 800 тыс. человек, и все они были направлены на пополнение войск приграничных западных военных округов и их укрепленных районов.
12-15 июня этим округам было приказано вывести дивизии, расположенные в глубине округа, ближе к государственной границе. 19 июня эти округа получили приказ маскировать аэродромы, воинские части, парки, склады и базы и рассредоточить самолеты на аэродромах.
13(14) июня 1941 года ТАСС распространяет заявление Правительства, о том что СССР неуклонно выполняет договор о ненападении. Однако от Германии не было получено ответа. 16 июня Генеральный штаб направляет директиву о приведении войск первого стратегического эшелона западных военных округов в боевую готовность. 16 июня нарком НКВД Л. Берия с санкции И. Сталина отдает приказ пограничным войскам, что в случае нападения Германии, пограничные войска переходят в подчинение полевого командования РККА.
Сталин сознательно торопился озвучить Сообщение ТАСС именно 13 июня 1941 года и выпустить его в открытый эфир московского радио вечером того же дня, и одновременно вручить его текст германскому послу фон Шуленбургу и британскому премьер-министру Черчиллю. Дело в том, что оно умышленно содержало аргументацию Гитлера. Ровно за месяц до этого, в своем ответном послании Сталину, Гитлер указал, что примерно через месяц – 15 – 20 июня 1941 года – он начнет отвод своих войск с территорий, прилегающих к границам СССР. По сути дела, тогда Гитлер лично выболтал Сталину реальное время нападения. Фюрер полагал, что ему удалось обмануть и усыпить бдительность Сталина. Однако он и не заметил, как сам же попал в капкан.
18 июня в течение дня, вдоль всей границы Западного Особого военного округа пролетел советский разведывательный самолет У-2. Наши разведчики четко зафиксировали, что началось лавинообразное движение всей армады вермахта к линии границы. В этот же день телеграммой Генштаба за подписью Г. К. Жукова директива о приведении войск в боевую готовность была отправлена повторно. К сожалению, до сих пор эта директива закрыта для историков, однако есть косвенные документы и свидетельства, подтверждающие ее наличие. Например, генерал Григорьев, начальник связи Западного Особого военного округа на суде сказал: «…И после телеграммы начальника Генерального штаба от 18 июня войска не были приведены в боевую готовность».
Еще примеры. Генерал-полковник танковых войск П. Полубояров: «16 июня в 23 часа командование 12-го механизированного корпуса получило директиву о проведении соединения в боевую готовность. Командиру корпуса генерал-майору Н.М. Шестопалову сообщили об этом в 23 часа 17 июня по его прибытии из 202-й моторизованной дивизии, где он проводил проверку мобилизационной готовности. 18 июня командир корпуса приказал вывести их в запланированные районы. В течение 19 и 20 июня это было сделано». О какой директиве идет речь? О той самой, которую до сих пор наследники Хрущева не публикуют, ибо эта директива похоронит миф о внезапности германского нападения.
Генерал-лейтенант П. Собенников: «Командующий войсками округа решил ехать в Таураге и привести там в боевую готовность 11-й стрелковый корпус генерал-майора М.С. Шумилова, а мне велел убыть на правый фланг армии. Начальника штаба армии генерал-майора Г.А. Ларионова мы направили обратно в Елгаву. Он получил задачу вывести штаб на командный пункт».
К концу дня были отданы устные распоряжения о сосредоточении войск на границе. Утром 19 июня я лично проверил ход выполнения приказа. Части 10, 90 и 125-й стрелковых дивизий занимали траншеи и огневые точки, хотя многие сооружения не были еще окончательно готовы. Части 12-го механизированного корпуса в ночь на 19 июня выводились в район Шяуляя, одновременно на командный пункт прибыл и штаб армии». О каком приказе идет речь? Опять о том самом, который был отдан Генеральным штабом, с санкции высшего руководства страны.
Генерал-майор И. Фадеев: «19 июня 1941 года было получено распоряжение от командира 10-го стрелкового корпуса генерал-майора И.Ф. Николаева о приведении дивизии в боевую готовность. Все части были немедленно выведены в район обороны, заняли ДЗОТы и огневые позиции артиллерии. С рассветом командиры полков, батальонов и рот на местности уточнили боевые задачи согласно ранее разработанному плану и довели их до командиров взводов и отделений». Опять речь идет о приказе к боевой готовности.
Генерал-майор П. Абрамидзе: «20 июня 1941 года я получил такую шифровку Генерального штаба: «Все подразделения и части Вашего соединения, расположенные на самой границе, отвести назад, на несколько километров, то есть, на рубеж подготовленных позиций. Ни на какие провокации со стороны немецких частей не отвечать, пока таковые не нарушат государственную границу. Все части дивизии должны быть приведены в боевую готовность. Исполнение донести к 24 часам 21 июня 1941 года».
В Центральном архиве Минобороны России хранится подлинник рапорта командующего Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирала В. Трибуца: «20 июня 1941 года части КБФ с 19.06.41 г. приведены в боевую готовность по плану N 2, развернуты КП, усилена патрульная служба в устье Финского и Ирбенского проливов». Очень важный момент – в то время флоты находились в оперативном подчинении приморских военных округов, и приказ о приведении в оперативную готовность мог поступить только и исключительно от руководства военного округа.
Кто может в армии отдавать приказы (директивы) о приведении частей в боевую готовность? Только Генеральный штаб с санкции политического руководства страны. Вы верите в то, что такой приказ мог поступить без санкции Сталина?
Начальник штаба Одесского военного округа генерал М. Захаров, воспользовавшись отсутствием командующего округом, вечером 21 июня самостоятельно поднял части округа по тревоге и приказал занять боевые позиции. И попытки румынских войск начать наступление утром 22 июня были успешно отражены.
Нарком военно-морского флота адмирал Н. Кузнецов также еще вечером 21 июня приказал вывести корабли из портов, а с рассветом поднять всю флотскую авиацию в воздух. Затем он приказал все идущие со стороны моря самолеты и суда считать вражескими и открывать по ним огонь. В результате немецкие авиаудары по кораблям и военно-морским базам оказались сорваны. Флот в первый день войны не потерял ни одного корабля и ни одного самолета на земле.
Г. Жуков в своих воспоминаниях пишет, что 22 июня «В 3 часа 07 минут мне позвонил командующий Черноморским флотом адмирал Ф. Октябрьский и сообщил: «Система ВНОС флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности. Прошу указаний». Далее: «В 4 часа я вновь разговаривал с Ф. Октябрьским. Он спокойным тоном доложил: «Вражеский налет отбит. Попытка удара по кораблям сорвана». Как флот мог оказаться в боевой готовности без приказа сверху?
Адмирал В. Платонов, служивший на Северном флоте, так вспоминал ночь 22 июня 1941 года: «Сразу же распорядился, чтобы работники штаба проверили подготовку кораблей к бою. Правда, те уже давно стояли готовыми, все, что от нас зависело, мы уже сделали; приняли боезапас, топливо, питьевую воду и продовольствие, рассредоточили корабли дивизионов по заливу».
Командующий Западным военным округом генерал Д. Павлов директиву не выполнил. Армии не были не только приведены в боевую готовность, но и не были даже выведены в летние лагеря из городов, где многие из них были уничтожены немецкой авиацией и артиллерией.
Как, например, надо объяснять тот факт, что в центре полосы 6-й армии Киевского Особого военного округа в районе Рава-Русская сразу, с первых минут войны, успешно действовала 41-я стрелковая дивизия старейшего командира Красной Армии генерала Г.Н. Микушева? В краткой истории Великой Отечественной войны издания 1970 года утверждается, что «передовые подразделения дивизии еще до нападения фашистов были выдвинуты непосредственно к границе» якобы по инициативе самого Микушева. Но верится в это плохо. Опытный комдив – это не партизан Денис Давыдов и самовольно, без приказа, дивизию по тревоге – даже из лучших побуждений – поднимать до начала боевых действий не будет.
Так почему дивизия генерала Микушева встретила удар трех пехотных и части сил трех танковых дивизий немцев организованно, а соседние дивизии удар проспали? Дивизия Микушева уже 23 июня 1941 года контратаковала противника, отбросила его за государственную границу и на три километра продвинулась на польскую территорию. Она оставила Раву-Русскую лишь 27 июня 1941 года, и только по причине отхода соседей.
Рассказы советских историков с подачи Хрущева о внезапности германского нападения 22 июня 1941 года – это вымысел. Что касается воспоминаний маршалов и генералов, то где вы видели полководца, который честно напишет в своих мемуарах, что «забыл» выполнить или проконтролировать выполнение приказа? Тот же Г. Жуков, начальник Генерального штаба в начале войны, об этом в своих мемуарах ничего не пишет. Получается, что никто кроме И. Сталина во внезапности германского нападения не виноват.
Позже Сталину много раз ставили в вину, что он не стал объявлять всеобщую мобилизацию и не стал вводить войска в предполье укрепрайонов до нападения нацистов. Если это и ошибка, то только в оценке боеспособности войск. Сталин и Народный комиссариат обороны считали, что 186 дивизий и всей накопленной силищи вполне хватит, чтобы отразить любое внезапное нападение Третьего рейха и всех его союзников. Если считать по числу дивизий и боевой техники, Сталин совершенно прав: Красная Армия намного сильнее Вермахта. Если Сталин ошибся, то не потому, что неправильно посчитал дивизии. Количественные показатели на начало войны были следующими.
|
|
Количество:
|
|
|
советских
|
германских
|
соотношение
|
Дивизий
|
190
|
166
|
1,15 : 1
|
Солдат
|
3 289 851
|
4 306 800
|
1: 1,3
|
Танков и штурмовых орудий
|
15 687
|
4171
|
3,8 : 1
|
Самолетов
|
10 743
|
4846
|
2,2 : 1
|
Артиллерии – орудий и минометов
|
59 787
|
42 604
|
1,4 : 1
|
Еще вопрос – почему же тогда Красная Армия отступала с тяжелыми потерями? Потому что немецкая армия была сильней. Потому что главный удар немцы наносили в Белоруссии, а не на Украине, как того ожидало высшее политическое и военное руководство страны. И, по опыту боевых действий, и по впервые в истории войн созданным танковым группам, противостоять которым никто не мог, и по уровню руководства, и по организации боевых действий немцы были сильнее.
Насчет спящих аэродромов и полного господства в воздухе немецкой авиации. Наглядную статистику привел Ю.И. Мухин. За первый месяц, битвы за Англию немцы потеряли 786 самолетов. За 4 недели начала войны с СССР они потеряли 1171 самолет. За всю «Битву за Англию» - с 10.07. по 31.10.40 – они потеряли 1733 самолета. За период с 22.06 по 11.10.41 в войне с СССР они потеряли 2789 самолетов. Таков итог.
Германская армия была сильнее и в 1941, и в 1942 годах. Остановленная и отброшенная назад в ходе самоотверженной битвы за Москву в конце 1941 – начале 1942 года германская армия, в частности, не только быстро восстановила, но и значительно увеличила свою численность и вооруженность боевой техникой: в июне 1941-го – 5,5 млн. человек, 4200 танков, 43000 орудий; летом 1942-го – 6,2 млн. человек, свыше 500 танков, 52000 орудий.
Между тем, исходя из факта сокрушительного германского наступления летом 1942 года, позволительно высказать убеждение, что если бы даже Сталин и другие точно знали о нападении 22 июня 1941 года и сделали все возможное для подготовки отпора, это не могло бы принципиально изменить ход первого этапа войны. Ибо враг «был сильней.
Крайне прискорбный, но, увы, реальный показатель состояния наших войск в первые месяцы войны: количество «пропавших без вести», то есть, оказавшихся в германском плену или хотя бы за линией фронта, военнослужащих составило в 1941 году, согласно новейшим подсчетам, 2 млн.335 тыс.; между тем погибли в этом году 556 тыс. человек, и, следовательно, соотношение погибших и попавших в плен – 1:4! Совершенно иная картина потерь в 1943 году; соотношение погибших и попавших в плен – 5:1.
К концу войны Сталин уже совсем по-иному говорил о ее сущности и – что особенно характерно – о причине наших поражений в начальный ее период: «Нельзя … считать случайностью такой неприятный факт, как потеря Украины, Белоруссии, Прибалтики в первый же год войны, когда Германия, как агрессивная нация, оказалась более подготовленной к войне … это, если хотите, историческая закономерность…» Таким образом, истинная причина поражений – не во «внезапности»…
В военных академиях учат теорию, а воевать учатся на поле боя. Красная Армия научилась воевать к зиме 1941-1942 годов и похоронила миф о непобедимости германской армии, а в 1945 году и третий рейх.
Составитель
Валерий Бухвалов,
доктор педагогических наук
Статья составлена на основе следующих источников:
1. Мухин Ю.И. Кто на самом деле развязал Вторую Мировую войну? – М.: Яуза-пресс, 2010.
2. Дайнес В.О. 1941. Год Победы. – М.: Яуза: Эксмо, 2009.
3. Исаев А.В. Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
4. Мухин Ю.И. Если бы не генералы! – М.: Яуза-пресс, 2010.
5. Пыхалов И.В., Дюков А. Великая оболганная война. – М.: Яуза: Эксмо, 2009.
6. Исаев А.В. 10 мифов о Второй Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
7. Емельянов Ю.В. 10 мифов о Великой Отечественной войне. – М.: Яуза: Эксмо, 2009.
8. Исаев А.В., Мельтюхов М., Морозов М. Мифы Великой Отечественной. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
9. Пыхалов И.В. Клевета на Сталина. Факты против лжи о Вожде / Игорь Пыхалов. – М.: Яуза-пресс, 2012.
10. Сталин и Великая Отечественная война / А.Б. Матриросян. - М.: Вече, 2007.
11. Исаев А.В. Приграничное сражении е 1941 / Алексей Исаев . – М.: Яуза : Эксмо, 2011.
12. Мартиросян А.Б. Трагедия 1941 года/ А.Б. Мартиросян. – М.: Вече, 2008.
13. Баграмян Х.С. Так начиналась война. – М., 2000.
14. Куманев Г. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941- 1945гг. – М., 2000.