2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, читающий мир отмечает Международный день детской книги. Прочитанные в детстве книги формируют характер, определяют систему ценностей, могут влиять на весь жизненный путь человека. Рассказываем, какие книги читали и любили в детстве педагоги, филологи разных поколений.
Быть верным слову и делу
Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
– Cреди самых ярких детских моих впечатлений вспоминается знакомство с волшебной сказкой «Приключения маленькой Бабы-Яги» немецкого автора Отфрида Пройслера. Многие помнят, что этой маленькой Бабе-Яге было всего 127 лет, что для колдуньи очень-очень юный возраст. Поэтому все события, происходящие в сказке, мысли, желания главной героини были интересны и понятны мне, семилетней читательнице. Психологи говорят, что интерес к чтению у ребенка – это вопрос правильно положенной на стол книги. Пожалуй, в моём случае такой книгой и стала «Маленькая Баба-Яга». С неё и началось настоящее формирование меня как читателя. Хотя эту книгу мне не положили на стол, её я сама нашла в районной библиотеке!
Чуть позже, но тоже в начальной школе, очень мощное впечатление произвела на меня книга Елены Ильиной «Четвёртая высота». Образ главной героини, Гули Королёвой, во многом определил моё отношение к жизни, показал пример целеустремлённости, самоорганизованности, умения преодолевать препятствия, быть верным слову и делу.
Книги подросткового возраста – это период романов, как же без них?! Это трилогия «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» Александра Дюма, это «Маленькая хозяйка большого дома» Джека Лондона, это «Женщина в белом» Уилки Коллинза. Помню, это был шестой класс, я несколько месяцев тяжело болела и за это время прочитала значительную часть домашней библиотеки. Книг у нас дома было много – мама уделяла этому вопросу очень серьёзное внимание – Дюма, Джек Лондон и многих других… все прочла запоем.
А вот знакомство с фантастической литературой началось с Александра Казанцева, когда прочла его потрясающий фантастический роман в трёх книгах под общим названием «Фаэты».
Но сегодня, в связи с обсуждаемым предметом, хочется поделиться профессиональной гордостью за коллектив Института Пушкина. У нас много уникальных преподавателей, специалистов высочайшего уровня в своей области.
Мы пишем о детской литературе, изучаем её, открыли программу «Литературоведение», создали в партнёрстве с Российской государственной детской библиотекой базовую кафедру детской литературы и методики продвижения чтения.
Но теперь среди наших коллег есть и самый настоящий детский писатель – Александра Николаевна Матрусова. Известное издательство выпустило в свет первую книгу Александры Николаевны – «Ночной рыцарь», и это здорово!
Подросткам всегда нужны герои
Александр Пашков, заведующий кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
– Вспоминая себя в качестве начинающего читателя, понимаю, что до какого-то возраста ждал от литературы только познавательной информации, придавая мало значения эстетической стороне текста. Наибольшее влияние оказали на меня произведения, которые прибавили что-то важное к моей картине мира, открыли новые сведения или расширили уже имевшиеся представления.
«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». В повести шведской писательницы Астрид Линдгрен меня привлекали не Малыш и Карлсон и даже не их дружба, а бытовые подробности, которыми изобилует это произведение и которые так точно и выразительно переданы в переводе Лилианны Лунгиной. Обстановка квартиры Свантесонов, городские пейзажи Стокгольма, всевозможные детали – игрушечная паровая машина, тефтели, слуховое окно, пятиэровые монеты – завораживали меня. Было любопытно узнать, как живут люди в другой стране, чем их жизнь отличается от нашей.
«Капитан Сорви-голова». Меня всегда манило всё, что не в мейнстриме, не очень на слуху, но имеет своё неповторимое очарование. Когда я погружался в обстоятельства англо-бурской войны, мои симпатии, конечно, были на стороне малочисленных, но смелых и отважных буров. Спустя многие годы к знанию, полученному из книги Буссенара, прибавилось ещё одно. Оказывается, прототип Жана Грандье, главного героя романа «Капитан Сорви-голова», – Дани Терон – прадед уважаемой мною актрисы Шарлиз Терон. Открыв для себя эту информацию, я лишний раз убедился в том, что «читал в детстве нужные» и правильные книги.
«Приключения Алисы». Я прочитал все романы Кира Булычёва из цикла «Приключения Алисы». Герои Булычёва свободно преодолевали границы пространства и времени, перемещались на другие планеты, из прошлого в будущее и обратно, сталкивались с самыми невероятными фантастическими обстоятельствами и становились свидетелями реальных исторических эпох. В творчестве Булычёва мне нравилась возможность выхода за границы реальности, но без мистического подтекста, который никогда не был мне близок.
«Стоять до последнего». Писатель Георгий Свиридов (не путать с его тезкой-композитором!) – редкий пример человека, который сочетал в себе качества профессионального спортсмена и серьёзного литератора. Он был боксёром, председателем Федерации ушу СССР, и я бы назвал его советским Хемингуэем, если бы не отдавал себе отчёт в скромности литературного дарования нашего соотечественника по сравнению с его американским визави. В детстве я занимался боксом, и роман «Стоять до последнего», рассказывающий о советских боксёрах во время Великой Отечественной войны, оказался созвучен моим увлечениям. Сейчас я понимаю, что творчество Свиридова нельзя отнести к литературе первого ряда, но это не умаляет важной роли, которую его книга сыграла в моём читательском опыте. Думаю, сегодняшним мальчишкам она тоже может быть интересна.
«По дороге в Рай, или Беглые заметки о жизни и творчестве Константина Кинчева»
В школьные годы я был поклонником рок-группы «Алиса». В нашей среде эта книга Нины Барановской была настольной. Подросткам всегда нужны герои. Наши герои были нашими современниками, Кинчев был и остаётся одним из них. Этот текст значим не только сам по себе, но и в качестве проводника в мир большой литературы для подростков 90-х годов. Нина Барановская подробно, с цитатами (думаю, сознательно, в познавательных и воспитательных целях) обрисовала круг чтения Кинчева. Я узнал о Германе Гессе, Хулио Кортасаре, Николае Гумилёве и многих других писателях и поэтах. Например, стихотворение Гумилёва «Крест» было приведено в книге целиком в качестве любимого стихотворения Кинчева. Я выучил его наизусть с первого взгляда и до сих пор иногда декламирую, а «Преследователь» Кортасара, «Степной волк» и «Игра в бисер» Гессе вошли в круг моих любимых произведений.
Позже, уже старшеклассником, я прочитал роман Гончарова «Обломов» и потерял голову, потому что понял, что литература не только несёт знание, но ещё и доставляет невероятное эстетическое удовольствие от текста, от красоты слога, от оригинальной авторской идеи. Это ведь надо – написать такой большой роман с минимумом действия и развития событий! Но именно в этой авторской оригинальности, а не в лихо закрученном сюжете и не в познавательных сведениях заключается прелесть большой художественной словесности. С «Обломова» началась моя взрослая любовь к недетской литературе. Но это уже совсем другая история.
«Школьная программа была хорошо разработана»
Жанна Снегур, студентка 1 курса магистратуры Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
– В детстве мне нравился рассказ Валентина Катаева «Цветик-семицветик», прочитав его, я осознала, что помогать другим людям очень приятно. Любила я читать и о природе. Помню цикл рассказов М. М. Пришвина «Золотой луг». Я раньше не знала, что одуванчики на ночь закрываются, а утром открываются.
В школе я не любила читать объёмные произведения. Мне нравились всегда небольшие рассказы. Так вот одним из моих самых любимых рассказов был «Юшка» Андрея Платонова. А моим любимым литературным направлением – реализм. Меня очень поразил герой рассказа. Он терпел издевательства, никогда не отвечал злом на зло. И мне порой хотелось отомстить за героя, так как в него кидали камни, всячески обижали. Этот рассказ воспитывает такие качества, как милосердие, сочувствие другому человеку.
Также в список моих любимых книг входили такие романы, как «Капитанская дочка», «Дубровский», а также повесть «Бедная Лиза». Во всех трёх произведения находят своё отражение любовные и жизненные перипетии. Это всегда мне нравилось. Утверждают, что есть книги, которые должны быть прочитаны в определённое время. И вот школьная программа была хорошо разработана. Мы читали то, что для нашего возраста было актуально. Девчонки мечтали о любви, мальчишки о героизме и подвигах.
Мнение пользователей
Накануне Международного дня детской книги пресс-служба Института Пушкина провела в соцсетях опрос о любимых книгах пользователей. Надеемся, результаты подарят вам несколько минут тёплых воспоминаний о детстве и любимых книгах.
Любимые книги разных поколений
(для возрастного деления использована теория поколений Нейла Хоу и Уильяма Штрауса)
Поколение бумеров (1944 – 1967)
В детстве (до 10 лет)
Тимур и его команда
Русские народные сказки
Денискины рассказы
В юности (до 15 лет)
Два капитана
Три мушкетёра
Динка
Поколение X (1967 – 1984)
В детстве (до 10 лет)
Незнайка
Волшебник Изумрудного города
Сказки Пушкина
В юности (до 15 лет)
Три мушкетёра
Унесённые ветром
Таинственный остров
Поколение Y (1984 – 2000)
В детстве (до 10 лет)
Маленький принц
Приключения Тома Сойера
Каникулы в Простоквашино
В юности (до 15 лет)
Гарри Поттер
Властелин колец
Герой нашего времени
Поколение Z (2000 – 2011)
В детстве (до 10 лет)
Волшебник Изумрудного города
Сказки Андерсена
Сборник русских народных сказок
В юности (до 15 лет)
Гарри Поттер
Перси Джексон
Гордость и предубеждение
Институт Пушкина
https://russkiymir.ru/publications/286316/