На одном из семинаров для педагогов и активистов общественных организаций по сохранению русского языка и русской культуры в Латвии возникла интересная дискуссия. Вопрос дискуссии был более чем актуальным – в чем основная задача патриотического воспитания русской школы в Латвии? Мнения, как это всегда на дискуссиях бывает, разошлись. Одни считали, что латвийская русская школа должна воспитывать патриотов России, другие считали, что воспитывать нужно патриотов Латвии. К общему мнению, к сожалению, так и не пришли.
Проблема патриотического воспитания в современной русской, а также польской, еврейской, украинской, белорусской и других школах, работающих по программам нацменьшинств, не урегулирована. И учителя, и администрация школ часто избегают затрагивать эту тему, а если уйти от ответа не удается, то стыдливо опуская глаза, говорят, что их школа воспитывает патриотов Латвии, преподавая при этом, компоненты национальной культуры учащихся. Любые упоминания русской культуры, достижений российской науки и в частности педагогики и психологии, неоднозначно воспринимаются не только нашими оппонентами, но и нашими соратниками в деле сохранения русской культуры в Латвии.
Время от времени нам задают вопросы, которые авторы видимо считают каверзными. Должны ли русские Латвии праздновать российские праздники? Почему вы постоянно призываете использовать педагогические разработки российских ученых, а не, например, британских или германских? Должна ли русская школа в Латвии ориентировать своих учеников на обучение и переезд в Россию?
В политическом аспекте этой проблемы также существуют две непримиримые крайности. Латышские национал-радикальные политики считают, что русские школы готовят «пятую колонну» в Латвии. По их мнению единственным средством воспитания патриотов Латвии может быть только полный перевод обучения в русских школах на госъязык. Есть и противоположное мнение, – русской консервативной части общества. Суть его в том, что обучение в русских школах должно быть только на русском языке и желательно преподавание Закона Божия. Только в этом случае, можно воспитать настоящего русского человека.
Наше мнение резко отличается от радикальных крайностей и основано как на собственных исследованиях, так и на исследованиях других ученых. Мы считаем, что каждый русский житель Латвии должен иметь право стать гражданином этого государства. Причем, примерно 370 тысяч неграждан, проживающих в Латвии должны получить гражданство, если не автоматически, то по значительно упрощенной процедуре, ведь абсолютное большинство из них здесь родились и выросли, платят налоги и честно работают на благо своей семьи и государства. Пора бы уже государству повернуться лицом к этим людям, а не рассказывать всему миру сказки о том, что все желающие в Латвии могут стать гражданами, пройдя процедуру натурализации. К сожалению, многие из этих 370 тысяч уже пожилые люди и выучить латышский язык и историю Латвии не смогут. Поэтому для пожилых необходимо значительно облегчить процедуру натурализации. Более того, мы считаем, все неграждане, которые здесь родились и прожили большую часть жизни, должны в заявительном порядке получить гражданство, а право выбирать самоуправления им следует предоставить как можно быстрее.
Русская школа, так же как и латышская, должна воспитывать гражданскую ответственность у детей. И любой гражданин Латвии, независимо от национальности, должен быть патриотом своего государства. Патриотизм в нашем понимании, это не только соблюдение законов, но и активная гражданская позиция, направленная на укрепление демократии и экономической мощи государства. Еврокомиссары не раз упрекали наши власти в дефиците демократии. Этот дефицит главным образом относится к проблеме неграждан и ограничении возможностей учащихся русских школ в получении качественного образования преимущественно на родном языке. По негражданам мы уже высказали наше мнение, теперь о дефиците демократии в русских школах.
Педагоги знают, что даже в одном классе не бывает одинаковых учеников. У детей разные способности к различным учебным предметам. Однако билингвальные модели, которые сегодня используются в школах, чаще всего не учитывают лингвистических способностей учащихся и, если какой-либо предмет преподается преимущественно на латышском языке, то в большинстве случаев это приводит к тому, что у 40-50% учащихся класса успеваемость снижается. Убеждены, что билингвальное образование можно внедрять в школах, но делать это нужно очень осторожно, помня о принципе «не навреди». Сегодня школы реализуют одну, максимум две билингвальные модели, одинаковые для всех классов. Мы считаем, что для каждого класса должна быть своя модель билингвального обучения. Более того, мы считаем, что в ряде случаев билингвизм должен быть лишь вспомогательным средством, а не одним из главных факторов образования. Например, в какой степени должен быть билингвизм в специализированных классах, например, в физико-математических или гуманитарных. Ведь способности детей к физике и математике, нередко ограничивают их способности к языкам. И наоборот. Известно, что А.С. Пушкин был весьма посредственным учеником в математике, хотя и в зрелые годы писал стихи с грамматическими ошибками. Поэтому демократизация школы – это выбор для каждого класса таких моделей общего и билингвального образования, которые позволят максимально развивать способности учащихся. При этом, ни один предмет, ни билингвальная составляющая не должны тормозить умственное развитие учащихся. Пока это не так.
Что касается патриотического воспитания в русских школах. Русская школа должна воспитывать не патриотов России, а русской культуры. Гражданин Латвии, независимо от национальности, должен быть патриотом своего государства, а вот культурный патриотизм каждый выбирает сам. И если ребенок пришел учиться в русскую школу, следовательно, и он, и его родители желают, чтобы он изучал русскую культуру и русский язык. Беда в том, что в русских школах сегодня нет учебного предмета «русская культура». Мы считаем, что такой предмет должен быть потому, что русская культура по своему потенциалу является мощным фактором развития творческих способностей личности. Более того, формирование самой личности с использованием информации и методов русской культуры происходит более эффективно.
Быть или не быть гражданином Латвии каждый решает сам. Но гражданское воспитание в школах необходимо принципиально менять. Общаясь с молодежью, убеждаемся, что патриотов становится все меньше и меньше, как латышей, так и русских. И в первую очередь виновато в этом государство. Но не надо путать патриотизм гражданский и патриотизм культурный. Школа же может воспитывать и тот и другой. Важно, чтобы государство ей в этой работе помогало. Вот хочет ли этого государство, вопрос, конечно, интересный. Если вспомнить о том, что до сих пор нет полноценного гражданского воспитания, как впрочем, в школах не введены и уроки по культуре традиционных для Латвии нацменьшинств. Основное внимание уделяется билингвальному обучению в русских школах. Видимо чиновники, ведомые нацрадикальными политиками верят в то, что освоение русскими детьми латышского языка само по себе обеспечит и гражданское и патриотическое воспитание. Помнится, у классика на это было хорошо сказано: «Свежо предание, да верится с трудом…».
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук