Время от времени возникающая в средствах массовой информации дискуссия, по нашему мнению, носит явно надуманный характер. Речь идет о сотрудничестве культурных обществ и политиков, участии политиков в работе культурных обществ и поддержке культурными обществами некоторых политических инициатив, например, предоставление негражданам права участия в выборах самоуправлений. Дискуссии подогреваются нездоровым отношением к этому вопросу отдельных, весьма эмоциональных, но, к сожалению, часто и политически, и юридически безграмотных личностей.
Распространенное мнение, которое имеет место быть – полное безучастие определенной группы людей в политике и общественной работе и негативное отношение к этой работе по принципу «я этих борцов за культуру знаю, так и норовят в политику затащить». Таких людей немало, они шарахаются как от огня от любых мероприятий, проводимых политическими партиями и общественными организациями. Более того, многие из них заведомо негативно относятся к этим мероприятиям, часто не понимая ни смысла, ни значения. Что ж, эти люди имеют полное право оставаться в стороне и высказывать свое, в том числе и негативное мнение о работе партий и обществ.
Специально для них поясним, что политика прямо или косвенно, пронизывает все сферы нашей жизни. Ошибается тот, кто считает, что если он напрямую не участвует в политике или общественной работе, то и косвенно они обходят его стороной. Вовсе нет, поход за хлебушком в ближайший магазин может иметь определенное политическое или общественное звучание, потому что хозяин магазина вполне может быть сторонником той или иной партии, общественной организации и регулярно помогать симпатичной ему организации и деньгами, и материальными ресурсами. И кстати, имеет полное право. Поэтому остаться белым и пушистым и не «запачкаться» политикой или общественной работой сегодня крайне сложно. Но многие люди верят в собственные фантомы и упорно считают, что уж они– то никогда и ни за что... Ну что ж, блажен, кто верует.
В работе в государственных и самоуправленческих структурах, напрямую реализуются политические программы правящих партий. Это вовсе не означает, что работать там не нужно, человек имеет право работать где желает, но не надо рассказывать себе и другим, что к политике вы не имеете никакого отношения. Возможно, прямого не имеете, но косвенное обязательно. Копеечка или две с каждой буханки хлебушка осядает в фондах поддержки партий или общественных организаций. Хорошо если эти партии и общества работают на благо людей, не взирая на их национальность и другие различия, а если они они борются за деокупацию и за «латышскую Латвию»?
Сарафанная культура
Больше всего нас умиляют рассуждения некоторых, с позволения сказать, общественников об «аполитичности» культурной работы. Выглядит это примерно так. Вот мы тут русскую культуру спасаем, хороводы в сарафанах водим, детские утренники устраиваем, дискуссии философские, а вы политики нам помогайте и желательно побольше, но в первом варианте – с политиками мы не дружим, во-втором варианте – политиков мы к себе не пускаем, ну разве что подарки от них принять. Зато мы дружим с местным самоуправлением, конторами по интеграции и отдельными политически нейтральными бизнесменами. Вот какие мы патриоты «чистой» культуры.
Даже не смешно, а грустно. Грустно, что поборники «чистой» культуры вынуждены сводить свои мероприятия только к фольклору и религиозным праздникам. На другие мероприятия ни национально настроенные самоуправления, ни интеграционные конторы денег просто не дадут. Фольклор только десятая часть культуры. С уважением относясь к фольклорным праздникам, мы понимаем, что только фольклором культуру не спасешь. Тем, кто забыл напомним, культура это наивысшие достижения народа в технике, науке, искусстве, религии. Общественная организация, которая берет на себя тяжкое бремя сохранения родной культуры, должна стремиться к организации мероприятий, так или иначе связанных с указанными составляющими культуры. Чтобы успешно работать нужны профессиональные кадры, преимущественно педагоги, помещения, сотрудничество со школами и другими общественными организациями, серьезное финансирование.
В Латвии работают десятки общественных организаций, позиционирующих себя как культурные общества. Многообразие само по себе уже хорошо, есть возможности выбора и конкуренции. Другое дело, количество и качество проводимых мероприятий. Здесь еще работать и работать. Нужно отдать должное энтузиастам, многие из них занимаются общественной работой из любви к искусству, не получая практически ничего за свой самоотверженный труд, отрывают время от семьи, тратят свои личные деньги на то, чтобы провести те мероприятия, которые они считают важными и полезными. Однако...
Общественно-культурная работа сегодня не имеет серьезной государственной поддержки, не согласована между обществами, каждое общество автономно, и это правильно, но общей координации культурной работы как не было так и нет. Видимо время еще не пришло.
Хотя по нашему убеждению общей координацией должен заниматься департамент по культуре нацменьшинств при министерстве культуры. Но и департамента такого нет. Министерство интеграции координацией культурных программ нацменьшинств не занимается, оно распределяет скудное бюджетное финансирование на те мероприятия, которые в большинстве своем носят фольклорный характер. В большинстве школ нацменьшинств также нет полноценных программ сохранения родной культуры. Полноценных – это когда имеются циклы мероприятий по всем направлениям культуры и по годам обучения. Возникает грустный вопрос – сможем ли мы сохранить свою культуру, работая в таком режиме, или через два-три десятилетия останется некий эрзац сарафанной культуры, как это произошло сегодня с культурой малых народов во многих странах Европы? У нас нет ответа на этот вопрос. Потому, что его решение носит исключительно политический характер, а прогнозирование политических решений в нашем государстве абсолютно пустое дело, оптимизма оно не внушаент.
С политиками нужно сотрудничать ради сохранения культуры
Вначале об участии политиков в работе общественных организаций. Некоторые рафинированные интеллигенты и просто жалкие, ничтожные личности, устраивают истерики, если в общественные организации приходят работать политики. Прежде чем впадать в истерику, нужно понять зачем пришел политик в общество. Одно дело если политик пришел созидать новые проекты и организовывать мероприятия, помогать деньгами и другими ресурсами. При этом он не навязывает общественникам своих политических взглядов, не требует строем идти записываться в его партию и уж тем более голосовать за него на выборах. Честь и хвала такому политику. Другое дело если политик пришел в общество «тянуть одеяло в сторону своей партии», при этом он ничего кроме представительских функций выполнять не желает, ведь он «выше ежедневной рутинной работы», то гнать его надо в шею и чем быстрее, тем лучше. Мы считаем, что в одной общественной организации могут быть политики разных партий, если они разделяют цели и задачи общества и готовы своим делами способствовать их реализации. Более того, мы считаем, что любой солидный политик обязан не только словом, но и делом участвовать в работе общественных организаций, идеи которых он защищает.
Теперь о сохранении культуры. С горечью следует признать, что усилиями только общественников и школ русскую культуру не сохранишь. Необходима государственная программа сохранения и развития русской культуры с определенным финансированием. Нужен департамент культуры нацменьшинств при министерстве культуры, который будет заниматься вопросами планирования и финансирования из госбюджета культурных мероприятий общественных организаций и школ. Наконец нужны политики, которые будут пробивать и принимать эти решения. Нравятся нам или не нравятся политики и политика, но сохранить русскую культуру без их помощи мы не сможем, а вот потерять вполне.
Объединение общественных организации может стать той консолидирующей силой, которая способна вести диалог с властями по достижению необходимых условий сохранения русской и культур других традиционных нацменьшинств. И это (о ужас для рафинированных интеллигентов) политический диалог. Встает в очередной раз вопрос – должны ли общественные организации участвовать в политике? А как иными способами добиться государственной поддержки создания программы сохранения культуры нацменьшинств? Никак.
Нравится нам или нет, но объединять усилия общественников и политиков рано или поздно придется. Уже сейчас в ряде городов и поселков Латвии мало проводится культурных мероприятий на русском языке, общественные организации влачат жалкое существование, но не стихают словесные баталии за сохранение «нашей русскости без политиков». Это мнение малообразованных людей, которые не видят дальше своего носа или преследуют свои личные корыстные цели. Все, кто реально осознает, что русскую культуру и другие культуры традиционных нацменьшинств только на фольклоре и школьных утренниках не сохранишь, уже начинают искать пути сотрудничества и диалога с властью. Процесс пока идет вяло, много ненужных личных амбиций, политиканства, откровенных глупостей. Но маяк уже работает, направление понятно, нужно объединять усилия и двигаться по пути диалога с властями. Надеемся, что наши взгляды разделяют многие реально мыслящие общественники и политики.
«Чисто» культурные проекты как символы лояльности
Еще ряд серьезных проблем, которые вызывают истерику у «интегрированной в латышскую среду» русской интеллигенции. Должны ли культурные общества участвовать в защите права неграждан участвовать в выборах самоуправлений, сохранении русского языка и культуры на уровне городов, в которых они работают или это политические вопросы и нужно заниматься «чисто» культурными проектами? Политика нынешних властей Латвии в сфере культуры нацменьшинств прямолинейна – проводите свои культурные мероприятия, если можете, желательно фольклорные, на другие денег не дадим, желательно для самих себя, а не для всего города и будьте счастливы. Такой подход неприемлем в принципе, потому что русские общины городов имеют право на городские программы культурных мероприятий на русском языке. Налоги мы тоже платим. Однако городских программ русских культурных мероприятий во многих городах нет. Нет программ, нет русской культурно-языковой среды. Специалистов по русской культуре сегодня в Латвии тоже не готовят. Культурными проектами занимаются общественники, в большинстве своем люди не имеющие специального образования. Выводы напрашиваются – сами понимаете.
Проблема неграждан – это не только политическая проблема, но и проблема культуры. «Интегрированная в латышскую среду» интеллигенция относится к этой проблеме, так же как и власти – не хотят неграждане проходить натурализацию, доказывать свою лояльность... Настоящий русский интеллигент, в отличие от рафинированной и «интегрированной интеллигенции», обладает совестью, которая ему говорит, что при равных налогах должны быть равные права на участие в распределении этих налогов. Неграждане имеют полное право не проходить натурализацию, но должны иметь право участвовать в выборах самоуправлений.
Поэтому культурные общества, понимающие что такое культура и как ее сохранять, не могут заниматься только «чисто» культурными проектами. Это удел ассимилянтов. Культурные общества должны и культурные проекты создавать и вести диалог с властями по созданию государственной программы поддержки русской и других культур нацменьшинств и программ городских культурных мероприятий на русском языке. Не надо самим делать из себя евнухов бескультурья.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук