Необходимость
Зададим себе простой вопрос – достаточно ли того, что уже имеется – русских школ, культурных обществ, газет и журналов, театров, телевидения и радио на русском языке для сохранения и развития русского языка и русской культуры? Может быть вопрос о создании русской культурной автономии – вопрос искусственный, и существующие организации вполне способны сохранить и приумножать основы нашей культуры? Чтобы ответить на этот вопрос нужно согласиться или не согласиться со следующими тезисами: 1) качество владения русским языком у выпускников школ не вызывает тревоги; 2) в русских школах учащиеся получают прочные и системные знания о русской культуре; 3) в школах созданы программы воспитательных мероприятий, обеспечивающие сохранение и развитие русских культурных традиций; 4) в общественной жизни городов и районов со значительным представительством русского населения широко представлены русские культурные и образовательные мероприятия; 5) обеспечена полноценная подготовка специалистов русского языка и культуры в вузах; 6) государство выделяет значительные финансовые и материальные ресурсы на поддержку русской культуры и работу культурных обществ; 7) создана и успешно работает система межрегионального и межгосударственного сотрудничества культурных обществ и русских школ по проведению культурных мероприятий.
К сожалению, ни с одним из перечисленных тезисов мы согласиться не можем. Определенная работа, проводимая по каждому из направлений, явно недостаточна для сохранения русской культуры как целостного общественного феномена, обеспечивающего воспроизводство русской интеллигенции. Интеллигенции становится все меньше, следовательно культурная среда теряет свой потенциал. Возникает классический вопрос – что делать?
Концепция
Проблема сохранения русского языка, образования на русском языке и русской культуры сохраняет свою актуальность на протяжении всех лет после восстановления государственной независимости Латвии. Как известно, Сатверсме предоставляет право всем нацменьшинствам на сохранение своей национальной идентичности, существует закон о культурной автономии. Однако нет ни одного подзаконного акта, в котором было четко прописано, кто, как, за какие деньги и в какие сроки реализует право нацменьшинств и, прежде всего, русской лингвистической общины на культурную автономию. Закон о культурной автономии декларативен, это формальный документ, под которым нет ни одного нормативного акта, на уровне кабинета министров или, к примеру, министерства культуры или образования и науки, где было бы расписано конкретно, как реализуется эта самая автономия. Поэтому с формальной точки зрения – право на сохранение русского языка и культуры у нас есть, но ни юридических механизмов, ни организационных, ни финансовых условий по сути дела государство не создало.
Русская культура, как и любая культура, будет сохраняться и развиваться, если будут соблюдаться следующие основные условия. Во-первых, необходима долгосрочная концепция сохранения и развития русской культуры. Концепция – документ стратегический, в котором обозначаются перспективные направления культурной автономии. В концепции, по нашему мнению, необходимо дать ответы на поставленные в первой части статьи вопросы. Разработка такого документа на высоком уровне возможна только в том случае, если в этой работе примут участие как можно большее количество специалистов в области русской культуры и образования, культурных обществ, простых людей, для которых русский язык и русская культура не пустые слова. Чем больше будет мнений, тем ценнее будет концепция, в которой необходимо отразить совокупное мнение. Задача состоит не в том, чтобы найти единственно правильный путь для развития русской культуры в Лавтвии, а в том, чтобы определить разные пути ее развития. Только опыт может дать ответ на вопрос – какие пути окажутся перспективными.
Диалог
Во-вторых, необходима организация диалога с властью по обсуждению концепции. Нельзя однозначно утверждать, что власти не хотят поддерживать русскую культурную автономию, ведь до сих пор такого диалога не было. Ни одна общественная организация или группа таких организаций не выходила на диалог с властями с целостной концепцией русской культурной автономии. Создано министерство по делам общественной интеграции и, видимо, такое обсуждение необходимо начинать именно с этого министерства. Но вначале нужен документ, который целостно определяет основные направления сохранения и развития русской культуры. Нам обязательно возразят, что власти не будут под разными предлогами обсуждать этот документ или начнется затягивание процесса. Мы не питаем на этот счет никаких иллюзий, прекрасно понимаем, что концепция «латышской Латвии» остается фактической основой государственной концепции и программы интеграции общества, большинство правых латышских политиков очень сильно больны синдромом национал-радикального реваншизма. Но, надо признать, что в 1998-2000 годы, когда Сейм и кабинет министров готовили программу интеграции общества, русская община не смогла представить целостной концепции сохранения русской культуры. Напомним, что в процессе обсуждения проектов государственных концепции и программы интеграции общества многими оппозиционными политическими, общественными организациями и отдельными лицами было подано много поправок, однако львиная доля этих поправок так и не была принята. В результате Сейм утвердил радикальный вариант этих документов, вся интеграционная суть которых перечеркивалась одной фразой «интеграция общества Латвии осуществляется на основе государственного языка». Так национал-радикальную глупость возвели в ранг межнациональной ценности.
Интеграция общества – это процесс единения людей разных национальностей, разного социального положения, разных религиозных убеждений на основе общих и значимых для всех ценностей. Государственный язык может быть одной из таких ценностей, но не единственной. Если ему придается статус ценности единственной, то это уже не интеграция, а ассимиляция. Не удивительно, что сегодня о программе интеграции уже почти не вспоминают, что она так и не стала, да и не могла стать значимой для сплочения общества, что политика, проводимая властями в отношении русской общины в последние годы, может быть охарактеризована как демонстративное игнорирование и сознательное унижение. Вспомним недавние протесты русских школьников, учителей и родителей, направленные против внедрения совершенно не обснованной реформы русских средних школ. Никто из латвийских ученых так и не объяснил ученикам и родителям, что реформа подготовлена научно и методически, что все будет замечательно, бояться нечего. Никто из латвийских ученых, за редким исключением, не стал врать людям то, чего нет на самом деле. Такие объяснения пытались со смехотворным успехом давать политики и чиновники. Первые пытались хоть как-то оправдать свой горячечный бред тихого радикального помешательства, вторые вынуждены были из шкуры вылезать, оправдывая этот бред, чтобы не слететь с работы. Как и ожидалось реформа рухнула, но чиновники делают вид, что реформа идет, а политики делают вид, что верят чиновникам.
Смогли ли правые партии, все эти годы находящиеся у власти, предложить обществу объединяющие ценности? Нет, не смогли и (или) не захотели, поэтому и интеграции у нас нет, есть лишь имитация.
Удачным или не очень будет диалог, но он даст понять всему обществу, в том числе и Европе – поддерживает ли правящее большинство реальную русскую культурную автономию. Возможны три варианта. Первый, фантастический – концепция будет одобрена. Второй, почти реальный – концепция будет отвергнута сразу или в процессе длительной волокиты. Третий, мало реальный – отдельные части концепции будут поддержаны. Что делать дальше – решим по ходу дела.
Программа
В-третьих, на основе концепции создается программа. Речь идет о конкретной программе мероприятий с дополнительными программными модулями. Программные модули – это подпрограммы по отдельным направлениям русской истории, русскому искусству, науке, религии и другим разделам культуры, которые могут реализовываться отдельными организациями и носить локальный характер. По нашему мнению, такая программа может быть составлена как комплекс культурно-образовательных мероприятий, предложенных русскими школами, культурными обществами и отдельными энтузиастами в каждом регионе. Под эти мероприятия, в целом, и нужно требовать финансирование как на уровне государства, так и на уровне местных самоуправлений. Уверены, что и частный бизнес поддержит финансирование таких мероприятий, но мероприятий, а не содержание функционеров, прикрывающихся разглагольствованиями о русской культуре. В настоящее время нет единого регистра русских культурных мероприятий, которые проводятся в регионах, нет согласованных действий между культурными обществами, нет обмена культурными программами. В русских школах достаточно много талантов, как среди детей, так и учителей, и родителей; немало талантливых коллективов художественной самодеятельности, кружков и факультативов. Разработка и реализация программы потребует объединения мероприятий и сотрудничество между школами и регионами. Ибо, что может Рига, того не могут ни Калнциемс, ни Лудза. Но ведь жители этих небольших городков тоже желают и имеют право на сохранение русской культуры.
Программа в нашем понимании – это конкретный план культурных мероприятий в каждом регионе, при участии местных русских школ и обществ культуры с привлечением гостей из других регионов. Кроме культурных мероприятий, есть еще и образовательные модули, назовем их так, в рамках общей программы. Впервые в Латвии Советом по образованию и культуре издан сборник программ по «Основам русской культуры». Этот сборник составлен из программ авторов-лауреатов конкурса, проведенного ЗАПЧЕЛ. Сборник программ – это первый шаг в направлении преподавания русской культуры в школе. Уверены, будет сделан и второй шаг – разработка учебного пособия общего курса русской культуры, а затем и третий шаг – разработка отдельных курсов по основам русской культуры и введение этого предмета в русские школы. На первый взгляд, кажется странным, что за семнадцать лет независимости, в русских школах, за редким исключением, не преподают курс русской культуры. Однако, если вспомнить о государственной концепции интеграции, то ничего странного. Зачем «латышской Латвии» основы русской культуры?
Кроме основ русской культуры, необходимы и другие образовательные модули, прежде всего профессиональной направленности. Что-то уже делается в школах, что-то предстоит сделать, чтобы помочь нашим детям сохранить русскую культуру и получить максимально качественное образование.
Организация
Как ни парадоксально, но до сих пор нет объединенного субъекта организации русских культурных мероприятий. Не будем в сто первый раз перечислять причины, они всем известны. По нашему мнению, культурные общества или их объединения и русские школы в регионах, могут и должны между собой договориться о реальной культурно-образовательной деятельности. Нужно создавать региональные советы по культурному сотрудничеству. Сегодня культурные организации на местах делают свое дело, русские школы свое, часто дублируются одни и те же мероприятия. Например, 110-летие со дня рождения С. Есенина отмечали и культурные общества и школы, 25-летие со дня смерти В.С. Высоцкого прошло почти незамеченым. А ведь значение Высоцкого для русской культуры значимо. Поэтому и нужна координация этой важной работы.
Создание и поддержка русских культурных и образовательных региональных программ требует объединения усилий и здесь возможно широкое сотрудничество. Эти программы, школы, общества и коллективы, их реализующие и представляют собой основу русской культурной автономии. Культурная автономия – эта благодатная среда, на которой возможно формирование и развитие и русской интеллигенции и просто культурных, образованных людей. Впереди – большая работа.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук