Начало 90-х годов прошлого века в Латвии характеризовалось не только восстановлением государственной независимости, но и, к сожалению, ограничением и частичным уничтожением информационного поля русской культуры, а также сокращением численности русской интеллигенции, как главного носителя культурных ценностей. Можно, конечно, вспомнить известный постулат о том, что лес рубят – щепки летят, но речь идет не о лесозаготовительных работах, о том, что нельзя построить счастье одного народа, сделав несчастным другой.
Однако, возобладавшие в то время тенденции усиления национального самосознания латышской части общества, привели к значительным потерям для русской культуры и интеллекта в Латвии. Были закрыты театр оперетты, Молодежный театр под руководством режиссера А. Шапиро, почили в базе многие периодические издания на русском языке, из библиотек страны был проведен «генеральный выброс» книг, и не только идеологической литературы, но и художественной, технической и научной на русском языке. У Булгакова рукописи не горят, в Латвии же их сжигали или просто выкидывали на свалки по причине «нелояльности». В массовом порядке закрывались промышленные предприятия, начался исход русской интеллигенции. Кто уезжал из страны, кто переквалифицировался в мелких бизнесменов; немало кандидатов наук превратились в мелких торговцев на базаре.
В середине 90-х начались реформы системы образования, направленные в главной своей части на латышизацию русских школ, профтехучилищ и вузов. Латышизации образования уделялось и до сих пор уделяется первостепенное значение. Согласно ныне действующему закону об образовании, в школах, работающих по программам нацменьшинств, с 1-го по 9-ый классы в обязательном порядке должны применяться билингвальные модели. Это при том, что до сих пор в Латвии никто не видел ни теории, ни научно разработанной методики русско-латышского образования, позволяющего обеспечить и освоение госязыка и сохранение качества знаний и умений учащихся на высоком уровне. В 10-12-х классах русских школ и профтехучилищ закон об образовании требует преподавания не менее 22 уроков в неделю из 36 на латышском языке. Высшее образование за государственный счет можно получить только на латышском языке. Исключение – учителя русской словесности.
Правящая политическая элита Латвии обеспокоена вовсе не качеством образования и повышения культуры учащихся школ и студентов вузов, а укреплением позиций латышского языка и промыванием мозгов «новой» историей Латвии. «Новизна» исторической концепции, которую создавала комиссия при президенте Латвии, сводится к определению «главных борцов» за независимость Латвии. Таковыми признаны легионеры ваффен СС и «национальные партизаны». Что касается первых, то на сей счет существует приговор Международного трибунала в Нюрнберге, что касается вторых, то сохранились многочисленные свидетельства местных жителей, которые убедительно говорят о фактах откровенного бандитизма «национальных партизан» в отношении мирных жителей.
Идеологический бред, выдаваемый за концепцию «новой истории Латвии», в совокупности с латышизацией русских школ, как, впрочем, и школ других нацменьшинств, приводит к постепенной деградации и маргинализации русской (русскоговорящей) общины.
Состояние русской культуры
Необходимо признать, что состояние русской культуры в Латвии можно оценить скорее негативно, нежели позитивно. В Латвии образование преимущественно на русском языке можно получить только в частных школах. В государственных и школах самоуправлений образование на русском языке предоставляется лишь частично. Невозможно получить среднее специальное и высшее образование по специальности «русская культура». Из значимых культурных учреждений, ориентированных на русскую аудиторию можно выделить только Рижский русский театр им. М. Чехова, Даугавпилсский театр, еще два-три самодеятельных провинциальных театра. Издается мизерным тиражом единственный литературно-публицистический журнал на русском языке «Даугава»; нет художественных, научных и технических изданий на русском языке для учащихся и взрослых. Все эти факты приводят к серьезному ограничению воспроизводства русской интеллигенции.
Нет государственной программы и, соответственно, государственного финансирования русской культуры. Общественные организации, несмотря на их многочисленность (около 40), в основном проводят фольклорные мероприятия или празднуют религиозные праздники. Получение финансирования на проекты общественных организаций затруднено и, например, празднование Дня Победы не поддерживается финансированием со стороны властей. В библиотеки школ и городов поступает, в основном, литература на государственном языке. Ощущается острый дефицит научной, технической и литературы по искусству на русском языке.
Недостаток информации на русском языке приводит к неизбежному снижению интеллектуального потенциала русской общины. Наряду с этим, для выпускников русских школ затруднительно получение высшего образования в вузах России, прежде всего в силу финансовых причин. Если выпускники российских вузов планируют работать в Латвии, то диплом им придется нострифицировать….
Развитие культурного потенциала русских в Латвии
Несмотря на то, что государственная поддержка минимальна, осуществляется развитие культурного потенциала русской общины. Основная работа выполняется в русских школах. Передовые технологии школьного образования сегодня создаются в России, и многие педагоги Латвии изучают и внедряют в своих школах этот опыт. При поддержке Российского посольства ежегодно учителя русского языка посещают курсы повышения квалификации в Москве и Санкт-Петербурге. Театральные студии, фольклорные, художественные и литературные студии в русских школах являются очагами сохранения и развития русской культуры для детей и взрослых.
Во всех больших городах Латвии работают русские общества. Они проводят свою деятельность, в основном, на пожертвования бизнесменов и небольшую финансовую помощь со стороны самоуправлений. Наиболее активно общины работают в Риге, Лиепае, Даугавпилсе, Елгаве, Екабпилсе, Резекне… Возникает логичный вопрос – достаточно ли мероприятий, которые проводят русские школы и общества для сохранения и развития русской культуры в Латвии? Ответ очевиден – явно недостаточно. Сохранение и развитие любой культуры, культурного и интеллектуального потенциала ее носителей невозможно обеспечить отдельными очагами культурной жизни, нужно формировать, а точнее восстанавливать утраченную с советских времен культурную среду.
Культурная среда имеет несколько существенных признаков, определяющих ее полноценное функционирование. Во-первых, наличие информационного поля, обеспечивающего воспроизведение носителей русской культуры. Речь идет о необходимости восстановления библиотек русской книги по всем направлениям культуры. Во-вторых, необходима государственная программа поддержки русской культуры и программы поддержки русской культуры самоуправлениями. В-третьих, необходима подготовка специалистов по культурным проектам и педагогов для дошкольных учреждений и русских школ. В-четвертых, необходима поддержка и русских школ, и русских обществ со стороны России.
Сегодня много говорится о поддержке Россией соотечественников. По нашему мнению, важнейшими проектами такой поддержки могут быть: «Русская школа», «Русские культурные традиции», «Русская библиотека».
Проект «Русская школа» должен включать в себя два основных направления работы: 1) помощь в обеспечении учебной и научной литературой, наглядными и учебными пособиями русских школ; 2) организация курсов повышения квалификации для педагогов на основе лучших российских методических разработок и новаций. Ко второму направлению можно отнести и помощь российских педагогических вузов по подготовке кадров для русских школ в Латвии.
Проект «Русские культурные традиции» должен быть направлен на оказание финансовой и материальной помощи русским обществам по реализации не отдельных мероприятий, как это происходит сейчас, а целостных программ, скажем на календарный год. Успехи работы общественных организаций определяются стабильной и длительной работой. Но такая работа требует стабильного и длительного финансирования, которое в Латвии получить невозможно. Государство и самоуправления выделяют скромные суммы лишь на отдельные мероприятия. Это приводит, прежде всего, к тому, что активные, творческие люди в обществах долго не задерживаются – делать нечего. Кроме того, в Латвии есть солидные русские общества, на основе которых можно было бы создать методические центры по обучению общественников культурной работе: Русская община Латвии, Русское общество в Латвии, Лиепайская русская община, Елгавское общество русской культуры «Вече», Даугавпилсское отделение Русской общины Латвии. Это организации, которые пользуются заслуженным авторитетом в своих регионах.
Проект «Русская библиотека» может быть реализован в трех направлениях: 1) поддержка библиотек русских школ; 2) поддержка городских библиотек; 3) поддержка общественных русских библиотек. Как ни странно, в первую очередь, нужны не только книги, а периодические издания по всем направлениям культуры: научные, технические, искусствоведческие. Речь идет о таких замечательных журналах, как «Наука и жизнь», «Знание-сила», «Юный натуралист», «Юный техник», профессиональные журналы для педагогов, литературно-художественные журналы, в которых публикуются новинки художественной литературы и публицистики. Во вторую очередь, необходимы новые книги по всем направлениям культуры.
С учетом некоторого улучшения латвийско-российских отношений в последнее время верится, что культурный потенциал русской общины в Латвии будет поддержан Россией. Большие надежды мы возлагаем и на деятельность недавно учрежденного фонда «Русский мир». Самые высокие дивиденды приносит не экономика, а культурный потенциал людей, которые будут управлять экономикой и, если хотите, политикой.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук