Когда родители не заботятся о ребенке, Господь открывает другие «источники» попечения. Бог по любви Своей «пошлет» кроме биологических родителей и много других отцов и матерей. Христос говорил Своим ученикам: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин. 14: 18). Ты читаешь эти слова и «взлетаешь в воздух», хотя раньше «волочился» по земле. Теперь ты паришь. Христос говорит о Своем присутствии, о том, что Он не оставит человека. Господь говорит нам это, но мы не слышим Его слова – слова о том, что мы не одиноки!
Так что, как родитель, я могу перегореть, оказаться в духовной пустыне, но несомненно, что Божия любовь даст источник отцовской и материнской заботы для моих детей. Это именно так. И ничего не надо бояться.
Разумеется, у нас случаются неудачи, но Господь всегда помогает нам и покрывает наши провалы, наши слабые места. Поэтому в наших трудах отцовства и материнства мы никогда не будем одинокими. Божия благодать укрепит и утешит.
Ребенок делает неправильный выбор, и мы считаем, что потерпели неудачу, и разочарованы. Это наша ошибка, потому что мы выделяем конкретную ситуацию, какую-то одну грань, один момент в жизни ребенка.
Наши бабушки и дедушки даже не могут себе представить, как сильно они повлияли на нас. Возможно, и они думали, что потерпели неудачу. Моя бабушка часто говорила мне:
– Дитя мое, я необразованная!
Откуда ей было знать, что годы спустя именно ее влияние окажется самым значимым для нас.
Как-то я пришел к ней. Я окончил университет, факультет богословия. Посмотрите, какая огромная разница между университетским богословием и его проявлением в жизни, между тем, что ты читаешь, и тем, что проживаешь. Я пришел к ней и сказал:
– Бабушка, а помнишь, ты говорила мне, что ангелы все время поют Богу?
– Да, – ответила она.
– Трисвятую песню?..
– Да.
– Прекрасно! А не надоело ли ангелам на протяжении стольких веков петь одну и ту же песню? Почему они не поют другие?
Я продолжал умничать. А она сказала мне:
– Дитя мое, послушай-ка! Я необразованная, а ты прочитал много книг. Но я думаю, что всякий раз, когда ангелы видят Бога, они видят что-то новое в Нем, потому что Господь бесконечен и необъятен, и ради этого нового, что они видят в Нем, они воспевают Его!
«Куда спрятаться от стыда?..» – подумал я про себя после ее слов.
Как-то раз, услышав, как бабушка произносит вслух молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй меня!», я сказал ей:
– Бабушка, а ты знаешь, что это умная молитва?
– Ах, чадо! Я грамоте не обучена, так что не запутывай меня своими умными вопросами!
И дни напролет она молилась этой молитвой.
Так что эти люди никогда не думали, что запечатлевают в нас свою духовность. Она знала свое место и никого не беспокоила. Такие простые действия, а они думали, что потерпели неудачу, потому что не были образованными и не могли положительно повлиять на своих детей. Однако они оставили в нас неизгладимый след.
Естественно, моя бабушка ходила в церковь. Она всегда стояла в храме в одном и том же углу, рядом с Плащаницей. Я сказал ей:
– Бабушка, почему ты стоишь в церкви на этом месте? Тут все время открывается и закрывается дверь, ты можешь простыть. Иди на другое место, чтобы лучше видеть богослужение!
– Дитя, мы приходим в церковь не для того, чтобы увидеть и послушать богослужение, но чтобы его почувствовать. И я стою возле Плащаницы, потому что мы должны каждый день думать о том, что мы покинем этот мир, – ответила она.
«Я стою возле Плащаницы, потому что мы должны каждый день думать о том, что мы покинем этот мир», – так говорила бабушка
Она считала себя необразованной, думала, что ничего ни сделала в своей жизни, но она поставила на нас свою «печать».
Даже если у отцов и матерей случаются неудачи в их жизни, то это хорошо и такое необходимо нам. Если я совершу ошибку из любви к кому-то, то только любовь может ее исправить. Мы совершаем много ошибок. Кто идет вперед и не спотыкается? Если я сижу, то и не упаду. Тот, кто ходит, может споткнуться, поскользнуться и упасть. Тот, кто любит, идет определенным путем. Но и он может ошибиться, и его могут постигнуть неудачи. Дело в том, что он идет, а я все еще стою на одном месте и ничего не делаю. Давайте не будем бояться, что на нас обрушатся неудачи. Иногда наши неудачи благословенны. Почему? Потому что они могут нас «спустить» с небес на землю. Видите ли, Господь прекрасный пилот: в какой-то момент Он поднимает нас на вершину успеха, а поскольку ты наверху, то смотришь на все свысока, и, если твой ум слегка возгордился, Господь немного приземлит тебя. А если ум возгордился без меры, то Он приземлит тебя самым экстремальным образом. Это приземление необходимо нам. Потому что самолет заправляется топливом на земле.
Блаженны неудачи: они нам хотят показать нечто. Мы извлекаем урок из нашего провала и продолжаем путь. Люби своего ребенка и ничего не бойся. Ребенок просит вас совершать ошибки из любви к нему, чтобы увидеть вашу любовь в них. Так что нам нечего бояться. Мы любим и идем вперед.
Мы нужны ребенку как отец и как мать, а не как друзья
Вероятно, причина наших неудач в том, что мы потеряли простоту, непосредственность в отношениях с детьми. Мы думаем, что знаем все. Хотим быть современными людьми и говорим:
– Я и мои дети – дочь и сын – друзья!
Это прекрасно, но у ребенка есть друзья, и он хочет иметь родителей. Отец и мать – это и нежность, и строгость. Это всегда рассудительность и любовь. Когда отец и/или мать становятся другом для ребенка, то дети оказываются сиротами. Хорошо, если станешь для своего ребенка другом, ты можешь им стать, но тогда ты перестанешь быть для него родителем.
Нам надо бы знать о том, какими наши святые были в подростковом или юношеском возрасте. Это очень хорошая тема. Вот святитель Василий Великий. Очень одаренный ребенок, с харизмой, с энтузиазмом. Он весьма преуспел в риторике. И когда ему было лет 16–17, он подумал: «Почему бы мне не стать адвокатом?» Юноша пошел к своей матери и сказал:
– Мама, я хочу стать адвокатом!
– Как будет Богу угодно, сынок, – сказала она с нежностью.
В это время мимо шла его сестра святая Макрина, и он обратился к ней со словами:
– Добрый день, Макрина!
Но она не отвечала ему.
– Добрый день! – повторил он.
И снова вместо ответа молчание. «Что-то это значит», – сказал себе юноша, подошел к сестре и спросил:
– Почему ты не разговариваешь со мной?
– Потому что я не разговариваю с незнакомцами!
– Это я незнакомец?! Макрина, я твой брат, которого ты всегда любила и о котором заботилась.
– Я не знаю тебя, ты чужой. Послушай, что я тебе скажу: мой брат хотел стать священником и служить у Престола Истины – у Святой Трапезы, он не хотел быть обманщиком и лжецом. И никогда не стал бы брать деньги за ложь и служить при алтаре лжи. Поэтому извините меня, юноша, но я вас не знаю!
Святая Макрина так сделала по чувству материнской любви, она так сказала брату из любви к нему. И святой Василий осознал свою ошибку. Так что благодаря ей мы «получили» не адвоката, а святителя Василия Великого.
Вспомните мать святого Константина Идриота. Он принял мусульманство и на корабле приплыл в родной город Идру. С гордо поднятой головой пошел он к дому своей матери, постучал в дверь и сказал:
– Мама, это я, открой дверь.
Сын думал, что его мать будет гордиться им. Как вы считаете, не дрогнуло ли сердце матери, не хотелось ли ей подбежать и обнять своего ребенка? После его настойчивых прошений она открыла окно и сказала:
– Кто ты, юноша?
– Я твой сын!
– Мой сын, мой мальчик был христианином и греком. Но когда я узнала, что он сменил веру, он умер для меня.
«Когда я узнала, что мой сын предал веру, он умер для меня», – отвечала мать и захлопнула окно
Тогда он сказал себе: «Пойду найду утешение у моей крестной! Она не может не любить меня!» И юноша бросился к дому своей крестной. Он постучал в дверь, но никто не ответил ему. Он снова постучал, открылось окно, и послышался голос крестной:
– Да, я слушаю вас, молодой человек.
– Это я.
– Кто вы?
– Я ваш крестник!
– Я не знаю вас! Я крестила ребенка, которого звали Константином. Но недавно я услышала, что этот христианин умер. Я вас не знаю. Пожалуйста, не беспокойте меня!
И это материнство.
Любовью, смирением, рассудительностью, молитвой мы можем вызвать несколько землетрясений. А мы это нечасто делаем – потому что думаем, что должны быть друзьями для наших детей. Я не говорю, чтобы вы ругались с ними, потому что наши ссоры с детьми не принесут никакой пользы. Один эгоизм борется с другим эгоизмом. Эта война не даст положительного результата. Любовь означает говорить правду другому, когда это необходимо. А этого нет у нас, и поэтому наши воспитательные усилия приводят к провалам.