На одной из конференций по проблеме предоставления негражданам права участия в выборах самоуправлений, выступила чиновница секретариата министра по делам общественной интеграции. Оказалось, что секретариат много делает для сплочения общества, особое внимание уделяется ливам, цыганам, лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, укреплению терпимости и гражданского общества и даже поддерживает соотечественников за рубежом. Одним словом, работа кипит, общество становится все более сплоченным, остались лишь отдельные недостатки в отдельных местах. Попробуем напомнить уважаемым чиновникам секретариата об этих отдельных недостатках в отдельных местах, ибо, по нашему мнению, они свидетельствуют вовсе не о сплочении, а скорее об умышленном разъединении общества. Точнее, об избирательной интеграции.
Создана и несомненно успешно воплощается в жизнь программа поддержки культуры и традиций ливов. Мы положительно оцениваем этот шаг вперед и рады, что один из древнейших, но ассимилированных народов Латвии имеет государственную поддержку своей культуры и традиций.
Создана программа «Цыгане (ромы) в Латвии». Мы также позитивно оцениваем это достижение интеграции. Остался правда отдельный недостаток – до сих пор нет государственных программ поддержки культуры и традиций основных национальных меньшинств Латвии и прежде всего русской общины. Видимо семнадцати лет не хватает для того, чтобы собрать представителей русских обществ культурных, и религиозных общин и школ в консультативный совет и попытаться составить проект программы сохранения и развития русской культуры и традиций в Латвии. Как известно Сатверсме предоставляет право национальным меньшинствам на сохранение своей культуры и традиций, однако Сатверсме не обязывает государство – это право обеспечивать.
Ситуация с русской культурной жизнью более или менее нормальна в столице. Абсолютное большинство русских культурных обществ сосредоточено именно здесь; работает русский театр, приезжают артисты из России. В провинции дела обстоят по-разному. И если в крупных городах русскими школами и общественными организациями проводится серьезная культурная работа, то в малых городах ее практически нет. Более того, в малых городах идет процесс необратимой латышизации русских школ и в результате русские общины остаются русскими в основном в бытовом плане. А это значит, что впереди их ждет медленная, но верная ассимиляция.
На той же конференции чиновнице из секретариата был задан вопрос, что делать для поддержания русской культуры в малых городах. Ответ – создавать общественные организации. Вот создадим культурное общество где-нибудь в Калнциемсе и культурная жизнь закипит! Такие ответы есть ни что иное, как вежливый уход от необходимости признания собственного чиновничьего бессилия. Бессилия перед избирательной интеграцией. Ведь чиновники секретариата прекрасно видят и понимают, что программы поддержки культуры и традиций создаются для тех нацменьшинств, которые в массе своей не высказывают публичных протестов против проводимой государством политики скрытой ассимиляции инородцев. Русские общественные организации имеют смелость открыто говорить о дискриминации нацменьшинств и, следовательно, государственная поддержка русской культуры и традиций сводится к минимуму, достаточному для демонстрации видимости демократии и явно недостаточному для сохранения и уж тем более развития культурных традиций. Видимость демократии при этом поддерживается проектной формой финансирования культурных мероприятий. Суть ее очень проста – балалайка, сарафан, самовар, на это секретариат выделяет финансирование, на День Победы и близкие к нему по духу мероприятия финансирования не будет по определению: низзя.
В ряде регионов созданы ассоциации национально-культурных обществ. Например, в Елгаве работает такая ассоциация, она включает в себя литовское, белорусское, русское, цыганское, польское, украинское и еврейское общества. Крупнейшей после латышской общины в Елгаве является русская община, которая составляет примерно 30% или около 22 тысяч человек. Так вот до 2004 года в Елгаве работало одно русское общество «Исток». С 2004 года появилось еще одно общество «Вече». И если первое общество все эти годы проводило свои мероприятия в основном на деньги своих членов и мизерную помощь самоуправления, то второе общество с момента своего создания, опирается в своей работе целиком и полностью на деньги русского бизнеса.
Не вызывает сомнений то, что для такого города как Елгава одного русского общества с ограниченными возможностями явно мало. Именно поэтому и было создано второе общество. Еще в первый год работы «Вече», движимое благими целями интеграции попыталось вступить в местную ассоциацию национально-культурных обществ. Тогда не приняли под предлогом того, что члены ассоциации якобы договорились, что от каждой общины жителей в ассоциацию входит только одно общество. Два русских культурных общества явно много. Это можно было бы понять, если бы через ассоциацию распределялось финансирование на культурные мероприятия. Делиться самоуправленческими деньгами сами понимаете, как тяжело, пускай даже и со своими братьями по культуре. Но через ассоциацию ничего не проходит, более того, при вступлении представители «Вече» заявили, что им не нужны деньги, которые возможно когда-то и поступят на счет ассоциации, они желают просто сотрудничать по подготовке и проведению культурных мероприятий. Лучше уж просили бы денег, это «просто сотрудничать» привело в истерику отдельных представителей культурных обществ. На «Вече» посыпались обвинения, которых ни тогда, ни сейчас это общество не заслужило.
Прошло три года. За это время «Вече» провело 72 мероприятия, среди которых День Победы, 8 Марта, День защитников Отечества, День учителя, Новогодние елочки для детей, День Освобождения Елгавы от немецко-фашистских захватчиков, созданы студии профориентационного образования и многое другое. Несколько важных штрихов к портрету работы общества – каждое мероприятие общества посещает не менее ста человек, все мероприятия и студии бесплатны для участников. В целом «Вече» сделало больше чем сделала вся ассоциация за те же три года. Но на этом басня не заканчивается и время морали еще не пришло. Через три года «Вече» решило повторить попытку вступления в ассоциацию. Вечевцы росли и доросли до проектов общегородского уровня, когда необходима организационная помощь со стороны, не деньгами, а людьми и помещениями. Три года «Вече» работало на благо елгавчан, зарекомендовало себя с положительной стороны, как организация, которая способна проводить не только отдельные мероприятия, но и целые программы мероприятий, как общество это делает на День Победы – творческие конкурсы для учеников школ, концерты, семинары, митинги, салют, подарки для ветеранов и бесплатные билеты в театр. Подали заявление о вступлении, пришли на собрание и… услышали практически то же, что и три года назад. Во-первых, две русские организации для ассоциации – это много, во-вторых, ребята, о ужас, вы связаны с ЗАПЧЕЛ, ведь в ваших рядах работают два депутата и несколько рядовых членов этой партии, а это «неправильная» партия. Наши общественники дружат с правящими партиями, на худой конец с Центром согласия, но с ЗАПЧЕЛ, это уже слишком. Да и самое главное, зачем вам вступать, давайте просто сотрудничать. После длительной дискуссии решили, что каждое общество проведет свое собрание, на котором решит, принимать или не принимать «Вече» в ассоциацию.
Здесь нужно напомнить, что ассоциация национально-культурных обществ Елгавы, это не добровольное объединение, независимое от самоуправления. Это структура, созданная при прямом участии думы. И вот, наконец, мы добрались до главного – самоуправление разработало программу интеграции общества в Елгаве, в рамках которой особая роль отводится вышеназванной ассоциации. Ассоциация должна объединять всех желающих, а не делить их по политическим или другим признакам. Во всяком случае мы так считаем, но оказалось, что мы не правы. Интеграция общества в Елгаве носит избирательный характер, главным фактором отбора является наличие в рядах организации правильных или неправильных политиков. Возникает вопрос – а что эти политики к революции призывают или митинги и пикеты устраивают вместо культурных мероприятий? Прими таких «смутьянов» и потом дойдет до того, что вся ассоциация из-под контроля думы выйдет. Оказывается, политики, члены «Вече» не политическими речами занимаются, а работают как и все остальные организаторами и простыми помощниками на мероприятиях. Более того, абсолютное большинство мероприятий общества – культурные и образовательные.
Правда, время от времени члены «Вече» поднимают на уровне города больной для нынешней власти вопрос – пора негражданам предоставлять право участия в выборах самоуправлений. Так ведь о дискриминации неграждан не только они говорят, но и все евровизитеры, которые к нам приезжают. Вот это, видимо, и раздражает местную власть, а если они начнут эти вопросы и на ассоциации пытаться обсуждать, что тогда будет со светлым образом интеграции в городе?
Наконец мы добрались до морали. Получается, что интеграция в нашем государстве избирательная. Если у тебя политические взгляды в русле правящей политики, то тебя можно и нужно интегрировать в «латышскую среду». Ну, а если твои политические взгляды «неправильные», то извини, с интеграцией ничего не получится. Такая мораль изобретена не в Латвии, она изобретена еще в Древнем Риме и называется она «разделяй и властвуй». Нас делят по политическим убеждениям, религиозным взглядам, языку, национальности. Именно это разделение и является ахиллесовой пятой всей новейшей истории Латвии. В этом, по нашему мнению, и заложен корень всех нынешних бед и кризиса политической системы в государстве.
На одном из митингов на Домской площади, его участники требовали от властей «честной политики в правовом государстве». Не бывает честной политики в правовом государстве, если право одних достигается за счет бесправия других, а честность является синонимом политической благонадежности, точнее сказать, лояльности, которую каждый трактует, как хочет. Может уже хватит басни про интеграцию рассказывать?
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук