«Надо воротиться к началам родной земли…
русским надо быть русскими,
идти путем русским, путем веры,
смирения, жизни внутренней».
К.С. Аксаков
Главным субъектом разрушения православного сознания в общественном дискурсе начала XIX века стало Библейское общество, его организатором был А.Ф. Лабзин, открывший в Санкт-Петербурге масонскую ложу «Умирающий Сфинкс». Для тех, кто забыл о главных устремлениях масонов, напомним – это тайный демонический орден, деятельность которого направлена на разрушение христианства в целом и в особенности Православия. Кто и зачем должен прийти после разрушения христианства – подробно изложено в Откровении Иоанна Богослова (1).
Библейское общество стало не столько издателем Библии, сколько центром по распространению масонской литературы. Адепты различных сект и протестантских учений вели в России идеологическую войну с Православием, прикрываясь благородной работой по изданию и распространению Библии. С фантастической скоростью вся страна покрылась сетью библейских обществ, через которые активно распространялась нигилистическая литература.
В результате нарастания нигилизма в общественном дискурсе укреплялись ранее налаженные связи между масонами и различными сектантами, среди которых особенно выделялись - хлысты, скопцы, духоборы и молокане. Все большее количество дворян искали духовные идеалы в западных католическо-протестантских философских системах. Поле русского самосознания в образованном русском обществе стремительно сокращалось. Нарастало и непонимание смыслов существования Русской цивилизации, значения Православной Церкви, роли русских традиций в жизни общества. Шла идеологическая война, направленная на превращение образованного русского общества в иванов не помнящих родства.
Первыми защитниками русского самосознания, которые на основе научных исследований изучили механизм его формирования и сохранения были славянофилы. Они поняли и обосновали механизмы укрепления русского самосознания в обществе и противодействия западной идеологической агрессии. Славянофилы имели прекрасное гуманитарное образование, были хорошо знакомы с европейской философией и западными религиозными сочинениями. Главным вопросом исследований славянофилов стал вопрос о значении Православия в истории Русской цивилизации.
Особую роль в создании механизма защиты русского самосознания от западных богоборческих влияний сыграли Иван Васильевич Киреевский и его супруга - Наталья Петровна Арбенева (2). Этот механизм представлял собой духовно-информационное поле, в котором православные духовные идеалы воплощались в исторических и культурологических публикациях, размышлениях о современном состоянии дел и поиском методов преодоления нестроений во всех сферах жизни общества.
Сам Иван Васильевич имел философское образование, слушал лекции и неоднократно общался с Шеллингом и Гегелем. Можно сказать, что философия стала смыслом его жизни. Жена Киреевского была достаточно образована, отличалась не только своей глубокой религиозностью, но и знанием Священного Предания Православной Церкви. И вот на втором году супружества в 1936 году, он предложил ей прочесть французского философа Виктора Кузена, который видел основную задачу философии в критическом отборе истин из «прошлых систем» на основе «здравого смысла». И что же?
Она прочитала книгу, нашла в ней много достоинств, но заметила, что в сочинениях святых отцов все это изложено гораздо глубже. И это замечание задело Ивана Васильевича за живое, он стал тайком брать у жены святоотеческие книги, и читать их. По мере погружения в святоотеческие мысли, начинает набирать силу благодатный процесс духовного преображения самого Киреевского.
Сравнивая западные философские концепции с православным учением, он начинает понимать, что в основе русского образа жизни – община, организованная на принципах православной соборности, тогда как на западе – индивид, строящий юридические отношения с другими индивидами. Монастырь и церковь – центры духовного преображения, крестьянская община – центр самоорганизации народной жизни, дворянское собрание – центр самоорганизации высшего света, артель – центр промысловой и промышленной самоорганизации. Русская цивилизация – цивилизация воплощения православного духа в особые организационные формы, которые принципиально отличаются от западных форм (2).
После получения благословения владыки Филарета (Дроздова), митрополита Московского в 1847 году и под руководством Оптинского старца Макария супруги Киреевские принимают самое активное участие в издании и распространении многотомного «Добротолюбия», включающего творения святых отцов - аввы Дорофея, Максима Исповедника, Феодора Студита, Варсонофия Великого, Симеона Нового Богослова, Нила Сорского и других.
Они помогают изданию собственными денежными средствами, занимаясь корректурой, переводами, поддерживая связь с типографией, общаясь по мере надобности с цензурой. Эта работа объединила вокруг себя духовно устремленные интеллектуальные силы. В работе также участвовали профессора: С.П. Шевырев, М.П. Погодин, М.А. Максимович, писатель Н.В. Гоголь и ряд других высоко образованных людей того времени. Душою всего проекта, инициатором и руководителем был старец Макарий Оптинский (2,3).
Ввиду того, что издание книг осуществлялось на средства благотворителей, иеромонах Макарий и игумен Моисей щедро рассылали книги во все библиотеки, всего было выпущено свыше 125-ти изданий в количестве 225.000 экземпляров.
Чем же были так ценны святоотеческие труды? Книги содержали в себе вероучительные и литургические каноны, благодатный многовековой духовный опыт православных подвижников. На протяжении веков восточные аскеты в совершенстве изучили душу человека, законы духовной жизни и сам путь к духовному совершенству. Эти книги давали проверенные многовековым опытом ответы на главные вопросы жизни человека: 1) в чем смысл земной жизни? 2) как убедиться в реальности вечности; 3) как нужно жить, чтобы попасть в Царствие Божие?
Благодаря этой работе святоотеческие труды поступили в библиотеки академий, семинарий, правящих епископов. Наконец то проблема доступности Православного учения для образованного общества получила свое решение. Образованное русское общество получило материалы с духовными основами русского самосознания. На местах издание новых книг продолжится, создаются религиозно-философские кружки, начинается издание просветительских листков для широких народных масс.
Постепенно формируется духовно-информационное поле, защищающее русское самосознание от западных богоборческих идеологий и религиозных ересей. Русское образованное общество начинает глубже узнавать свою собственную историю, культурные достижения, значение православного учения в формировании и развитии культурных традиций. Православные духовные идеалы занимают прочное место в определении русского самосознания.
Славянофилы издают журналы и газеты, публикуют сборники статей с результатами исследований по русской истории и культуре, содержание которых работает на укрепление православных идеалов и является опорой для всех, кто ищет решения для актуальных проблем с помощью собственных культурно-исторических традиций.
Один из главных оппонентов славянофилов - А.И. Герцен так оценил результаты их работы: «…Они сделали свое дело… Они сделали то, что хотели сделать, и если не могли остановить фельдъегерской тройки, посланной Петром и в которой сидит Бирон и колотит ямщика, чтобы тот скакал по нивам и давил людей, – то они остановили увлеченное общественное мнение и заставили призадуматься всех серьезных людей. С них начинается перелом русской мысли» (3). И этот перелом будет нарастать и, в конечном счете приведет к созданию советской идеологии, когда сталинская группа начнет искать идеологические основания для построения социализма в ССССР.
Славянофильская концепция с православными духовными идеалами и соборными формами организации русской жизни станет духовным генератором русского социализма - колхозных общин, заводских коллективов и советов всех уровней. Сталин и его сторонники пришли к выводу, что русский социализм возможен только в русских историко-организационных формах.
В дальнейшем советские философы и социологи неоднократно пытались найти возможности для развития советского проекта в марксизме-ленинизме, который к началу 20-х годов прошлого века полностью утратил свою научную адекватность и превратился в памятник социально-экономической мысли, но безрезультатно.
Беда была еще и в том, что советский проект создавался не на марксизме и очень мало в нем было ленинизма. Все успехи сталинского социализма в воплощении и творческом преобразовании традиционных русских цивилизационных форм и все неудачи в попытках реализации марксисткой догматики. Советский проект был создан на основе славянофильских идей, и сам Сталин в свои поздние годы не считал зазорным причислять себя к последователям этого течения.
Так на приеме в честь чехославацкой делегации 28 марта 1945 года он заявил: «Теперь много говорят о славянофильстве и славянофилах. Нас зачастую сравнивают со старыми славянофилами царских времен. Это неправильно… Мы, новые славянофилы-ленинцы, славянофилы-большевики, коммунисты, стоим не за объединение, а за союз славянских народов…» (4).
Славянофильская концепция, созданная на основе научного анализа русской истории и культуры, до сих пор остается матрицей для создания современных форм русской жизни. В первую очередь, это относится к механизмам сохранения русского самосознания в сфере образования и культурной работы, самоорганизации русских диаспор в автономные общины. Уроки борьбы русского духа с чужеземными идеологиями в XIX веке актуальны до сих пор.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Масонство в России\ http://www.ruskalendar.ru/publications/detail.php?ID=11321
2. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине: Философ. ст, публицистика, письма, переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник.- М.: Правило веры, 2002.
3. Концевич И.М. Оптина Пустынь\ http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/optina-pustyn/