«Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы,
делая добро, заграждали уста
невежеству безумных людей».
(1 Пет.2:15)
Значимость духовной сферы в исторических судьбах народов была отмечена еще в XIX веке Г. Лебоном. Он писал: «Великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, например, падение Римской империи и основание арабской, на первый взгляд определяются главным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников, падением династий. Но более внимательное изучение этих событий указывает, что за этими кажущимися причинами чаще всего скрывается глубокое изменение идей народов. Истинно исторические перевороты не те, которые поражают нас своим величием и силой. Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людей».
Только тот народ, то государство обладает наибольшей исторической устойчивостью, у которого есть соответствующий дух. Если народ верит в историческую миссию своей страны, если он патриотичен, если у него позитивное самосознание, то ему не страшны никакие исторические бури, он способен перенести все возможные испытания, натиск враждебной ему идеологии. Но если народ не верит в свою страну, если у него нет единой системы ценностей, если он отягощен комплексом национальной неполноценности, уязвленным историческим самосознанием, то он превращается в неорганизованную толпу, и при первых исторических толчках, при первом кризисе государство может рассыпаться, пополнив кладбище стран и цивилизаций. Даже в условиях относительного материального благополучия народ деградирует, если разрушена его ценностная система, поражено сознание ценностей собственной идентичности.
После Второй мировой войны США сосредоточили у себя две трети специалистов-обществоведов от их общего на тот момент количества во всем мире. Они развернули масштабные исследования, в результате которых был собран колоссальный объем знаний о духовной сфере представителей самых разных культур и в самых разных ситуациях. Его соединили с новым знанием о сложных системах - синергетикой, моделирующей закономерности перехода «порядка в хаос» и наоборот.
На основе новых представлений и массива эмпирических данных были созданы поразительные по эффективности технологии управления поведением больших масс людей, весьма успешно использовавшиеся впоследствии, прежде всего против Советского Союза. Так появились социокультурные технологии – технологии преобразования общества путем изменения мировоззрения народа. Эти технологии, как и любые технологии, можно использовать и для умышленной деградации общества, и для прогрессивного его развития.
С началом всеобщего распространения новейших информационных технологий, прежде всего интернета, давших старт глобализации, в этом процессе обнаружились принципиально новые измерения. Возникшие глобальные информационные поля оказались способными действовать на сознание людей поверх государственных границ, создавать возможность манипуляции сознанием в планетарном масштабе. И что удивительно: первыми жертвами этих открывшихся новых возможностей явились политические элиты народов, отставших в своем развитии от стран - лидеров глобализации. Современным глобалистским структурам нет нужды воздействовать на сознание всего населения той или иной страны с целью формирования у него нужных установок и ориентиров. Достаточным оказывается более простой и менее затратный вариант: добиться желаемого поведения общества воздействием лишь на сознание политической элиты.
Так транснациональные структуры и институты, концентрирующие в своих руках колоссальные финансовые ресурсы и, что очень важно, коммуникативные сети, получили возможность с очевидно растущей легкостью подчинять себе национальные правительства, которые в силу этого перестают быть национальными.
Социокультурным технологиям, с помощью которых дестабилизируются и разрушаются многие современные общества, могут противостоять только такие же технологии, но более высокого уровня. Народам, если они хотят сохранить себя в истории, необходимо создавать защитные социокультурные технологии, способные конкурировать с технологиями глобализаторов, по-новому переосмыслить роль духовной сферы в жизни общества, проникнуть в сложную мозаику общественного сознания, устремлений современного человека. В чем особенности социокультурных технологий?
Выдающийся социолог Питирим Александрович Сорокин выделял три типа культуры - идеациональный, идеалистический и чувственный. Основой всякой культуры является ценность. Любая культура представляет собой единство составных частей, пронизанных одним смыслом, одной ценностью. Господствующая ценность определяет социально-экономический уклад и формы деятельности человека. Так, например, считал П.А. Сорокин, для культуры Запада Средних веков главной ценностью был Бог. Именно поэтому все сферы человеческой деятельности средневекового Запада были связаны с религией и контролировались ею. Литература и музыка, живопись, архитектура и философия носили исключительно религиозный характер. Такую культуру П.А. Сорокин называл идеациональной.
Идеалистический тип – это тип культуры, в которой центральное место занимают идеалы, вытекающие из религии, но самой религии в прямой форме нет. Это уже светская культура, несущая идеалы добра, но не имеющая жесткого подчинения религии.
Чувственная культура стремится «отразить чувственную красоту и обеспечить чувственное удовольствие и развлечение». Герои и персонажи такой культуры - типичные смертные. Эта культура существует для рынка и конкурирует с другими товарами. Характеризуя искусство чувственной культуры, П.А. Сорокин писал, что «это искусство пейзажа и жанра, портрета, карикатуры, сатиры и комедии, водевиля и оперетты, искусство голливудского шоу; искусство профессиональных художников, доставляющих удовольствие пассивной публике». Существенный момент заключается в том, что чувственная культура отображает окружающую действительность такой, как мы воспринимаем ее посредством органов чувств. Разные области культуры прошли один и тот же путь - от идеациональной и идеалистической формы к чувственной. К отказу от Бога как высшей ценности в пользу чувственности и удовольствия, в пользу необременительного существования и потребления.
Сегодня можно говорить о том, что уже в ХХ веке сложился новый тип культуры, которую можно назвать патологической. Это культура общества, переживающего аномию или социальную патологию, «распад человеческих связей, массовое девиантное поведение, когда значительная часть общества нарушает нормы этики и права». Этот тип культуры несет с собой неолиберализм, это его составная часть. Именно на основе патологической культуры и создаются социокультурные технологии разрушения мировоззрения обществ.
Задача патологической культуры – разрушение идеальных ценностей традиционной культуры общества и искоренение традиционной религии. Но свято место не должно быть пустым. Вместо традиционной религии планируется насаждение новой псевдорелигии – «Новая эра», которая уже набирает обороты в виде всевозможных обществ, институтов, фондов, основной деятельностью которых является промывание мозгов населения путем уравнивания оккультизма, магии, сектантства всевозможных видов с христианством. Потому что новоэровская ересь направлена именно против христианства. Потому что демонизм и сатанизм, которые несут народам новоэровские откровения остановить может только христианство, как богооткровенная религия.
Однако само по себе христианство, закрытое храмовой оградой или собранием верующих неспособно противостоять злу новоэровской ереси. Ложно понимаемое многими христианами идея личного спасения за счет отказа от активной миссионерской деятельности в миру, создает благоприятную среду для распространения зла. Бороться со своими греховными страстями – это основная задача духовной жизни христианина. Но не единственная. Еще одна задача – бороться за ближнего своего, погибающего во зле мира. И эта борьба по примеру Христа не есть революция или мятеж, это борьба основана на миссионерстве ради укрепления христианского сознания людей.
Для этой борьбы, наряду со Словом Божьим и нужны социокультурные технологии. Такие технологии уже создаются. Смысл социокультурных технологий заключается в том, чтобы с помощью специальных текстов, медиаматериалов, культурных мероприятий восстанавливать и укреплять христианские духовные ценности в сознании людей. Только эти ценности способны удержать человека от падения в демонизм и сатанизм. И ключевую роль в создании таких технологий должны сыграть духовные законы и традиционные идеалы культуры.
«Во всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преемственности, ни смысла, и каковы бы ни были превратности исторической судьбы, вечные ценности прошлого неискоренимы - к ним неизбежно возвращаются», - так много лет назад писал Н.А. Бердяев. Вечные ценности — это совокупность идей, которые являются главными, кардинальными мотивами, смыслами жизни всего народа в целом, и отдельного человека, в частности.
Можно выделить основные группы ценностей, которые были пронесены любым народом на протяжении всей его многовековой истории и которые были ведущими мотивами преодоления практически всех кризисов, когда-либо народ постигавших: 1) духовно-нравственные ценности и, прежде всего, религия, которая, собственно говоря, и обеспечила основную ценностную ориентацию общества и всей истории; 2) социально-политические ценности - принципы организации общества; 3) трудовые ценности; 4) культурные ценности; 5) семейные ценности.
Совокупность конструктов этих ценностей для разных исторических ситуаций, а также для решения проблем повседневной жизни и представляет собой содержание социокультурных технологий. Это опыт поколений предков по преодолению всевозможных испытаний, выпавших на их долю. Возвращаясь к опыту предков, переосмысливая его, мы создаем новые технологические конструкты, необходимые для достижения успеха в современном мире. И пока мы опираемся на опыт предков в своей деятельности, мы сохраняем наше общество и самих себя в рамках исторической цивилизационной идентичности.
Чтобы уничтожить цивилизации, глобализаторы придумали постмодернистскую культуру. Она патологична изначально, она не придаёт осмысленность и ценность природным и социальным явлениям реальности, а, напротив, обезличивает и обесценивает их. Постмодернизм формирует парадокс: если признавать возможность существования единых универсальных «общечеловеческих ценностей», значит, нельзя признать существование особых европейских ценностей, русских ценностей, латвийских ценностей. Либо - одно, либо - другое. Если европейские ценности тождественны «общечеловеческим», значит, они не нужны. Если они им противоречат - тогда они вредны. Именно на этом и построена вся идеология неолиберализма – доказать народам, что никаких национальных ценностей не существует, а есть только «общечеловеческие».
Принимая «общечеловеческие ценности», люди отказываются от своих национальных корней и теряют свою национальную идентичность. Формируется армия космополитов, объект для манипуляции и носитель идеологии глобализации. Для разрушения цивилизационных ценностей используются технологии, созданные на основе патологической культуры – содомия, разврат, ювенальщина, эвтаназия, педофилия, инцест, алчность, зависть, расовая и национальная нетерпимость.
Противостоять глобализации, стирающей все религии, все виды культур и цивилизаций и должны социокультурные технологии, разработанные на основе цивилизационных ценностей. При этом следует иметь в виду, что победить сатанизм новоэровской ереси, оперируя только гуманитарным знанием невозможно. Сатанизм - духовная сфера и без христианских законов духовной жизни его победить невозможно.
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:11-12). Поэтому главное направление противодействия глобальному разрушению цивилизаций – возрождение «всеоружия Божия», возвращение к идеальному типу культуры, как первый шаг возрождения национального мировоззрения. Важно помнить при этом - кто верен в малом, тому будет дано большое.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.