Это направление, стимулирующее развитие ребенка, в последнее время весьма популярно, особенно у мам детей-дошколят. К нему относятся различные методики и «системы»: «система Никитиных», «система Зайцева», «система Домана», методика развития Прогрессио, методика Сесиль Лупан, школа Монтессори, реджио-педагогика и другие. В общем и целом сюда можно отнести также и вальдорфскую педагогику с ее арсеналом практических приемов, хотя она предпочитает заниматься детьми в организованных коллективах, не в семьях и заявляет о себе как о религиозной на основании путанной и эклектичной доктрины Р. Штайнера.
Все эти подходы обладают своими особенностями, отражают разницу вкусов родителей и детей и специфику устроения семей. Все в унисон настаивают на индивидуальном подходе, учете личностных особенностей ребенка и предпочитают терпение и мягкость дисциплине и подчинению. Разница с так называемой «гуманистической концепцией» в том, что взрослый здесь – не враг; тревоги «гуманистов» по поводу использования родителем превосходства в интеллекте и силе в ущерб интересам ребенка, по поводу искажения условий естественного роста преувеличены. Родителю, безусловно, должна отводиться более активная роль. Кому, как не матери и отцу, выступить первым учителем и помощником, проводником в мир для своего ребенка! Энергия родительских чувств обязательно должна найти себе применение. Ребенок, оставленный на свое произволение, лишается большого числа возможностей. Взрослые способны поддержать его развитие, создавая для этого множество педагогически плодотворных ситуаций.
Создавая множество педагогически плодотворных ситуаций, родители направляют и поддерживают развитие ребенка Дни и месяцы детской жизни спокойней и радостней проживать вместе. Только так можно достичь настоящей самоактуализации. Рассуждая здраво, к «развивалкам» в большей степени подходит наименование «гуманистический подход». К счастью, родители не разучились понимать своих детей, а педагогика собрала немало замечательного опыта. Кто-то из мам расклеивает по квартире карточки с названиями предметов и заглавными буквами этих слов; кто-то развивает мелкую моторику, для чего дает чаду пирамидки, кубики, мозаики, формочки, головоломки; кто-то много слушает музыку; кто-то рисует, строит, клеит, красит и лепит; кто-то уделяет первоочередное внимание закалке и физическому развитию; кто-то при первой возможности отправляется с детьми в походы; кто-то увлеченно разыгрывает сюжетно-ролевые игры: кормит, водит гулять, умывает, сажает на горшок кукол и плюшевых зверят.
Одна мама выпускала с дочерью серию самодельных иллюстрированных книг о жизни их семьи. Еще один папа с успехом использовал выдуманный им секретный язык пиктограмм. Множество идей можно почерпнуть сегодня из литературы и сетевого общения. И главное тут – не столько выбор уникальной и самой правильной на свете методики, не возрастные рекорды в освоении чтения и письма детьми: всему свое время, и специалисты-нейрофизиологи предупреждают против усиленной «накачки» – гипертренировки неокрепшего детского мозга. Главное, секрет педагогического успеха – это положительные перемены в самом родителе. Начав осваивать многообразие семейной педагогики, мы активно самообразовываемся, пересматриваем свои привычки и стереотипы, обретаем простор для приложения собственных способностей и фантазии. Всё, что нужно после этого, – открытость. Впустив ребенка внутрь своей жизни, мы превращаем самые обычные занятия в доме в высокоэффективные развивающие упражнения, в течение которых становление детских способностей происходит естественно и непринужденно.
Отойдем от излишней серьезности и упростим взгляд на мир. Не произойдет ничего страшного, если белье с сушилки окажется неправильно сложено и распределено по ящикам. И чашки пусть будут вымыты и протерты не по высшему разряду, а какая-нибудь из них даже окажется разбита. Азарт первооткрывателя, восторг, который испытывает малыш от выполнения важных взрослых поручений, создаст в доме приподнятую обстановку и вас избавит от усталости и дурного настроения. Искусство воспитания состоит в своеобразной медиации возможностей. Родитель правильно распределяет ресурс сил и интереса воспитанника, восполняет пробелы детского опыта, мягко ассистирует начальным нетвердым шагам и пробам. Есть ли у «развивалок» свои слабые стороны? Наверняка. Ни одна из методик не обладает стопроцентной гарантией и не действует одинаково в разных семьях, в приложении к любым детям. Всё это намеки, подсказки живому и творческому родителю, который смотрит на обстоятельства и на результирующий эффект в детях. Инструментализм, перекос в обучении, недостаточная мировоззренческая определенность – чего ради, с какой целью мы тренируем интеллектуальную и физическую форму, укрепляем память, творческие способности детей – также являются для «развивалок» частым проблемным местом. Недостаточная мировоззренческая определенность – проблемное место «развивалок».
Для того ли старания, затраты времени, внимания, бездна фантазии, чтобы сын или дочь в конце смогли занять более престижное и теплое место – ворочать спекулятивными миллионами, стать суперменами или обеспечивать «креативом» пропаганду и сферу пошловатых развлечений? С азартом включаясь в обучающую деятельность, родитель стесняется подчас передавать ребенку понятия должного и недолжного, высокого и низкого, целей и принципов жизни, происхождения мира и высшей, Божественной правды. Он надеется обойти стороной эти важнейшие темы, предоставляя их «свободному личному выбору». Но фокус плохо срабатывает: родитель передает ребенку пренебрежение к ценностям и приучает поступать по велению эго, не замечая морали. Неразборчивость ведет к тому, что родителей-энтузиастов семейного развития увлекают какие-нибудь новомодные психологические или эзотерические техники, псевдодуховность наподобие упомянутой доктрины Штайнера и эйфорических восточных культов.
Вообще нужно сказать, что идея «развития для себя» педагогически не очень продуктивна. Она сковывает юную душу, не давая ей по-настоящему окрылиться, лишая мотивации и силы воли. Педагогика прошлого знала это и раскрывала перед детьми и юношеством широкие горизонты, предлагала молодому поколению образы пятнадцатилетних капитанов, юных разведчиков, фронтовых сестер милосердия и другие примеры сверстников, совершающих настоящие поступки. Развивающие методики дают прекрасные результаты в дошкольном и младшем школьном возрастах, однако впоследствии из-за недостатка твердого убеждения словно бы лишаются почвы и повисают в воздухе. Эффект от них снижается. Молодой человек не находит, ради чего ему стоило бы жить и усиленно трудиться. Золото способностей и устремлений разменивается на бусы и побрякушки.
Традиционно потенциал личностного роста направлялся на утверждение единых значимых принципов. Воспитание прививало молодому человеку убеждение в нужности людям, направляло к служению, участию в общественно значимых миссиях в науке, медицине, образовании, благотворительности, к христианскому совершенствованию и исповеданию веры. Всего этого очень недостает педагогической практике наших дней.
Андрей Рогозянский
Источник: Православие.Ru