Духовное единство и идеологические доктрины

11/09/2019

«Ибо мудрость мира сего
есть безумие пред Богом».
(1 Кор. 3:18—19)

В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее слепые обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде полузабытых мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется полной бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чувствам и не верят в существование чего-то еще. Огромный, таинственный и непостижимый мир реальности остается за пределами их жизни.

Страну слепых мы строим уже более двадцати лет. В нашей стране нет главного – духовного единства в общественных отношениях. Мы ограничиваем общественные отношения нравственностью и потому, чем дальше, тем только хуже становится. Да, нарушать нравственные нормы - воровать и грабить запрещено, убивать и насиловать тоже. Но духовные страсти - стяжательство, сластолюбие и славолюбие не запрещены, и именно они разрушают наше общество. Когда рушится семья, спасать нужно не имущество и не дом, спасать нужно семью. Потому что семейное единство способно вернуть в случае необходимости и имущество, и дом. Но если в семье духовного единства не будет, то ни имущества, ни дома такая семья не вернет.

Общество – это большая семья, которую в настоящее время политическая элита продолжает разрушать путем разделения людей на самые разные группы: по языкам, национальностям, доходам, месту жительства, гражданству, религии, мировоззрению. В условиях разделенного общества никакая социально-экономическая программа не может быть успешно реализована.

Советское общество, из которого мы вышли в неолиберализм, было построено на основе доктрины семьи. Общественные отношения на протяжении всех лет советской власти были сферой особой заботы государства. Тогдашние правители прекрасно понимали, что социально-экономическое развитие невозможно без духовного единства в общественных отношениях. Нельзя утверждать, что единство было всеобщим, были и диссиденты, но их деятельность не приводила к дестабилизации общества.

С принятием в начале 90-х годов доктрины неолиберализма, общество пришло в состояние хронической деградации. И эта деградация усиливается по мере навязывания со стороны властей, доктрины неолиберального национализма. Фактически власти проводят идеологическую войну против части своего народа. Потому что по-другому назвать постоянное давление на русскую общину невозможно. Идеологическая война возникает тогда, когда часть общества принимает новые ценности, а другая часть – остается апологетами старых. В идеологической войне идет битва за идеалы, вытекающие из Истины или лжи.

Исходной точкой разделения латвийского общества является оценка советского периода нашей истории. Для неолиберальных националистов правящей политической элиты советский период – однозначная оккупация, для определенной части общества – это период инкорпорации Латвии в состав СССР, на основе воли большей части народа. Однако любая оценка исторических событий может быть объективной только в том случае, если она предполагает сравнительный анализ последствий возможных вариантов исторической перспективы на момент события. Такой оценкой наши неолиберальные националисты не занимались и не собираются этого делать. Но без оценки эти исторические факты превращаются в идеологическую доктрину «латышской Латвии» и ее навязывание всему обществу в средствах массовой информации и есть идеологическая война, которую ведет правящая политическая элита с частью своего народа. Идеологическая война направлена на духовное разделение общества, которое лишает нас исторической перспективы.

Вторая идеологическая доктрина, которая реализуется в информационном поле – это доктрина непротивления политическому злу. Смыслы этой доктрины сводятся к признанию частью оппозиционной политической элиты лживых принципов «интеграции общества», которые апологеты неолиберального национализма навязывают обществу, ради достижения социальной справедливости. Здесь следует напомнить, что ложь, как духовное явление, не ведет к гармонизации отношений в обществе, она лишь усиливает раскол между социальными группами.    

Святитель Николай Сербский в книге «Мысли о добре и зле» писал: «Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность. Любит ли муж жену за равенство? И мать любит ли своего ребенка за равенство? Неравенство - основа справедливости и побудитель любви. Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве. Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве. Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство. Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью. На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство».

Доктрина «латышской Латвии» для того и принята правящей политической элитой, чтобы устранить духовную любовь в общественных отношениях. А доктрина непротивления политическому злу неспособна по сути своего соглашательства со злом, восстановить духовную любовь, а значит, и социальную справедливость. Лживая доктрина «латышской Латвии» не способна родить социальную справедливость и апологеты доктрины непротивления злу, в силу духовной слепоты, не понимают, что согласие с ложью не приведет к справедливости. Потому что зло не рождает добро.

Наша политическая элита, как правящая, так и оппозиционная все еще пребывают в идеологическом заблуждении, что можно выбрать любую модель социально-экономических отношений и последовательно внедрять ее до победного конца. Но государства не создаются логически, они формируются исторически и на основе исторических традиций, которые подлежат модернизации, но не полной замене или искажению. Причем духовные ценности, лежащие в основе традиций, остаются неизменными, изменяются социокультурные компоненты с учетом требований времени. Иначе теряется духовное единство общества, оно раскалывается на антагонистические идеологические группы, которые вступают между собой в идеологическую войну.

Именно это мы сегодня наблюдаем в Украине. Там на протяжении двадцати лет, правящая политическая элита навязывала обществу ложную историческую концепцию. Шла, инициированная политической элитой идеологическая война, которая с захватом власти вооруженной хунтой, перешла в открытый военный конфликт. Причем война идет не только за собственность и территории, война идет еще и за правду, основанную на культурно-исторических традициях. И соглашательство части украинской оппозиции с ложной исторической концепцией не привело к сплочению общества и повышению уровня социальной справедливости. Наоборот, соглашательство привело к эскалации конфликта и резкому падению уровня жизни простых людей.

Для идеологического доктринерства, основанного на ложной трактовке истории в угоду чуждым национальным духовным ценностям, совершенно не имеет значения предшествующий исторический опыт жизни нации и ее духовно-культурные традиции.  Но история инерционна и настоящее глубоко детерминировано прошлым. Как бы ни фантазировали различные политики, но исходить история может лишь из самой себя, из конкретной данности национальной традиции в ее прошлом и настоящем. Здесь, как и в жизни - от себя не уйти.

Единственное требование, предъявляемое субъекту истории помимо фундаментального традиционализма - это развитие. Ибо существовать в истории, можно только развиваясь. Но развиваться можно только с опорой на традиции. Отказ от традиции ведет к хаосу, что мы и наблюдаем сегодня в Латвии и на Украине. Все попытки перейти в режим развития на основе неолиберального национализма пока ни к каким положительным результатам не приводят. И можно уверенно сказать не приведут. Неолиберальный национализм может перерасти в неонацизм, как в Украине, но не в государство благосостояния.

Говоря о традиции, в первую очередь речь идет о духовной традиции, на основе которой формировалось мировоззрение и культура общества. Возникает вопрос - может ли вообще современное общество позволить себе роскошь иметь высокие духовные идеалы на государственном уровне - или это привилегия ушедших эпох? Опыт исламских стран, стран юго-восточной Азии, ряда стран Европы и Южной Америки, сумевших сохранить общественное сознание от поклонения «неолиберальным ценностям», а также опыт советской эпохи, поднявший «моральный кодекс строителя коммунизма» на уровень «национального проекта», и современной России показывает, что это возможно.

Почему так важно сохранение духовной традиции? Потому что именно в форме идеалов осуществляется переход духовной истины в человеческое сознание, приобретая статус духовно-нравственного императива, способного управлять человеческим поведением. Идея, овладевшая массами, становится идеологией, как сказал классик, - материальной силой способной преображать бытие. Идеология как форма общественного сознания появилась тогда, когда церковная теократия стала терять свое определяющее значение и духовные ценности религии воплощались в господствующие идеологии общества. 

Так, например, было в советском проекте, который в первые десять лет воплощался на основе марксизма. К 1928 году стало ясно, что центральная идея марксизма – идея мировой революции, без которой невозможно построение социализма, есть ложь. Воплощение марксистской доктрины привело общество к расколу, а страну вело к катастрофе. Поэтому начинается сворачивание апологетики марксизма и возрождение культурно-исторических традиций и воплощенных в них духовных ценностей Православия. Правда, без самого Православия.

Страна переходит к индустриализации и коллективизации, продолжая культурную революцию. И создание мощной индустриальной базы, коллективизация сельского хозяйства, будущая победа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление народного хозяйства – все эти достижения стали возможными не столько благодаря партийным программам, сколько возрождению духовных ценностей, объединяющих общество. В расколотом обществе эти достижения никогда бы не стали реальностью. И надо помнить, что марксизм с его идеей классовой борьбы и диктатуры пролетариата не объединил еще ни одного общества, а вот расколол многие.

Нет сомнений, что консервативные ценности, традиционная модель общества восстановятся и восторжествуют в любом случае. Потому, что они обеспечивают устойчивое воспроизводство человеческих популяций, а марксизм и неолиберализм их отрицающие – не обеспечивают. Доминирующий у нас неолиберализм несет народам самоликвидацию через эгоизм, содомию, ювенальщину, эвтаназию, педофилию и многое другое, что превращает человека в управляемое животное. Неолиберализм – это идеологическая чума, тяжелейшую эпидемию которой мы переживаем. 

Поэтому вопрос не в том, за каким типом общества будущее – за консервативным или за неолиберальным. Нет сомнения, что за консервативным с необходимой модернизацией. Вопрос в том, что общество консолидируется не на основе ложных идеологических доктрин, оно консолидируется на основе традиционной социокультурной матрицы. Не марксизм объединял советских людей, а братолюбие как принцип отношений.

Традиционная социокультурная матрица в основе своей должна иметь духовную традицию, потому что дух творит формы и делает матрицу жизнеспособной. И ценности духовной традиции объединят общество, потому что это - христианские ценности, которые и позволят перейти в долгожданный режим социально-экономического развития. Ведь развитие есть воплощение добра, тогда как, воплощение зла ведет только к деградации.    

Валерий Бухвалов, Dr.paed.
  • +371, LV - Latvia
  • +370, LT - Lithuania
  • +372, EE - Estonia
  • +7, RU - RUSSIAN FEDERATION
  • +93, AF - Afghanistan
  • +355, AL - Albania
  • +213, DZ - Algeria
  • +1-684, AS - American Samoa
  • +376, AD - Andorra
  • +244, AO - Angola
  • +1-264, AI - Anguilla
  • +1-268, AG - Antigua and Barbuda
  • +54, AR - Argentina
  • +374, AM - Armenia
  • +297, AW - Aruba
  • +61, AU - Australia
  • +43, AT - Austria
  • +994, AZ - Azerbaijan
  • +1-242, BS - Bahamas
  • +973, BH - Bahrain
  • +880, BD - Bangladesh
  • +1-246, BB - Barbados
  • +375, BY - Belarus
  • +32, BE - Belgium
  • +501, BZ - Belize
  • +229, BJ - Benin
  • +1-441, BM - Bermuda
  • +975, BT - Bhutan
  • +591, BO - Bolivia
  • +387, BA - Bosnia and Herzegovina
  • +267, BW - Botswana
  • +55, BR - Brazil
  • +246, IO - British Indian Ocean Territory
  • +673, BN - Brunei Darussalam
  • +359, BG - Bulgaria
  • +226, BF - Burkina Faso
  • +257, BI - Burundi
  • +855, KH - Cambodia
  • +237, CM - Cameroon
  • +1, CA - Canada
  • +238, CV - Cape Verde
  • +1-345, KY - Cayman Islands
  • +236, CF - Central African Republic
  • +235, TD - Chad
  • +56, CL - Chile
  • +86, CN - China
  • +61, CX - Christmas Island
  • +61, CC - Cocos (Keeling) Islands
  • +57, CO - Colombia
  • +269, KM - Comoros
  • +242, CG - Congo
  • +243, CD - Congo, the Democratic Republic of the
  • +682, CK - Cook Islands
  • +506, CR - Costa Rica
  • +225, CI - Cote D'Ivoire
  • +385, HR - Croatia
  • +53, CU - Cuba
  • +357, CY - Cyprus
  • +420, CZ - Czech Republic
  • +45, DK - Denmark
  • +253, DJ - Djibouti
  • +1-767, DM - Dominica
  • +1-809, DO - Dominican Republic
  • +593, EC - Ecuador
  • +20, EG - Egypt
  • +503, SV - El Salvador
  • +240, GQ - Equatorial Guinea
  • +291, ER - Eritrea
  • +372, EE - Estonia
  • +251, ET - Ethiopia
  • +500, FK - Falkland Islands (Malvinas)
  • +298, FO - Faroe Islands
  • +679, FJ - Fiji
  • +358, FI - Finland
  • +33, FR - France
  • +594, GF - French Guiana
  • +689, PF - French Polynesia
  • +241, GA - Gabon
  • +220, GM - Gambia
  • +995, GE - Georgia
  • +49, DE - Germany
  • +233, GH - Ghana
  • +350, GI - Gibraltar
  • +30, GR - Greece
  • +299, GL - Greenland
  • +1-473, GD - Grenada
  • +590, GP - Guadeloupe
  • +1-671, GU - Guam
  • +502, GT - Guatemala
  • +224, GN - Guinea
  • +245, GW - Guinea-Bissau
  • +592, GY - Guyana
  • +509, HT - Haiti
  • +379, VA - Holy See (Vatican City State)
  • +504, HN - Honduras
  • +852, HK - Hong Kong
  • +36, HU - Hungary
  • +354, IS - Iceland
  • +91, IN - India
  • +62, ID - Indonesia
  • +98, IR - Iran, Islamic Republic of
  • +964, IQ - Iraq
  • +353, IE - Ireland
  • +972, IL - Israel
  • +39, IT - Italy
  • +1-876, JM - Jamaica
  • +81, JP - Japan
  • +962, JO - Jordan
  • +7, KZ - Kazakhstan
  • +254, KE - Kenya
  • +686, KI - Kiribati
  • +850, KP - Korea, Democratic People's Republic of
  • +82, KR - Korea, Republic of
  • +965, KW - Kuwait
  • +996, KG - Kyrgyzstan
  • +856, LA - Lao People's Democratic Republic
  • +371, LV - Latvia
  • +961, LB - Lebanon
  • +266, LS - Lesotho
  • +231, LR - Liberia
  • +218, LY - Libyan Arab Jamahiriya
  • +423, LI - Liechtenstein
  • +370, LT - Lithuania
  • +352, LU - Luxembourg
  • +853, MO - Macao
  • +389, MK - Macedonia, the Former Yugoslav Republic of
  • +261, MG - Madagascar
  • +265, MW - Malawi
  • +60, MY - Malaysia
  • +960, MV - Maldives
  • +223, ML - Mali
  • +356, MT - Malta
  • +692, MH - Marshall Islands
  • +596, MQ - Martinique
  • +222, MR - Mauritania
  • +230, MU - Mauritius
  • +262, YT - Mayotte
  • +52, MX - Mexico
  • +691, FM - Micronesia, Federated States of
  • +373, MD - Moldova, Republic of
  • +377, MC - Monaco
  • +976, MN - Mongolia
  • +1-664, MS - Montserrat
  • +212, MA - Morocco
  • +258, MZ - Mozambique
  • +95, MM - Myanmar
  • +264, NA - Namibia
  • +674, NR - Nauru
  • +977, NP - Nepal
  • +31, NL - Netherlands
  • +687, NC - New Caledonia
  • +64, NZ - New Zealand
  • +505, NI - Nicaragua
  • +227, NE - Niger
  • +234, NG - Nigeria
  • +683, NU - Niue
  • +672, NF - Norfolk Island
  • +1-670, MP - Northern Mariana Islands
  • +47, NO - Norway
  • +968, OM - Oman
  • +92, PK - Pakistan
  • +680, PW - Palau
  • +970, PS - Palestinian Territory, Occupied
  • +507, PA - Panama
  • +675, PG - Papua New Guinea
  • +595, PY - Paraguay
  • +51, PE - Peru
  • +63, PH - Philippines
  • +870, PN - Pitcairn
  • +48, PL - Poland
  • +351, PT - Portugal
  • +1-787, PR - Puerto Rico
  • +974, QA - Qatar
  • +262, RE - Reunion
  • +40, RO - Romania
  • +7, RU - Russian Federation
  • +250, RW - Rwanda
  • +290, SH - Saint Helena
  • +1-869, KN - Saint Kitts and Nevis
  • +1-758, LC - Saint Lucia
  • +508, PM - Saint Pierre and Miquelon
  • +1-784, VC - Saint Vincent and the Grenadines
  • +685, WS - Samoa
  • +378, SM - San Marino
  • +239, ST - Sao Tome and Principe
  • +966, SA - Saudi Arabia
  • +221, SN - Senegal
  • +248, SC - Seychelles
  • +232, SL - Sierra Leone
  • +65, SG - Singapore
  • +421, SK - Slovakia
  • +386, SI - Slovenia
  • +677, SB - Solomon Islands
  • +252, SO - Somalia
  • +27, ZA - South Africa
  • +34, ES - Spain
  • +94, LK - Sri Lanka
  • +249, SD - Sudan
  • +597, SR - Suriname
  • +47, SJ - Svalbard and Jan Mayen
  • +268, SZ - Swaziland
  • +46, SE - Sweden
  • +41, CH - Switzerland
  • +963, SY - Syrian Arab Republic
  • +886, TW - Taiwan, Province of China
  • +992, TJ - Tajikistan
  • +255, TZ - Tanzania, United Republic of
  • +66, TH - Thailand
  • +670, TL - Timor-Leste
  • +228, TG - Togo
  • +690, TK - Tokelau
  • +676, TO - Tonga
  • +1-868, TT - Trinidad and Tobago
  • +216, TN - Tunisia
  • +90, TR - Turkey
  • +993, TM - Turkmenistan
  • +1-649, TC - Turks and Caicos Islands
  • +688, TV - Tuvalu
  • +256, UG - Uganda
  • +380, UA - Ukraine
  • +971, AE - United Arab Emirates
  • +44, GB - United Kingdom
  • +1, US - United States
  • +1, UM - United States Minor Outlying Islands
  • +598, UY - Uruguay
  • +998, UZ - Uzbekistan
  • +678, VU - Vanuatu
  • +58, VE - Venezuela
  • +84, VN - Viet Nam
  • +1-284, VG - Virgin Islands, British
  • +1-340, VI - Virgin Islands, U.s.
  • +681, WF - Wallis and Futuna
  • +212, EH - Western Sahara
  • +967, YE - Yemen
  • +260, ZM - Zambia
  • +263, ZW - Zimbabwe