«Горе вам, законникам,
что вы взяли ключ разумения:
сами не вошли,
и входящим воспрепятствовали».
(Лк.11: 52)
В Ветхом Завете описан случай, когда пророк Иона пришел в Ниневию и провозгласил, что если жители города не покаются в грехах своих, то будут сожжены серным огнем. Затем он вышел из города и три дня ждал. Но жители Ниневии покаялись и город был спасен, серный дождь не пролился. Однако, другие города, жители которых отказались покаяться были сожжены серным дождем. Ветхозаветный пример дает нам понимание начала подлинного социального преображения, которое начинается с покаяния и власти и народа. И это начало социального преображения заключается в отказе политической элиты от греховных устремлений, которые неизбежно приводят к социальной деградации общества и государства. В недавней истории, так называемая «перестройка» также начиналась с покаяния, которое, к сожалению, быстро перешло в обливание грязью собственной истории и традиций. Но не об уроках «перестройки» пойдет речь.
Вспомните из истории примеры успешных преобразований обществ. Преобразования начинались тогда, когда к власти приходили люди, умеющие совладать со своими греховными страстями. Более того, новые лидеры в относительно короткие сроки принимали законы, ограничивающие греховные страсти в социально-экономических отношениях. Такими лидерами нового времени были Сталин, Рузвельт, Дэн Сяопин.
На самом деле смысл массового покаяния заключается в отказе от ложных идеологических принципов, ведущих по пути разжигания греховных страстей и воплощения ада на земле. Неолиберальные догматы, которые исповедует наша власть и часть населения, являются по мнению их авторов основой для построения успешного гражданского общества. Это общество, в котором политические партии и общественные организации находятся в непрерывном и конструктивном диалоге. В результате диалога, решаются актуальные социально-экономические проблемы и укрепляются права человека. Это в теории, на практике не было и нет никакого конструктивного диалога, не решаются актуальные социально-экономические проблемы. Двадцать три года мы строим гражданское общество, строго выполняя все неолиберальные догматы – разделение властей, демократические выборы, многопартийная система, свобода слова, огромное количество общественных организаций, рыночные отношения. И что в результате, какие актуальные проблемы мы решили? Никаких.
Дискриминация по языку, национальности сохраняется, бедность и нищета увеличиваются, безгражданство значительной части населения остается, власть совершенно не учитывает требования оппозиционных политических и общественных организаций. И как следствие – массовый исход населения. Народовластие, как основной принцип демократического государства не работает, потому что политические партии и их спонсоры узурпировали власть народа, заменив ее суррогатом участия в выборах три раза за пять лет.
Подлинное народовластие осуществляется тогда, когда народ имеет возможность не только выбирать лидеров и партийные программы, но и постоянно влиять на власть. Такого влияния у народа нет, а значит и нет подлинного народовластия. Партийная программа – это фиговый листок, которым прикрываются подлинные интересы спонсоров политических партий. Ни одна партийная программа никакой партии у нас не была и не будет выполнена. Более того, в партийных программах нет самого главного – духовно-нравственных ценностей, оформленных в национальных традициях, которые являются красными линиями, ограничивающими поле социально-экономических преобразований. Все без исключения наши партии никак не определяют себя в отношении национальных традиций. Внимательно читая их программы, можно сделать вывод, что Латвия, как государство появилась вчера и не успела еще создать свои национальные традиции.
Вопрос о преемственности национальных традиций, как конденсаторов духовно-нравственных ценностей нации, это вопрос исключительно идеологии. Партия, претендующая на доверие избирателей, должна четко и недвусмысленно заявить в своей идеологии о том, укрепление каких национальных традиций она считает важнейшими условиями для развития государства и общества, как она планирует развивать эти традиции, каким образом народ может участвовать в общенациональном диалоге по сохранению и укреплению национальных традиций. Но главное заключается в покаянии – отказе от хотя бы части неолиберальной догматики, бездумное исполнение которой и привело нашу страну к нынешнему плачевному состоянию. Но никто из нынешних партий не заявляет о необходимости отказа от неолиберализма. А без этого - все партийные программы не более чем новые вавилонские башни.
Почему наши партии не имеют идеологий и подменяют их партийными программами? Потому что камнем преткновения в создании такой идеологии является советский период развития Латвии. Часть партий считает, что этот период был оккупационным, другая часть вообще его не замечает, а если и замечает, то традиции советской эпохи до сих пор не нашли никакого отражения в их документах.
Но может быть идеологии и не нужны? Что мы сегодня наблюдаем в средствах массовой информации – газетах, интернете, на телевидении, какие идеи они несут аудитории? Неолиберализм в чистом виде: рыночные отношения и вздувание цен на все, битва за права человека, без всякой надежды на успех, обещания политических лидеров, которые они никогда не выполнят, рассказы о том, как спорят между собой парламентарии из-за вопросов, не имеющих прямого отношения к благосостоянию людей, массированную русофобию, направленную на изничтожение всего русского в государстве.
Простые люди, которые изо дня в день смотрят и читают такие новости, начинают ощущать себя в концлагере, где уже надежды на выживание больше нет, остается надежда только на то, чтобы умереть с минимальными страданиями. Какой смысл обсуждать партийные программы, если все они предлагают только прозябание и смерть? Ведь все без исключения наши партии согласны с существующей неолиберальной идеологией, единственное, что некоторые из них предлагают, это небольшие косметические меры, вроде мизерного повышения социальных пособий, чтобы люди пожили в бедности и мучениях чуть дольше.
Апостол Павел писал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11,19). Но разномыслие будет тогда, когда наряду с неолиберальной идеологией, которую правильнее было бы назвать идеологической чумой, обществу будут представлены другие идеологии, не партийные программы, а именно идеологии. Потому что многопартийная система в тяжелейшем кризисе и неспособна решать актуальные политические задачи. На протяжении уже более двадцати лет мы видим полную импотенцию политических партий. Ни одна из них не способна получить большинство голосов избирателей, а это означает, что ни одна из них неспособна выполнить большую часть своих программных обещаний. Называя вещи своими именами, в парламенте идет мышиная возня за распределение госбюджета между спонсорами партий, народу от этого распределения остаются смешные крохи, да и то не всегда.
Чтобы удерживать доверие избирателей, партии активно используют манипуляцию общественным сознанием. По сути дела, все они превратились в этакие оккультно-магические ордена, предлагающие своим адептам совершенно чудесные вещи и убеждая с помощью технологий манипуляции, что они способны воплотить эти чудеса в жизнь. При этом, все они предлагают исключительно материальные средства для решения сложнейших социально-экономических проблем. Это похоже на то, что заключенным-рецидивистам предлагается начать новую, честную жизнь и для этого даются необходимые финансовые и материальные ресурсы. И кто поверит, что рецидивисты вдруг станут праведниками, без изменения сознания?
В христианстве утверждается, что о святости человека свидетельствует его предыдущая жизнь. Не может грешник в одночасье стать святым, избавление от духа зла требует долгих лет духовного совершенствования. Если внимательно присмотреться к биографиям первых лиц политических партий, то становится видно, что эти люди до их прихода в политику занимались стяжанием, сребролюбием, сластолюбием или тешили свою гордыню другими способами. Но абсолютное большинство из них не были замечены в добродетелях. И вот вступив в политические партии, они принялись убеждать избирателей, что стали добродетельными и теперь думают только о благе тех, кто им доверил власть. Они искали власть, а не истину, наконец, они ее нашли, спасибо избиратели за вашу помощь, вы свободны.
Большинство людей пока еще живут в плену манипуляции, они ждут спасителей, которые обещают быстрого чуда. И надо признать в таких спасителях недостатка нет и не будет. Есть проблемы с реализацией быстрого чуда. И эти проблемы с помощью многопартийной системы не решаемы. И не только потому, что все наши партии по сути дела превратились в политические секты, где все решают не сами члены партии, а финансовые спонсоры, но и потому что преображение бытия должно начинаться с духовного преображения.
Закон духовной жизни гласит – духовный рост человека и нации должен опережать рост материального благосостояния и пока человек или нация не встали на более высокую ступень духовного роста, материальные блага чувство удовлетворения жизнью не принесут, они лишь разожгут страсть стяжания еще больше. Без духовного роста, который есть стремление к самосовершенствованию, материальные блага принесут только горе и страдания этому народу или другим, за счет которых они будут получены. Вспомните закат советской эпохи, о чем мечтали многие советские люди? Разве о духовном росте? Что вы, многие тогда мечтали о новых материальных благах. В результате, легко отказались от того, что имели, но не ценили. Взамен получили многолетние страдания и массовую бедность. Почему так произошло? Потому что честным трудом материальных благ каждому дается по духу его. И чем ниже духовное состояние человека или нации, тем меньше благ за честный труд они получают. Ведь если многие в обществе настроены на стяжание, обман, сластолюбие, то кто будет честно работать ради общей пользы, неужели это непонятно?
Из этого закона вытекает следствие – если мы желаем улучшить наше социально-экономическое положение, начинать нужно с улучшения духовного климата в обществе. И уж ни в коем случае не заниматься строительством новых вавилонских башен, обещая невыполнимое.
Но разве нашим политическим лидерам, распираемым собственной гордыней, духовные законы указ? Они считают себя выше любых законов, потому что уверены, любые законы они творят сами. Они строят вавилонские башни с уверенностью, что у них получится, надеясь, как и библейские строители «сделать себе имя». Поэтому вопрос не к ним, а к тем, кто за них голосует - неужели вы верите, что в условиях всеобщей алчности, зависти и злобы, которые никто и не собирается ограничивать, карманные партии бизнес-элиты смогут повысить уровень жизни простых людей?
Валерий Бухвалов, Dr.paed.