«Плачущий о грехах выше
словом воскрешающего мертвых».
Преподобный Исаак Сирин
Есть такая притча. Один христианский подвижник, видя несправедливость, воздел руки к небу и воскликнул: «Господи, где же Ты, когда здесь сильные обижают, обманывают, грабят слабых?». И услышал в ответ: «Мой Ангел отведёт тебя туда, где ты всё сам поймёшь». Ангел отвёл подвижника в оазис в пустыне и велел спрятаться в кустах. Вскоре прискакал путник, напился воды, напоил коня и поехал дальше, а из кармана у него выпал увесистый кошелёк. Спустя время к оазису пришёл человек, нашёл кошелёк, возблагодарил Бога за милость и ушёл. Вскоре пришёл третий путник и прилёг отдохнуть в тени деревьев. Тут вернулся всадник, не найдя кошелька, он накинулся на спящего, требуя вернуть деньги. А тот и в толк не возьмёт, чего от него хотят.
В гневе убил его всадник и ускакал. Потрясённый подвижник вышел из кустов. Ангел пояснил: «Первый - богач. Он неправдой отнял землю своего соседа, продал её и ещё обогатился. Второй - его сосед, который кормился с этой земли и стал нищим. Он брёл куда глаза глядят, нашёл кошелёк и побежал купить новый надел земли и перевезти туда семью». «А за что пострадал третий?». «Он когда-то убил человека, но усовестился и стал просить Бога: «Господи, чтобы мне искупить грех убийства, дай мне погибнуть насильственной смертью, только бы душа моя спаслась». И получил просимое». - «Но что же со всадником, убившим его?» - «А он сейчас мчится по пустыне, и в нём просыпается совесть».
В притче показан путь духовной деградации не только отдельных людей, но и общества. Начинали мы в 90-е годы неправедной приватизацией не только общего на тот момент имущества, но и неправедной приватизацией прав одной частью общества у другой. За эти годы украденный частью ныне богатых у всего общества кошелек перепродан с прибылью транснациональным корпорациям. Эти корпорации принесли народу Латвии социальный расизм, который привел большинство населения к бедности и превышению смертности над рождаемостью, хронической безработице и бездомности.
Всадник, который мчится по пустыне, это наше общество. В нем уже начала просыпаться совесть, но процесс идет медленно и постоянно прерывается очередной порцией русофобских манипуляций, направленных на разжигание розни между людьми. И чтобы наша совесть совсем не угасла, необходимо возрождение духовных ценностей, которые только и способны поддерживать горение совести. Потому что совесть не зависит от наличия и величины материальных благ.
И возрождение совести начинается с осознания духовной нищеты у части политической и творческой элиты общества. Эти люди своими идеями формируют новые стандарты в общественном сознании, которые со временем воплощаются в новые социальные отношения, приводящие к социокультурным реформациям. Прекрасным примером осознания духовной нищеты являются труды преподобного Игнатия (Брянчанинова), которые сыграли огромное значение в духовном возрождении русского общества второй половины XIX века и не потеряли своей актуальности до наших дней.
Преподобный Игнатий (Брянчанинов) посвятил всю свою жизнь переложению Священного Предания на современный ему русский язык. Книги епископа Игнатия уже при его жизни стали популярными и по мнению многих современных богословов, например, профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова, до сих пор являются образцами святоотеческого учения. Почему эти книги так важны не только для христиан, но и для всех людей? Потому что благосостояние общества определяется не столько законами материальной жизни, как многие считают, сколько законами духовной жизни, которые подробно изложены в работах преподобного Игнатия. И если мы желаем справедливых социальных отношений в обществе, то они формируются на основе законов духовной жизни, а не на основе программ политических партий. Но чтобы справедливость была реализована, необходимы изменения общественного сознания, прежде всего у политической элиты, в соответствии с духовными законами. Пока в головах либеральная разруха, не будет порядка и в социально-экономических отношениях. Но с чего начинается осознание духовной нищеты?
В своей замечательной статье «Плач мой» святитель Игнатий так писал о своем душевном состоянии в юные годы: «Пред взорами ума уже были грани знаний человеческих в высших окончательных науках. Пришедши к граням этим, я спрашивал у наук: что вы даете в собственность человеку? Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Науки молчали».
И продолжал: «Что прежде всего поразило меня в писаниях Отцов Православной Церкви? — это их согласие, согласие чудное, величественное…Чтение Отцов с полною ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены вероисповедания западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой. Чтение Отцов научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности, как в преддвериях приготовляются ко входу в великолепные царские чертоги. Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества — пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети».
Итак, перед нами образец духовной нищеты. Святитель Игнатий искал смысла жизни, ради чего он живет, что из того, что он соберет в этой жизни, он сможет забрать с собой в жизнь вечную. Неудовлетворенность науками привела его к изучению опыта Святых Отцов. И именно в этом опыте он нашел ответы на свои вопросы. Таким образом, нищие духом – это те, кто ищет путь в духовный мир уже здесь на земле. И не просто ищет, но и пытается нести в общественное сознание найденное.
Святитель Игнатий был монахом и добровольно отказался от всего того, что связывало его с миром, но его труды издавались, распространялись и оказали серьезное влияние на мировоззрение политической, творческой элиты и простых людей. Знакомства с епископом Игнатием, его советов и наставлений искали многие выдающиеся люди России. Среди них Гоголь, Достоевский, Брюллов, адмирал Нахимов и многие другие. Восхищенный образом жизни и деятельностью святителя Игнатия, писатель Николай Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники».
Духовная нищета начинается тогда, когда человек осознает, что даже все богатства мира если бы они ему принадлежали не смогут успокоить стремление его души к чему-то совершенному, вечному, дающему спокойствие душе и радость жизни, несмотря на все невзгоды и однозначный смертный конец. Такими были первые христиане, которые не боялись казни, которые выше всех земных благ считали счастьем принять смерть за Христа. Духовная нищета требует от человека не только собственного совершенствования, но и борьбы со злом во всех его проявлениях. Поэтому не может христианин равнодушно или, если хотите, толерантно относится к злу. И борьба с собственными страстями и с внешним злом и составляет сущность блаженства.
Блаженство нищих духом есть непрерывный процесс поиска Правды Божией и этот поиск ведет человека к осознанию духовной традиции и реализации ее содержания в бытии. Любое общество развивается до тех пор, пока политическая, творческая элита и большинство населения считают духовную традицию – духовные ценности выше материальных благ. Потому что дух создает формы. Духовные ценности христианского добра в сознании элиты позволяют удерживать общество от сползания во зло.
Духовную традицию определяют догматы религии, которая исторически является определяющей и ведущей силой развития нации. По мнению Владимира Соловьева, Бог дает дух нации в период ее становления. Дух нации воплощается в национальной идее, которая в своей сущности является не мнением нации о своей исторической миссии, а мнением Бога о миссии нации в вечности. Поэтому национальная идея изначально не может быть познана до конца. Развитие нации есть процесс познания собственной национальной идеи, которая воплощается в национальных традициях.
Процесс формирования традиций имеет примерно следующую формулу. Дух нации, как квинтэссенция религиозной догматики, зафиксированной в сознании людей, воплощается в образе жизни. На протяжении всего времени исторического развития образ жизни совершенствуется и сохраняется в виде определенных правил – традиций. Если традиции не нарушаются и не разрушаются, а последовательно модернизируются с сохранением смыслов религиозных догматов, общество стабильно развивается. Если традиции нарушаются или разрушаются, общество входит в состояние кризиса, который может закончиться гибелью государства и ассимиляцией нации другой нацией.
Что же является носителем духа нации, откуда нация черпает силы для своего развития? Носителем духа нации является национальная культура. Дух нации в форме духовных ценностей воплощается в лучших образцах национальной культуры, которая служит матрицей для воспроизведения сознания нации. Шедеврами национальной культуры становятся только те произведения, которые воплощают в себе нравственные идеалы культа – основополагающей религии. Произведения культуры становятся компонентами матрицы национального духа в том случае, если в них воплощены духовные ценности религии. Можно утверждать, что национальная культура – это объективизация национального духа.
Национальная культура формирует национальное сознание. Национальное сознание творит новые образцы национальной культуры на основе развития духовных ценностей применительно к конкретному историческому периоду. В этом и заключается диалектическое движение национального духа и развитие национальных традиций. Через развитие национальных традиций, нация познает свою национальную идею.
Однако национальное сознание не остается безучастным к новым информационным потокам, которые постоянно в него проникают. Будь то, новые общественные явления внутри страны или новые события вне ее. Общественные процессы формируют новые идеи и идеологии. Национальное сознание воспринимает эти идеи и идеологии и анализирует их.
Сущность анализа – сравнение с матрицей национальных традиций, с теми духовными ценностями, которые в них воплощены, поиск компромиссов или отказ от чего-либо. И здесь опять принципиальный вопрос, ответ на который дает понимание сути государственного мышления. Государственное мышление начинается тогда, когда правители прекрасно знают собственные национальные традиции и принимают решения, которые направлены на их развитие. Если правители отказываются от собственных национальных традиций в угоду чужим идеям или идеологиям, то это называется предательством национальных интересов. Именно такое предательство мы наблюдаем на протяжении последних лет в Латвии. И если политическая элита начинает предавать национальные традиции, то творческая элита должна эти традиции строго охранять и оказывать влияние на умы политической элиты. Обе элиты должны понимать, что без сохранения национальных традиций, они и общество обречены на небытие.
Задача творческой элиты не только в создании произведений национальной культуры. Это важная, но не главная задача. Разве Пушкин, Достоевский, Чехов занимались только литературным творчеством? Нет не только, они писали множество статей в защиту национальных традиций. Творческая элита является ведущей силой в сохранении духовных ценностей в общественном сознании. Как только правители государства начинают принимать решения вступающие в противоречие с духовными ценностями национальных традиций, творческая элита серией публикаций подвергает конструктивной критике ошибочные решения и тем самым восстанавливает в общественном сознании духовное единство. Потому что общественное сознание через выборы оказывает прямое воздействие на состав и качество политической элиты. Но наша творческая элита поражена духом зла – национализмом, забывая напрочь, что для Бога нет ни эллина, ни иудея. Сегодня национализм стал средством для пропитания не только политиков, но и деятелей культуры.
В нашем обществе все острее проявляется дефицит духовной нищеты. Нам нужны нищие духом, которые не ищут материальные блага для себя, они ищут пути сохранения духовных благ для общества в постоянно изменяющихся условиях бытия. Ведь они прекрасно понимают, что разрушение духовных ценностей в обществе, приводит к крушению самого общества, потому что не материальная сила удерживает общество, а правда, которая рождает справедливость и братолюбие. Бог ведь не в силе, а в правде.
Валерий Бухвалов, Dr.paed.