Сталинская коллективизация села – великое событие?
В массовом сознании людей господствует мнение, что исторические личности – это гиганты мысли, которые направляют ход истории. Волевыми усилиями, не считаясь ни с чем, преодолевая многочисленное сопротивление внутри и вне своих стран, они ведут государства и народы к прогрессу и тем самым направляют исторический процесс. Исходя из этого ложного по сути своей мнения, делается еще более ложный вывод - нам нужны личности, способные изменить ход истории.
Люди верят в то, что «правильные» политические партии и их лидеры способны изменить нашу жизнь в лучшую сторону, вопреки исторической реальности. Причем важнейшей составляющей этой веры является заблуждение людей, подогреваемое лживой политической пропагандой, что лучшей жизни и экономического благополучия можно достичь в течение буквально трех-пяти лет, главное принять правильные решения.
Так вот, следует понимать – личность, даже самая гениальная, не управляет историей. Исторический процесс развития общества движется в соответствии с историческими закономерностями, которые личности изменить не могут. Личность становится исторической только тогда, когда она, отвечая на вызовы исторической реальности в виде комплекса проблем, принимает решения, обеспечивающие дальнейшее прогрессивное развитие общества в рамках исторического процесса.
Если личность принимает решения, которые противоречат закономерностям исторического процесса, то эти решения обречены на временное существование и в конечном итоге будут отброшены самим ходом истории. Кроме негативной памяти у потомков, такая личность ничего после себя не оставит, и уж тем более, не будет удостоена званий «великой», «исторической».
К 1925 году Россия по уровню экономического развития, образованию населения была сравнима с Китаем. Обе страны не имели своей национальной промышленности, были отягощены многочисленными сословными, патриархальными, феодальными пережитками.
Здесь следует помнить о том, что все тогдашние руководители СССР понимали неизбежность новой войны. Вначале ожидали нападения со стороны Антанты, после прихода Гитлера к власти со стороны Германии. Все понимали, что, отсталая и разрушенная Гражданской войной страна, однозначно войну проиграет. Ход исторического процесса требовал стратегически правильных решений. Исторический процесс поставил руководство страны перед выбором. От этого выбора зависело будущее.
И Сталин принимает кардинальное решение о строительстве социализма в одной, отдельно взятой стране. Именно это стратегическое решение и позволило создать Великую Державу и победить в Великой Отечественной войне. Все другие решения вели к поражениям. Именно в этом решении в тех конкретных исторических условиях и проявилась историческая сила личности И. Сталина и его окружения.
К 1928 году в СССР сохранялась тяжелая ситуация с продовольствием, особенно не хватало хлеба. В урожайном 1926 году крестьяне произвели 65,5 млн. тонн хлеба – почти на 25 млн. тонн больше чем дореволюционное крестьянство, но продали государству всего лишь 7,4 млн. тонн. Между тем городское население росло тогда стремительно. И к концу 1928 года пришлось ввести в городах распределение хлеба по карточкам. До этого времени и Сталин, и другие руководители считали, что недостаток хлеба объясняется недостатком промышленных товаров, которые необходимы крестьянам. Если рынок насытить промышленными товарами, то и крестьяне будут продавать больше хлеба. Однако это было заблуждение.
Известный экономист, профессор В.С. Немчинов провел исследование и по его результатам подготовил записку, которая определила переворот в представлениях Сталина о продовольственной проблеме. В записке было показано, что до 1917 года более 70 процентов товарного хлеба давали крупные хозяйства, использующие массу наемных работников, главным образом помещичьи. После революции обширные земли этих хозяйств были поделены; количество крестьян – единоличников выросло на 8-9 миллионов. Таким образом, страна не могла развиваться, проводить индустриализацию, а значит, и строить социализм, не имея возможности обеспечить рабочих хлебом. Закупать хлеб за границей было не на что.
К разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Госплан и Всесоюзный Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) приступили еще в период нэпа, - в 1926 году. Задания первой пятилетки предусматривали осуществить крупномасштабное создание новых отраслей промышленности, возвести сотни крупных индустриальных центров, обеспечить строительство новых предприятий, современных городов и рабочих поселков. Но как строить заводы, если катастрофически не хватает хлеба?
Варианты выхода из создавшегося положения были следующими: а) восстановление крупных «капиталистических» хозяйств, то есть, по существу, полная отмена итогов Октябрьской революции; этого, впрочем, никто тогда не предлагал; б) отказ от промышленного роста и, соответственно, увеличения городского населения; такова была, например, программа видного экономиста Н.Д. Кондратьева; в) коллективизация сельского хозяйства путем создания колхозов и совхозов. И, в конечном счете, именно эта исторически сложившаяся экономическая реальность продиктовала решение о неотложной коллективизации. Обращаю внимание читателей, не Сталин «гениально придумал» коллективизацию, а историческое развитие поставило перед Сталиным проблему, от решения которой зависела судьба страны, а значит и будущее народа. Сталин сделал исторически правильный выбор.
Коллективизация не только высвободила миллионы крестьян от непроизводительного ручного труда и обеспечила механизацию сельского хозяйства. Вчерашние безграмотные деревенские жители пришли в города, где встали у современных станков и производств, а часть из них, получив специальное и высшее образование, возглавила тысячи заводов и цехов, НИИ и КБ, стала офицерами и генералами Красной Армии. Для миллионов людей жизнь обрела совершенно иной смысл и содержание.
На душу населения в 1928 году приходилось 470 кг зерна в год, а в 1938-м – 430 кг. Однако в первом случае перед нами результат труда 50 – 55 млн. крестьян-единоличников, а во втором – всего 30 – 35 млн. колхозников и рабочих совхозов. Это означает, что производительность труда выросла весьма значительно: на одного работающего в 1928 году пришлось 1,4 тонны зерна, а в 1938-м – на 2,4 тонны. Один крестьянин производил в 1938 году на 70% больше зерна, чем в 1928-м.
В 1938 году был принят третий пятилетний план развития народного хозяйства. Планировалось, что после его завершения к 1942 году, СССР должен был стать вторым после США государством в мире по производству промышленной продукции на душу населения. К началу Великой Отечественной войны был создан Госрезерв продовольствия.
Темпы роста промышленного производства к 1938 году по отношению к 1913 году составили в сравнении: во Франции – 93,2%, в Англии – 113,3%, в США – 120%, в Германии – 131,6%, в СССР – 908,8%. Это были фантастические темпы, СССР стремительно превращался в мирового лидера промышленного производства.
Однако, в процессе коллективизации были допущены серьезные нарушения законности и примерно 800 тысяч кулаков были выселены вместе с семьями в отдаленные районы Сибири. В 1935 году, все они смогут вернуться домой, им также будут возвращены все права, в том числе и участия в выборах.
В далекой перспективе коллективизация позволила СССР к 1989 году производить: 11% мирового объема зерна (вдвое больше среднедушевого в мире), хлопка – 15% (втрое больше среднедушевого в мире), картофеля – 27% (впятеро больше среднедушевого в мире), сахарной свеклы – 36% мирового объема. По производству мяса СССР уступал только США и ФРГ, рыбы – только Японии, молока – только ФРГ, сахара – только ФРГ, по производству сливочного масла – нам не было равных. Вы все еще уверены, что колхозы – это сталинские извращения сельского хозяйства? Так вот, сегодняшняя Россия не лидирует в мире по сельскому хозяйству ни в чем.
Вопросы для дискуссии.
1. Какое историческое событие, по-вашему мнению, можно считать великим? 2. Предложите критерии для оценки исторических событий по уровням: 1) обычное; 2) значительное; 3) великое. 3. Как оценить значимость коллективизации в СССР в конце 20-х начале 30-х годов прошлого века? 4. Как вы думаете, бывают ли великие исторические события без жертв? 5. Какие еще факты необходимы для более объективной оценки коллективизации в СССР?
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук