Национальная элита и национальное сознание
Согласитесь, два десятилетия вполне достаточный период времени, чтобы доказать, что «советский тоталитаризм» намного хуже для народа, чем либеральная демократия и рыночная экономика, да еще по западным скрижалям. Трудно сказать в какой пещере вырубали эти скрижали, но что-то у нас они стали быстро рассыпаться. За двадцать лет можно было так изменить жизнь людей в лучшую сторону, что «темное советское прошлое» они стали бы вспоминать как кошмарный сон. Но вот беда, социологические опросы показывают, что народ все чаще и с позитивной ностальгией вспоминает советское прошлое, а либерально-демократические преобразования оценивает как кошмарный сон. И трудно объективно оценить – то ли скрижали не те вырубили, то ли наша политическая элита их не с того боку реализует.
Из истории известно, что политических успехов достигали не те, кто говорил правильные и умные слова, например о том, что «реформа складывается по кирпичикам» или «Латвия – пример успеха», а те, кто имел цельное мировоззрение, позволявшее видеть корень проблемы. Насколько верно видели, это другой вопрос. Главное, видели. Например, революционеры в 1879 году считали, что вся проблема Франции в монархии. Если передать власть парламенту, остальное - исправится. Большевики считали, что источник бед России ¾ частная собственность на средства производства. Если передать фабрики, заводы и землю в руки государства, остальные проблемы решатся сами собой.
Любая страна развивается динамично и эффективно, пока имеет элиту, национально то есть государственно мыслящую и действующую в патриотическом векторе. Однако для этого необходимо, чтобы элита руководствовалась в своей деятельности метафизическими принципами, направленными на благо людей. Наша политическая элита руководствуется меркантильными принципами, потому что начисто лишена духовных основ, а другой элиты у нас нет и, наверное, долго еще не будет.
Возможность появления и дальнейшего существования элиты во многом зависит от религии. Потому что национальное сознание не может быть сформировано на основе материализма. На основе материализма формируются только материальные категории сознания. Религиозные ценности формирует метафизические категории сознания, что и обеспечивает его национальный масштаб. С исчезновением религии исчезает элита и следом исчезает общество. Потому что материальное сознание в условиях рынка направлено на разделение, а не на объединение. Финал разделения прописан уже давно: «Всяко царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город, разделившийся сам в себе, не устоит». (Мф. 12:25-26). Что мы и наблюдаем.
Чтобы страна возродилась, прежде должна возродиться элита. Возрождение без религии невозможно, но понять это и перейти к соответствующим действиям может только элита. Поэтому мы можем еще двадцать лет демократизироваться и либерализироваться, результат мало чем будет отличаться от настоящего.
Нам нужны личности типа Сергия Радонежского и Франциска Ассизского, Александра Невского или Жанны д ¢Арк, обладавшие национальным сознанием и способные к кардинальным решениям. Эти личности способны принимать исторические решения, своим поведением создавая объект для подражания. И это главное, как только им начнут подражать, пойдет процесс восстановления национального сознания у народа, которое за эти годы утрачено. Нынешняя политическая элита – это сборище космополитов и националистов вперемежку с русофобами, создать они могут только новый легион СС, но не национальное государство.
Образование и эрудиция новой элиты не имеют принципиального значения. Принципиальное значение имеет обладание национальным – общегосударственным масштабом мышления и патриотическим настроем. Чингисхан не умел ни писать, ни читать, но это не помешало ему создать величайшую империю. Ленин и Сталин на моменты их прихода к власти по уровню своего образования мало чем отличались от своих соратников – неполное основное или среднее, редко у кого высшее образование, плюс догматы марксизма. Эти политики занимались не поисками квартир и машин для себя и не оптимизацией своих налогов, а созданием мощного независимого государства.
Сущность национальной независимости кратко и емко сформулировал Сталин: «…через социальное освобождение к национальной независимости». Социальное освобождение – это когда создаются условия для человеческой жизни каждого члена общества – работа, жилье, доступность образования, медицины, социального страхования.
Эти люди стремились к истине, понимая ее по-своему. Стремились даже зная, что результат при их жизни недостижим. Потому что истина это не то, что правильно. Истина ¾ это когда честно, когда по справедливости. Поэтому, несмотря на их внешний атеизм и даже богоборчество, они были глубоко религиозными людьми, веря в идеи добра и справедливости. Причем их вера в эти идеи была фанатичной.
Бог будет нас судить не по достигнутым результатам, а по тому, насколько мы жили по совести. Именно с этого начинается и национальная элита, и национальное сознание. Потому что жить по совести, это значит быть верующим в духовные основы бытия. Сознание определяет бытие, а бытие лишь корректирует сознание, но не определяет его. Большевики, будучи марксистами, шли наперекор основным догматам Маркса во всем, но самое главное, они строили, то, что Маркс считал принципиально невозможным. И построили. Наша элита, за что не возьмется, разруха получается. Но ведь разруха начинается известно где.
На высокие поступки способен только носитель духовных ценностей, даже если он сам для себя не оформил их в конкретную религиозную форму. Идти на верную смерть ради идеи справедливости, даже если идея ограничена земными целями, могут только верующие люди. Трудно вообразить ситуацию, в которой люди масштаба Ленина или Сталина начнут понимать власть как способ построить коттедж, купить яхту или футбольный клуб. Зато легко представить нашу политическую элиту, пекущуюся о собственных меркантильных целях. И не только представить, но и убедиться в этом, почитав очередную порцию новостей.
Как тут не вспомнить Ж.-Ж. Руссо, который в «Общественном договоре» писал, что демократия возможна в обществе, состоящем из богов. Даже не из святых, а именно из богов. Но что-то на горизонте нашей политики богов не наблюдается, да и святых там нет, нет там и похожих на большевиков.
Большевики создали уникальную конструкцию, но она была обречена на крушение. Невозможно построить христианское общество ¾ а они строили именно такое общество ¾ без Бога. Никакой «кодекс строителя коммунизма» не может заменить Библию, потому что под ним, под кодексом, нет авторитета, соответствующего заявленным требованиям. Никакая человеческая логика не может обосновать требований подобного масштаба, потому что речь идет о том, чему человек должен посвятить жизнь. Жизнь за материальное благополучие – разве это достойно человека? Большевики смогли изменить бытие, но сознание изменить не смогли, хотя пытались и во многом даже успешно. Потому что логика не может быть фундаментом совести. Для этого годится только религия. Призывы большевиков соблюдать заповеди Христа, изложенные в их кодексе, ни к чему, кроме двойной морали, не привели. Они отдавали жизнь, зачастую принимая мученическую смерть за идеалы, выведенные из христианства, но сами не верили в эти идеалы. И в этом была трагедия большевизма.
С узким, одурманенным космополитизмом или национализмом сознанием нельзя оперировать большими категориями. С такой элитой не может быть национального возрождения и уж тем более развития государства. Причем нравственные качества здесь не имеют значения. Честные и нечестные люди одинаково быстро запустят разрушительные процессы, если масштаб их мысли мал и в сознании нет доминант справедливости, совести, долга. Самое печальное, что они этого даже не поймут.
Есть ли надежда, что у нас сформируется новая элита с национальным сознанием и патриотическим поведением? Надежда есть всегда, вот только гарантий никаких, что это произойдет в ближайшие десять-двадцать лет. Национальная элита воспитывается в колыбели национальной идеологии, которой у нас нет. У нашей правящей элиты имеются разные ошметки идеологий, от космополитизма до оголтелого национализма, но национальной идеологии нет.
Откуда взялась большевистская элита? Она выросла на идеологии, которую сама же и создала – преобразовав марксизм. Известно, что Маркс свое учение ни в коем разе не считал идеологией, по его мнению, его учение – научное понимание истории. Но Ленина и компанию это не смутило и они создали идеологию, заявив, «что учение Маркса всесильно, потому что оно верно». И построили Великую Державу, которая показала всему миру социалистическую альтернативу. И мир вздрогнул от ее величия.
У нас пока нет людей, способных создать собственную национальную идеологию и тем более, посвятить свою жизнь созданию справедливого общества. Но такие люди обязательно появятся или уже появились. И можно уверенно заявить, что новая идеология обязательно будет социалистической. И создаваться она будет на основе ценностей традиционных религий. Потому что церковь пользуется у жителей Латвии абсолютным авторитетом и большинство граждан и неграждан уже давно поняли, что без ценностей нет идеалов, а значит, нет и прогресса. Состояние латвийской культуры тому яркий пример – полная пустота и безыдейность.
В Священном Писании сказано: «Всякий делающий правду, рожден от Него» (Иоанн, 2:99). Делать правду в социальном плане, значит строить общество, в основе идеологии которого единство духовного и материального с приоритетом духовного, ибо там же сказано: «Без Меня не можете делать ничего». И никакая свобода, лишенная братской любви и поддержки ближнего, к равенству не приведет.
http://yadi.sk/d/kiAKjzJY4J8qM