Проблемы сохранения национального самосознания
Прежде всего, общефилософский вопрос - в чем главные условия сохранения культурной основы части нации оторванной от целого. На этот вопрос может быть дан общефилософский ответ – часть нации выживает при сохранении национального самосознания. Примерами такого сохранения являются мусульманские, иудейские, китайские общины. Несмотря на отсутствие или потерю исторической родины, эти общины показали пример успешного сохранения и воспроизведения национального самосознания. И дело даже не в религиях, которые они исповедуют, дело в идеологиях созданных на основе их религий для сохранения национального самосознания. У русской общины есть православная религия, но нет идеологии сохранения национального самосознания.
Поэтому у русской общины Латвии есть прекрасные шансы раствориться через два-три поколения в латышской общине. Во многих европейских странах русские общины, как культурные субъекты напрочь отсутствуют. Да, там есть русские общины, которые даже проводят некоторые культурные мероприятия, но они не представляют собой что-то целостное с точки зрения воспроизведения русского самосознания. И если первые-вторые поколения русских эмигрантов еще знают русский язык, немного историю и еще меньше культуру, то последующие поколения в массе своей имеют лишь русские фамилии, стилизованные под язык страны проживания. Даже наличие Православной Церкви не дает ощутимых результатов для сохранения русского самосознания.
Исторический процесс, также как и любой другой процесс, протекающий в бытии, имеет свои объективные закономерности. Движение исторического процесса есть в первую и главную очередь движение мировоззрений. Творческие энергии людей активизируются новыми мировоззрениями и постепенно преобразуются в материальную силу. Эта сила при определенных условиях изменяет бытие и создает новую социально-экономическую реальность. И здесь возникает ряд вопросов, на которые пока нет однозначных и убедительных ответов.
Первый вопрос – что определяет энергетический потенциал, пассионарность нового мировоззрения? Иначе говоря, почему одни мировоззрения способны стать материальной силой, другие такой способностью не обладают. Здесь можно много и долго гипотезировать и одна из гипотез выглядит следующим образом. Энергетический потенциал мировоззрения определяется тем духовным опытом, который заложен в его основы и воплощается как совокупность культурных достижений, аккумулирующих его сущность. Чем выше духовный потенциал мировоззрения, тем выше энергетика мотивации людей на его реализацию.
Именно духовный опыт закладывает национальные смыслы, а смыслы формируют пассионарность. При этом, следует иметь в виду, что энергетика может быть как положительной, направленной на созидание, так и отрицательной, направленной на разрушение. Все зависит от того, какие духовные ценности закладывается в базовые принципы мировоззрения – ценности добра или зла.
Второй вопрос – почему одно мировоззрение овладевает массами и воплощается в социально-экономическую модель государства, а другое, так и остается мировоззрением небольшой группы людей? И опять можно выдвинуть гипотезу, что воплощение нового мировоззрения зависит, главным образом, от преемственности его основных идей историческим традициям общества, в котором планируется его реализация. Если новое мировоззрение развивает исторические традиции нации, предлагает новые решения актуальных проблем с учетом исторической памяти, оно воспринимается большинством и воплощается в реальной жизни. Но бывают и исключения, когда нации навязывается новое мировоззрение, чуждое историческим традициям и памяти. Это делается либо манипуляцией, либо силой.
Классика такого рода манипуляции – это разрушение исторической памяти советского народа в эпоху перестройки. К середине 80-х годов прошлого века кризиса в социально-экономическом развитии страны не было. Статистика того периода, которую в эпоху перестройки всячески скрывали или извращали, свидетельствует, что страна стабильно развивалась, хотя и не без проблем. Рост валового национального продукта составлял 3-4% в год и по сравнению с рядом развитых капиталистических стран экономическая ситуация была стабильной.
Тяжелейший кризис был в идеологии. Все, что было создано в рамках советского проекта, к марксизму не имело никакого отношения. Но догматика марксизма постоянно поддерживалась и, более того, осмысление советского проекта дозволялось только и исключительно в рамках марксизма. Это и было основной причиной кризиса. Была острейшая необходимость разработать новую идеологию, которая включила бы в себя исторические традиции России, специфику их развития в рамках советского проекта и предложила бы конкретный путь развития советского общества с учетом исторического опыта. Но этого сделано не было, тогдашние власти вместо создания новой идеологии, начали навязывать людям идеологию либерализма. И чтобы процесс пошел весело и с песней, началась массированная информационная кампания по разрушению исторического сознания советского народа. В конечном итоге многие впали в состояние исторической шизофрении - если в прошлом ничего хорошего не было, то откуда тогда взялась Великая Держава?
Силовые варианты навязывания чуждой данной нации идеологии также прекрасно известны и называются они «оранжевые революции». Рассмотрение их механизмов не относится к нашей теме.
Третий вопрос – как создается новая идеология? Новая идеология не создается за вечер или на коленке в кафе и это понятно. Новая идеология – это не предвыборная программа партии, не набор популистских лозунгов, не эклектика фрагментов разных идеологий. Новая идеология является результатом серьезного философского анализа исторических свершений и достижений нации, оценкой культурных ценностей, в которых воплощен дух нации, анализ духовно-нравственных ценностей нации. Здесь уместно напомнить формулу создания идеологии, предложенную Вл. Соловьевым. Бог дает божественную энергию, которая и формирует Дух нации. Дух нации воплощается в национальную идею, которая реализуется в рамках национальной идеологии.
Следует обратить особое внимание на то, что национальная идея – это совсем не то, что нация думает о себе, а то, что Бог думает об исторической миссии нации. Поэтому не нация формирует национальную идею, как многие думают, а национальная идея, как воплощение божественной энергии, формирует нацию. И если нация правильно понимает божественный замысел относительно своего развития и традиций, то такая нация имеет исторические перспективы. Если нация своим развитием противоречит национальной идее, то она обречена на постепенное исчезновение из исторического процесса. Энергетический потенциал, пассионарность нации сохраняется только в том случае, если она развивается с учетом смыслов национальной идеи. Отклонение от смыслов национальной идеи всегда путь в тупик, к деградации.
Национальная идеология вытекает из национальной идеи и скрепляет единство нации. Понимание сути божественного промысла воплощенного в национальной идее, возможно только на основе анализа исторических традиций национальной истории. Но и здесь не все так просто. В историческом развитии любой нации имеются периоды подъема и упадка, достижений и неудач. Однако далеко не все достижения становятся магистралями национального развития. Как же определить, в каких конкретных исторических достижениях и неудачах происходила эволюция национальной идеи? Что и как при этом изменялось?
Такой анализ требует серьезного изучения эволюции духовного опыта нации в рамках той религии, которая лежит в основе национальной идеологии. Духовный опыт нации, как известно, формируется отцами и учителями церкви и в годины роковых решений, нация либо использует этот опыт, либо отвергает его. Но можно смело утверждать, что новые исторические эпохи в развитии всех наций начинались с духовного выбора. Ведь национальная идея воплощена в Духе, данном Богом этой нации. И если духовный выбор обеспечивал укрепление Духа нации, то, несмотря на тяжелейшие испытания, которые нация часто проходила, этот выбор в конечном итоге приводил к подъему национального сознания и государства. Если выбор не обеспечивал укрепления Духа нации, то национальное сознание деформировалось, что приводило к тяжелым социально-экономическим последствиям.
Четвертый вопрос - каков механизм воплощения нового мировоззрения?
Механизм воплощения нового мировоззрения достаточно подробно изложен в «Тюремных тетрадях» основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши. И суть этого механизма заключается в ежедневном и постоянном изложении нового мировоззрения на всех уровнях информационного поля. Вначале это маленькая группа энтузиастов, но постепенно их количество возрастает и если новое мировоззрение адекватно национальной идее и дает конкретные ответы на ближайшую историческую перспективу, то наступает момент, когда количество переходит в качество.
Вместо энтузиастов-пропагандистов на историческую арену выходят люди, обладающие достаточными ресурсами для воплощения нового мировоззрения. И тогда социально-экономическая система изменяется, происходит качественный скачок. Будет ли это революция или эволюционные преобразования, зависит от остроты проблем, которые бытие поставило перед новым мировоззрением и запаса времени, которое необходимо, чтобы эти изменения провести. А также от ума и пасссионарности лидеров нового мировоззрения.
http://yadi.sk/d/kiAKjzJY4J8qM