«Пойдите, научитесь, что значит:
милости хочу, а не жертвы?». (Мф.9:12-13)
Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в 1942 году писал: «Тьма не победит света... Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику... Не забудем слов: «Сим победиши». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую культуру, наше «христианское жительство». В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим, новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его». И праведный Судия поразил супостатов силой духа советского народа, дал советскому народу Победу, но только после того, как увидел сердечную милость со стороны самого народа. Но вначале о смысле сердечной милости.
В Евангелии приводится пример, когда фарисеи пришли к Христу и стали укорять тем, что Он трапезничает с мытарями и грешниками и не общается с праведниками, какими себя считали фарисеи. И услышали ответ Христа: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12-13), который следует понимать в том смысле, что врач нужен не тем, кто себя считает духовно здоровыми - фарисеям, а тем, кто себя считает духовно больными – мытарям и грешникам. Кроме того, Бог гордым противится и поэтому Христос не приближает фарисеев к себе, а говорит – «Пойдите и научитесь…».
Третье и самое главное – Бог не помогает тем, кто приходит к Нему с формальной установкой – принести положенную жертву в обмен на искупление своих грехов. Церковь – не аптека, где за деньги или другие пожертвования можно купить лекарство. Бог помогает тем, кто по милости сердца в силу глубокой веры просит у Него духовной помощи в здоровье и делах. Обратим внимание – духовной помощи, а не денег или материальных благ. Обратим также внимание на то, что мы можем делать успешно наши дела только в синергии – соработничестве с Богом. Но соработничество возможно только в духовной жизни, без которой любые наши пожертвования бессмысленны.
А как же советский народ, окутанный ядовитым туманом атеистической пропаганды, разве он пришел по милости сердца к Богу в годы Великой Отечественной войны? Следует напомнить, что согласно переписи населения 1937 года из примерно 170 млн. жителей СССР, около 100 млн. ответили в анкетах, что они верующие в Бога люди. Подлинно верующему в Бога не страшна никакая атеистическая пропаганда – она не в состоянии доказать, что Бога нет, тогда как живая вера духовной жизни доказывает бытие Бога.
Свидетельством живой веры этих людей стал массовый героизм на фронте и в тылу. Только один пример. В декабре 1942 года в кабинет директора Саратовского авиационного завода вошел человек в деревенском зипуне и сказал: «Я хочу купить истребитель». Это был крестьянин Ферапонт Петрович Головатый, житель хутора Степной Саратовской области.
Как вспоминал потом директор завода И.С. Левин, он даже растерялся от такого неожиданного предложения. Ему еще никогда не приходилось продавать военный самолет частному лицу. Он должен был позвонить в Москву, чтобы получить разрешение на такую продажу.
В первых же газетных публикациях, напечатанных рядом с фронтовыми сводками, Ферапонта Головатого стали называть Кузьмой Мининым Великой Отечественной. Приводили слова знаменитого нижегородского земского старосты: «Люди посадские, люди торговые, люди ратные! Не пожалеем ничего, продадим, если надо, дворы наши, достояние свое...». Ферапонт Головатый внес свои личные сбережения - 100 тыс. рублей на строительство самолета. В тот же месяц, построенный на средства Головатого самолет, был передан гвардии майору Еремину на Сталинградский фронт. И этот почин был поддержан многими советскими людьми.
Участница собрания в Доме союзов, посвященного Дню 8 Марта 1942 года, вспоминала: «Надо было видеть духовный порыв людей, которые отдавали деньги, кольца, серьги, другие драгоценности». Ежедневно советские газеты публиковали многочисленные обращения различных коллективов или отдельных людей, в которых сообщалось об их денежных пожертвованиях в фонд обороны страны. На каждое из таких посланий был опубликован ответ И.В. Сталина с благодарностью за поддержку Красной Армии.
Всего за годы войны в Фонд обороны поступило наличными свыше 17 миллиардов рублей, 13 кг платины, 31 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиарда рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиарда в облигациях государственных займов, свыше полумиллиарда вкладов в сберегательные кассы. На эти средства было построено свыше 2,5 тысячи боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 боевых кораблей.
Когда человек добровольно отдает последнее для защиты Родины, это и есть высшее проявление патриотического духа, это и есть та сердечная милость, о которой говорил Христос фарисеям. Согласно Евангелию, больше всех дает тот, кто отдает последнее и многие советские люди в годы Великой Отечественной войны отдавали не только свое последнее имущество, но и свою жизнь. Русская Православная Церковь неоднократно выступала инициатором сбора помощи Красной Армии.
25 февраля 1943 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) писал Сталину о том, что «верующие в желании помочь Красной Армии охотно откликнулись на мой призыв: собрать средства на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского». Сталин ответил митрополиту в тот же день: «Прошу передать православному русскому духовенству и верующим, собравшим 6 000 000 рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии». К концу 1944 года сумма взносов от Русской Православной Церкви составила 150 миллионов рублей.
Нет и не может быть силы, которая победит правду, потому что в правде – Бог. В годы Великой Отечественной войны советский народ совершил массовый дар и массовые самопожертвования, которые сыграли решающую духовную роль в достижении Победы над фашизмом.
В чем же необходимость личного дара делу защиты правды? В том, что совершая дар, мы во-первых, демонстрируем свое духовное состояние - своей поддержкой дела защиты правды, во-вторых, что-то забираем у себя и отдаем тому человеку, который будет это делать. Дар может быть финансовым, материальным, организационным, информационным. Каждый сам выбирает форму дара, но необходимость дара очевидна, потому что в основе его вера в необходимость и успех дела. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающего». Неважно сколько ты подаришь, важно с какими намерениями ты это сделаешь, ведь Бог оценивает наши добрые дела по намерениям их ибо сказано: «Даст тебе Господь по сердцу твоему» (Пс. 19, 5). Но что значит личный дар делу защиты правды на уровне общественной организации?
Представим себе, что реализация проектов и проведение мероприятий в общественной организации держатся на формальной работе актива. Распределили между собой проекты и мероприятия, готовят и проводят, что называется по разнарядке, отводя этой работе строго ограниченное время. Если для проведения мероприятий активисты жертвуют только часть своего свободного времени и никаких других пожертвований нет, то такая организация обречена на прозябание. Если внимательно присмотреться к работе русских общественных организаций в Латвии, то многие из них прозябают, два-три раза в году проводя небольшие, камерные мероприятия. Немногие успешные и уважаемые общественные организации достигают успехов и уважения за счет благотворительного миссионерства активистов, которые тем самым проявляют образцы подлинной милости к братьям своим, а значит и любви к Богу.
И если люди, порою совершенно чужие, дарят проекту материальные, финансовые средства, свой безвозмездный труд, демонстрируя тем самым поддержку проекту, то это знак Промысла Божия. Во многих случаях личным даром делу зашиты правды является работа в общественной организации, осуществляемая как духовное служение – высший уровень деятельности, когда она приобретает характер благотворительного миссионерства.
И такое миссионерство награждается воздаянием, о котором писал в свое время преподобный Исаак Сирин: «Воздаяние бывает не добродетели и не добрым делам ради нее, а смирению, без которого и добродетели и добрые дела напрасны». Это воздаяние в земной жизни представляет собой уважение и авторитет среди целевой аудитории, которые возникают как ответная реакция на личный дар актива организации делу защиты правды. Потому что дающему – всегда воздается и часто сторицей!
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук