«Церковь есть... единство Божией благодати,
живущей во множестве разумных творений,
покоряющихся благодати».
А.С. Хомяков
Латвийская русская диаспора подошла к тому рубежу, когда имеющийся арсенал социокультурных технологий перестает сохранять русское самосознание. Речь идет о том, что общие усилия семей, школ и общественных организаций не могут обеспечить эффективное сохранение у подрастающего поколения русского самосознания. С каждым годом все заметнее результаты «интеграции в латышское общество» и деградации процесса воспитания у детей русской культурной идентичности.
Общение с выпускниками русских школ показывает в целом низкий уровень их знаний истории и культурных достижений Русской цивилизации, слабое и часто нулевое понимание значения евангельских идеалов в формировании русского самосознания. И если даже такой молодой человек посещает празднование Дня Победы, то это почти никак не влияет на ценностные доминанты его мировоззрения, первые места среди них занимают совсем не братолюбие, нестяжательство и милосердие, без которых не может быть русского самосознания, а земные, сугубо меркантильные ценности. Поэтому самосознание такого молодого человека – космополитическое, но никак не русское.
Чтобы переломить ситуацию в плане повышения эффективности приобщения детей к русскому самосознанию и его дальнейшему сохранению, необходимо обращение к историческому опыту необходимых условий для этой работы. Лучшим в этом плане является опыт славянофилов, которым удалось создать концепцию сохранения русского самосознания. В основе концепции – православная духовность, высоким потенциалом которой обладали сами славянофилы.
В этом личном духовном потенциале был главный секрет их успеха, ведь самосознание – категория духовная, поэтому найти и описать духовные механизмы самосознания могут только те, кто живет не только в земном, но и в духовном мире – ведет духовную жизнь. Живя только земной жизнью, невозможно понять духовные идеалы и механизмы их воплощения в самосознании. Это принципиально важный момент для понимания условий успешности мероприятий, проектов и программ культурно-образовательной работы по сохранению русской культурной идентичности. Духовные идеалы познаются и сохраняются только духовными механизмами, опираясь на которые, можно понять их связи с культурно-историческими основаниями традиций.
Главный идеолог славянофильства Алексей Степанович Хомяков дал оригинальное определение Церкви, суть которого заключается в единстве всех, кто хранит и подчиняется благодати. Главным условием хранения благодати является духовная жизнь, пока человек ведет духовную жизнь он в Церкви. Если же он перестает вести духовную жизнь, то теряет благодать и перестает быть сопричастником Церкви, даже если он строго выполняет все обряды. Таким образом, не формальное соблюдение церковных канонов является признаком принадлежности к церкви, а хранение благодати с помощью духовной жизни. Теперь задумаемся над механизмами приобретения и сохранения русского самосознания.
Самосознание человека есть системная функция его духовно-культурного состояния. Приоритетную роль в этом состоянии играют духовные идеалы, в случае русской идентичности – евангельские идеалы. Поэтому русское самосознание по аналогии с определением Церкви, данным Хомяковым можно рассматривать как единство людей в духовно-культурных моделях, состоящих из духовных идеалов, исторических событий и культурных достижений. Именно так и понимали русское самосознание славянофилы. И если мы считаем необходимым усилить работу по сохранению русского самосознания в Латвии, то следует, опять же по аналогии с опытом славянофилов, повысить эффективность информационного поля, с помощью которого духовно-культурные модели передаются в сознание целевой аудитории. Как этого достичь?
Начнем с того, что единство в Божией благодати для верующих достигается активной духовной жизнью, частью которой является участие в церковных службах и в первую очередь в литургиях с исповедью и причастием. Хранение благодати с помощью духовной жизни и есть сопричастность к Телу Христову и спасению. Через Тело Христово верующий получает благодать и остается в Теле пока хранит ее. В этом подлинный смысл религиозный жизни для верующего.
В чем же тогда механизм хранения русского самосознания? Источниками русского самосознания являются русские культурные традиции в форме духовно-культурных моделей, которые передаются и сохраняются через семейное, школьное и вузовское образование, общественно-культурную и самообразовательную работу. Духовно-культурные модели являются основой русских культурных традиций, приобщение к этим моделям и составляет начало процесса сохранения культурных традиций. Приобщение происходит путем ознакомления целевой аудитории со специально составленной серией духовно-культурных моделей, укомплектованные в культурно-образовательные программы.
Причем, здесь как в Церкви, процесс приобщения к духовно-культурным моделям происходит добровольно и каждый носитель русского самосознания сам выбирает для себя количество, глубину знаний и степень личного участия в сохранении в своем самосознании определенного набора духовно-культурных моделей - традиций. Славянофилы поняли и описали механизм воплощения благодати, которую хранит в себе человек, в адекватные внешние формы и находит их в социокультурных проектах и достижениях своего народа. И без благодати не будет национального исторического пути, национальной культуры и национального самосознания, а будет копирование чужого опыта. Благодать передает личности дар Божий – мудрость для преображения самого себя и бытия.
И русское самосознание у каждого, кто считает себя его носителем, будет сформировано настолько, насколько сам человек этого желает. Так же, как в Церкви есть разные по потенциалу благочестия уровни духовной жизни, которых способны достигать праведники, так и в деле сохранения русского самосознания смогут быть разные уровни и каждый сам выбирает приемлемый для себя. В последовательном приобщении к разным уровням культурных традиций, путем усвоения их духовно-культурных моделей и заключается механизм сохранения русского самосознания. Носитель русского самосознания – это человек, способный предлагать варианты действий на основе различных духовно-культурных моделей русских традиций, и если они недостаточны для принятия эффективных решений, то находить и использовать модели традиций других цивилизаций.
Стратегией работы славянофилов стало последовательное, шаг за шагом выстраивание информационного поля фактов, анализируя и сравнивая которые они формулировали теоретические основания новой концепции. Фактами в информационном поле были духовно-культурные модели русских традиций и культурно-исторические события. Анализируя духовно-культурные модели русских традиций, славянофилы организовали мощный общественный диалог по их обсуждению в газетах, письмах, журналах. Информационное поле диалога с духовно-культурными моделями русских традиций стало площадкой для создания славянофильской концепции.
Важным условием успеха славянофилов был их личный высокий духовно-культурный потенциал. Согласно закону духовной жизни – дух творит формы своего воплощения в бытии и чем выше сила духа, тем более функциональные формы он создает. Вспомним, что среди славянофилов все без исключения были глубоко верующими людьми и вели строгую духовную жизнь. Высокий уровень личного благочестия стал главным условием успешности их деятельности по созданию мощного духовно-культурного поля преображения общественного сознания.
Наряду с высоким уровнем духовности, славянофилы имели прекрасное образование и много времени уделяли самообразованию. Можно сказать, что каждый из них был экспертом в своей области – они прекрасно знали отечественный и зарубежный опыт и научные теории в сферах своих интересов. Уникальное сочетание высокой духовности и интеллектуального уровня славянофилов стало основой того, что их статьи и выступления на дискуссиях производили сильное впечатление на многих соотечественников.
Все происходило так, как и предсказывал преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Их слушали, читали и задумывались…
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук