«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,
и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего».
(Ин. 15, 4-5)
Когда в 1830 году двадцатитрехлетний Иван Киреевский впоследствии один из основоположников славянофильства - явился к великому философу Гегелю и проговорил с ним до полуночи, он произвел столь сильное впечатление на достигшего высот шестидесятилетнего германского гения, что тот на следующее утро отправил к русскому юноше посыльного с приглашением вновь посетить его. Однако ни лекции Гегеля, ни волнующие беседы с ним явно не пробудили в Киреевском каких-либо русских идей: вернувшись на родину, он взялся издавать журнал с космополитическим названием «Европеец» и лишь в 1840-х годах согласился редактировать журнал «Москвитянин».
За эти десять лет его мировоззрение принципиально изменилось и возможно Иван Васильевич так и не стал бы одним из идеологов возрождения русского самосознания, если бы не его жена - Наталья Петровна Арбенева, которая направила внимание Киреевского на святоотеческое наследие. Киреевский начинает развивать русские идеи после того, как во второй половине 1830-х годов приобщился к духовной жизни знаменитой впоследствии Оптиной пустыни. Там он встретился с великими старцами Макарием и Леонидом и стал изучать богатейшее собрание древних рукописей, среди которых были, в частности, творения крупнейших русских мыслителей конца XV - начала XVI века Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.
Духовные идеалы, которые утверждаются в мировоззрении Киреевского, направляют его на поиск и объединение с носителями православной духовности – формируется творческая группа славянофилов. Группа становится центром духовной солидарности для всех, кто является носителем православного мировоззрения и прилагает усилия для укрепления русского самосознания. Славянофилы создают духовно-культурную платформу – совокупность принципов анализа и оценки историко-культурной информации, на основе которой они начинают анализ исторических феноменов России и создание публикаций с духовно-культурными моделями для укрепления русского самосознания. Эти статьи, они публикуют в газетах и журналах, представленные в них идеи находят большой отклик у образованного общества в России.
В своих статьях славянофилы убедительно показали, что исторические события и культурные достижения Русской цивилизации являются продуктами воплощения православных идеалов. Триединые модели: духовный идеал – историческое событие – культурное достижение и составляют сущность русских традиций, сохранение которых происходит с помощью информационного поля, которое приобщает, укрепляет и преображает самосознание людей.
Однако ведущую роль в этом поле играет духовная жизнь – участие в богослужениях, соблюдение молитвенных правил, постов, чтение святоотеческой и историко-культурной литературы, понуждение самих себя к исполнению евангельских заповедей. В духовной жизни в целом и даже в исполнении ее отдельных составляющих происходит актуализация духовных идеалов, необходимая для понимания и укрепления ценностных смыслов исторических событий и культурных достижений.
Например, в советское время целостная духовная жизнь для многих была невозможна, но изучение истории и произведений русской культуры, особенно классической русской литературы, позволяло в определенной степени актуализировать православные духовные идеалы. Эта актуализация помогала поддерживать определенный уровень советского, а по сути своей русского патриотизма. Необходимость актуализации духовных идеалов, как ключевого механизма сохранения культурных традиций была определена и обоснована славянофилами.
Что касается соотношений прошлого и настоящего, то Иван Васильевич писал: «Если когда-нибудь случилось бы мне увидеть во сне, что какая-либо из внешних особенностей нашей прежней жизни, давно погибшая, вдруг воскресла посреди нас... то это видение не обрадовало бы меня. Напротив, оно испугало бы меня. Ибо такое перемещение прошлого в новое, отжившего в живущее было бы то же, что перестановка колеса из одной машины в другую, другого устройства и размера: в таком случае или колесо должно сломаться, или машина». Нет, славянофилы не предлагали забыть прошлое или искусственно его возрождать, они предлагали переосмысливать накопленный опыт и модернизировать русские традиции. Модернизировать, а не механически заменять на западные, как это предлагали тогдашние русские западники.
Принципиально важный момент - творчество высокого уровня осуществляется духом, а не перебором фактов или достижений. Нет духовных идеалов в мировоззрении человека, не будет и творческой деятельности. Отсюда и термин «духовная элита», - люди, способные создавать новые, но преемственные с традициями духовно-культурные модели для решений актуальных проблем в жизни общества. Н.Г. Чернышевский писал, об интеллектуально-культурном уровне славянофилов: «...гг. Аксаковы, Кошелев, Киреевские, Хомяков... принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе».
Духовная жизнь делает человека не просто умным, что само по себе важно, она еще делает человека носителем духовной любви, что намного важнее ума. Укрепление в себе духовного начала приводит к возрастанию духовной цельности до такого уровня, который позволяет личности осознать определяющее влияние духовных идеалов на культурные и исторические события и их воплощение в рамках национальных традиций. Это понимали многие образованные люди российского общества XIX века.
Вот например, друг и соратник И.В. Киреевского, великий русский писатель Н.В. Гоголь писал юной графине Виельгорской: «Я получил милое письмецо ваше, добрейшая Анна Михайловна. Оно меня порадовало тем, что вы не оставляете желанья вашего сделаться русскою. Бог в помощь! Нигде так не нужна Его помощь, как в этом деле… Легче сделаться русскою языком и познаньем России, чем русскою душой… Что такое значит сделаться русским на самом деле? В чем состоит привлекательность нашей русской породы, которую мы теперь стремимся развивать наперерыв, сбрасывая все ей чуждое, неприличное и несвойственное? В чем она состоит? Это нужно рассмотреть внимательно. Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово евангельское, возводящее к совершенству человека. Русским, нужно обратиться к Источнику, прибегнуть к Средству, без Которого русский не станет русским в значенье высшем этого слова».
И этим средством являются православные духовные идеалы, воплощенные в культурных традициях, которые формировались историческим развитием Русской цивилизации. Православные идеалы, укрепленные в мировоззрении человека в процессе духовной жизни, направляют его на приобщение к цивилизационной исторической памяти и культурным достижениям, усвоение которых формирует русское самосознание.
Подведем итоги. Каковы же индикаторы – показатели того, что культурно-образовательная работа, в семейном, школьном образовании или общественно-культурная работа направлены на сохранение русских традиций?
Первый индикатор - актуализация духовных идеалов традиций в процессе духовной жизни самих хранителей. Актуализация предполагает постепенное воплощение духовных идеалов хранителей традиций в их образе жизни и содержании проектов культурно-образовательной работы, что становится основой для понимания смыслов исторических событий и культурных достижений.
Как пример – понимание смыслов Победы над фашизмом. Советский народ победил в Великой Отечественной войне не потому, что Государственный Комитет Обороны смог мобилизовать и организовать единство действий народа на фронте и в тылу. Это сугубо материалистическое объяснение. Духовное объяснение другое - Победа была достигнута потому, что накануне войны сталинское руководство смогло возродить в обществе духовные идеалы русских традиций - державности, братолюбия, милосердия, соборности, которые в своей совокупности стали основаниями советского патриотизма. Без этих оснований никакая мобилизация и организация не дали бы победного результата, ведь сказано: «Аще ли начаток свят, то и примещение и аще корень свят, то и ветви» (Рим. 11,16). В духе советского патриотизма – главный корень плодов Победы над фашизмом.
Второй индикатор - организация центра (группы) духовной солидарности для объединения духовно близких людей и создание духовно-культурной платформы для социокультурного проектирования. Подобное всегда соединяется с подобным, люди, ведущие духовную жизнь и желающие общения в процессе актуализации духовных идеалов, будут искать себе подобных. Создаются инициативные группы, как это было у славянофилов, членов Крестовоздвиженского православного трудового братства, маросейской общины отца Алексия Мечёва. Отношения между членами этих групп строятся на основе православной соборности – строго соблюдения утвержденной самими членами духовно-нравственной платформы и консенсуса при принятии решений.
Третий индикатор – создание информационного поля русских традиций, включающего в себя культурно-исторические публикации, культурно-образовательные материалы, информацию о проектах, акциях, мероприятиях с новыми духовно-культурными моделями русских традиций. Накопленный хранителями в процессе актуализации дух ищет возможности и создает формы для своего воплощения в бытии.
Такими формами могут стать творческие группы педагогов, клубы, общественные организации, которые объединились и создали духовно-культурную платформу, как матрицу для социокультурного проектирования. На основе платформы хранители создают поток информационных материалов, который привлекает внимание потенциальных носителей русского самосознания, активизирует их деятельность по сохранению культурной идентичности и создает новые инициативные центры общественной самоорганизации.
Таким образом, сохранение русских традиций есть специально организованный процесс, структурные компоненты которого являются индикаторами качества этой работы, а их соблюдение позволяет создать мощное информационное поле, способное формировать русское самосознание.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук