…20 сентября 1918 года по городскому кладбищу города Орлова Вятской губернии в 9 часов вечера вели на расстрел настоятеля местного Казанского собора отца Михаила Тихоницкого.
«Стоял прямо и грозно…»
Его юные прихожанки, гимназистки, похолодев от ужаса и не в силах двинуться с места, наблюдали за происходящим. Вот что написала постом одна из них:
— Отец Михаил шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: «Господи, прости их, они не знают, что делают». Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой…
А вина 72-летнего отца Михаила состояла лишь в том, что 15 февраля 1918 года на литургии в Казанском соборе он зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Вечером того же дня протоиерей был посажен под домашний арест, а через два дня следственная комиссия постановила передать дело в Ревтрибунал.
От Вятки до Ниццы
Священный синод РПЦ причислил отца Михаила к лику святых 30 июля 2003 года – он был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. 16 сентября 2008 года в Орлове были обретены его святые мощи, которые перенесли в городскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Если бы даже отец Михаил не пострадал за веру и не был прославлен как священномученик, он все равно остался бы в истории и Русской православной церкви, и русской культуры и образования.
Двое из шестерых его выживших детей (всего их в семье родилось девять) стали иерархами церкви. Архиепископ Вениамин, начав служение в 1891 году, прошел с Русской православной церковью все испытания, которые выпали на ее долю в нашей стране. Его несколько раз арестовывали, но, к счастью, он дожил в священнических трудах, пользуясь глубочайшим уважением собратьев, до глубокой старости. Он даже участвовал в избрании Святейшего Патриарха Алексия I в 1945 году. Основанием для одного из арестов стало обвинение его в связях с братом Владимиром, который, эмигрировав не по своей воле, стал митрополитом Западноевропейского экзархата русских православных приходов и настоятелем храма Святого Николая Чудотворца в Ницце, построенного и освященного императором Николаем II.
Из глубин забвения
Дети отца Михаила – Мария, Юлия, Вера и Елпидифор стали учителями. А Елпидифору Михайловичу суждено было стать русским просветителем Латвии. И, так же как отец, умереть за дело жизни…
Ныне имя его увековечено на мемориальной доске на фасаде школы № 40, где одно время располагалась Русская правительственная русская гимназия. Она появилась здесь стараниями доктора истории, руководителя интернет-портала «Русские Латвии» Татьяны Фейгмане.
- Почти 50 лет имя Елпидифора Тихоницкого было вычеркнуто из истории довоенной Латвии, — говорит Татьяна. – Но мы его восстановили.
- Татьяна провела гигантскую исследовательскую работу, прежде чем однажды, два года назад, скромно постучалась в мой кабинет, — рассказывает директор СШ № 40 Елена Ведищева. – И не без опаски завела разговор о том, что хорошо бы установить на здании школы мемориальную доску в память Елпидифора Тихоницкого. Она, наверное, не очень верила в успех этого предприятия, но мы ее горячо поддержали. Подключилась и Латвийская православная церковь – Владыка Александр, отец Олег Пелевин. Сопредседатель оргкомитета Дней русской культуры Влад Богов сделал стенды «Дни русской культуры в Латвии. 1925-1940». Так всем миром и возродили память, которую мы сейчас в нашей школе бережно храним и тоже занимаемся изысканиями по этой теме».
Уроженец Вятской губернии, Елпидифор Тихоницкий объединил в 1920-30-х Россию и Латвию, стал связующим звеном между двумя культурами. Окончив в конце XIX века Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, он пошел по учительской стезе. Судьбами гражданской войны и революции он оказался во вновь появившейся на карте мира Эстонии. Однако ни в Ревеле (Таллине), ни в Нарве работы ему не нашлось. Неожиданно в конце 1919 года Елпидифор Михайлович получает приглашение от директора Рижской городской еврейской гимназии И. Берза занять должность учителя русского языка. 1 января 1920-го он приезжает в Ригу, где начинается насыщенный и драматичный этап его жизни.
Русский просветитель Елпидифор Тихоницкий
Сначала он преподает русскую словесность в еврейской, латышской и русской гимназиях, а в 1922-м по его инициативе была создана Рижская правительственная русская гимназия. Два года он служил директором этой гимназии, но латвийское гражданство ему не давали – пришлось покинуть пост. Но уже через год, в 1925-м, едва обретя заветный латвийский паспорт, баллотировался на выборах во 2-й Сейм по списку Блока православных избирателей и общественных организаций.
Тихоницкий всегда защищал интересы русского национального меньшинства, и, поскольку ему, как педагогу, были близки проблемы образования и просвещения, его избрали членом Просветительской комиссии Сейма.
Он учредил Рижское русское просветительское общество, которое возглавлял до 1940-го, и впервые организовал в 1925-м проведение Дней русской культуры. Тихоницкий понимал, что культура должна идти к народу – поэтому при его активном участии была создана сеть русских культурно-просветительных обществ во всех местах компактного проживания русских.
Благодаря усилиям Елпидифора Михайловича появились русские библиотеки в латгальских местечках, а местное русское общество, получая субсидии, смогло организовать хоры и оркестры, ставить любительские спектакли.
Тихоницкий был членом правления Союза русских учителей, Рижского русского благотворительного общества, певческого общества «Баян», Рижского русского общества и Русского больничного общества. В 1937 году активно участвовал в работе Пушкинского комитета и в подготовке юбилейного издания избранных работ Пушкина для школ. И все это в довоенной Латвии, где даже Русская правительственная гимназия скиталась по разным зданиям, а с 1934 закрылись десятки русских школ!
Известный в довоенной Риге журналист и педагог Генрих Гроссен тепло отзывался о Тихоницком в своих воспоминаниях: «Елпидифор Михайлович был гордостью и утешением русского учительства. Он был с ног до головы идеалист русского земства. Бесконечно влюбленный в свою учительскую деятельность, глубоко любящий и понимающий детскую душу, знаток педагогики, особенно блестящий методист – был верной путеводной звездой русского учительства. Он написал несколько учебников (хрестоматий).
С ним я много беседовал и работал по составлению литературно-просветительной газеты «Русский день», душой которой он был, привлекая к бесплатному участию в ней литераторов и журналистов. Он стоял во главе комитета по организации празднования Дней русской культуры. Это было действительно большим праздником для русского населения Балтики. Не политический борец, он весь отдался просветительской и общественной работе, за которую русское население должно быть благодарно ему навсегда.
Трудно сказать, какой была бы культурно-просветительная работа в Латвии, если бы во главе ее не стоял Тихоницкий. Русское просветительское общество, душой которого он был, выпускало сборники сочинений Пушкина и Лермонтова. Эти книги выдавались выпускникам бесплатно в день окончания школы, что имело большое культурное значение, так как полные собрания сочинений русских классиков были для учащихся, да и для населения недоступны».
Но нет пророка в своем отечестве! Елпидифор Михайлович был арестован НКВД 14 октября 1940 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности» — ему припомнили то, что до революции состоял в партии народных социалистов, а, живя в Латвии, поддерживал связь с Трудовой крестьянской партией в Праге. 7 февраля 1942 года решением Особого совещания был приговорен к расстрелу. Однако приговор не был приведен в исполнение – Тихоницкий умер в лагере в Северо-Казахстанской области 21 мая 1942 года.
Жена Тихоницкого Мария Андреевна (Герда-Мария) с дочерью Марианной и сыном Вадимом эмигрировала из Латвии в 1944 году и обосновалась во Франции.
Сегодня там живет 64 потомка русского просветителя. Самым старшим представителям рода уже за 80 — Марианне Михайловне 84 года, а Вадиму Михайловичу – 81. Среди многочисленных внуков и правнуков Елпидифора Михайловича — духовенство, иконописцы, педагоги. Все свято хранят память отца и деда.
Наталья Лебедева
https://kaf.lv/2014/12/28/tihonickij-sin-svjatogo-mihaila/