«Если Господь не созиждет дома,
напрасно трудятся строящие его…».
(Пс. 126:1)
Святитель Василий Кинешемский (Преображенский) в книге «Беседы на Евангелие от Марка» писал: «Безнадежны также и заранее обречены на более или менее скорый провал все попытки создать что-нибудь великое и долговечное, порвав всякие связи с Господом Иисусом Христом и Его Евангелием, ибо устройство Царства Божия, составляющее суть всего мирового процесса, совершается непосредственно силою Бога Слова по законам, изложенным в Евангелии, и потому перед вами всегда стоит альтернатива: или принять участие в этой постройке под руководством Господа и при свете Его учения, и тогда вы вносите долю своего труда в вечное будущее, или действовать самовольно, вразрез с этим Божиим планом будущего устройства вселенной, и тогда ваши труды будут неизбежно стерты в пыль этим непреодолимым процессом созидания Царства Божия».
В высказывании святителя выражен главный признак успешности социокультурного творчества, направленного на сохранение русского самосознания – синергия, сотрудничество с Божественными энергиями. Синергия с духовным миром в деле сохранения русской культурной идентичности актуализирует православные идеалы традиций в качестве генераторов сохранения русского самосознания и направлено на решение следующих задач.
Во-первых, самоорганизация центров и групп общественно-педагогического актива в качестве субъектов защиты русской культурной традиции в школах и в обществе. Во-вторых, восстановление содержания русской культурной традиции в учебных программах школ для качественного воспитания русского самосознания у учащихся. В-третьих, расширение тематики и участников общественного дискурса по поиску перспектив сохранения русской культурной традиции в школах и в латвийском обществе.
Одной из форм этой работы могут стать клубы педагогов и общественных активистов для разработки и воплощения проектов по созданию русской культурно-образовательной автономии. Требуется выполнение большой конструктивной работы по сохранению существующих и созданию новых возможностей воспроизводства русского самосознания. Это и есть то, ради чего нужно сохранить русские школы, как центры духовно-культурной социализации детей, а не просто центры изучения основ наук и искусств с частичным преподаванием на русском языке.
Без решения этой проблемы все усилия по сохранению русской культуры напрасны, ибо культуру хранят не памятники и музеи, а носители духовно-культурных смыслов, которые воплощают их в повседневной жизни и творческих продуктах, используя для этого, наряду с другим, памятники и музейные экспозиции. И если носители этих смыслов исчезают, то в храмах устраивают склады, памятники сносят, а музеи перепрофилируют в рестораны или магазины. Все-таки дух и сознание первичны, а материальные носители их воплощений вторичны, сохраним первичное, будет и вторичное, но никак не наоборот.
В свою очередь совокупность духовно-культурных смыслов, которые транслируют носители русской идентичности в информационном пространстве, является полем генерации русского самосознания. Чем выше потенциал поля, тем более эффективно его воздействие на мировоззрение людей. Поэтому сохранение русского самосознания в латвийской диаспоре возможно при условии организации мощного поля генерации русских духовно-культурных смыслов. Насколько мощные поля генерации русского самосознания создают латвийские русские школы и общественные организации в настоящее время?
Точный ответ на этот вопрос возможен только после проведения научной экспертизы, но даже без экспертизы понятно, что и русские школы, и русские общественные организации все еще являются генераторами воспроизводства русского самосознания. Воспитание русского самосознания в школе осуществляется на уроках русского языка и литературы, истории, социальных знаний, музыки, визуального искусства, классных часах. И русский язык и литература в воспитании русской идентичности играют ключевую роль.
В настоящее время латвийские русские школы имеют право преподавать на русском языке с 1 по 3 классы, кроме латышского и иностранного языков, с 4 по 6 классы не более 50%, с 7 по 12 классы не более 40% содержания предметов. С 2020\2021 учебного года власти хотят перевести обучение в русских школах на латышский язык с 7-го по 9-й классы в пропорции 80% содержания на латышском и 20% содержания на русском языке, а в 10-12-х классах все предметы, кроме русского и английского языка преподаются на латышском языке. Понятно, что это очередной шаг по ликвидации остатков школьного образования на русском языке в 7-12-х классах. Возникает вопрос - возможно ли с 2020\20121 учебного года сохранение русской культурной идентичности у детей в школах?
В определенной мере возможно, если уже сейчас начать подготовку и реализацию культурно-образовательных проектов, которые в своей совокупности могут стать перспективными точками роста русской культурной автономии. Хорошо, если каждый проект будет воплощать отдельная рабочая группа, состоящая из родителей, активистов общественных организаций и экспертов в области образования, а проектные группы будут сотрудничать между собой. В этом случае проекты будут представлять собой систему взаимосвязанных диалоговых площадок по обсуждению решений для актуальных проблем.
По мере развития этой деятельности из диалоговых площадок могут вырасти новые организации – общества, школы, центры, деятельность которых будет направлена на реализацию культурно-образовательных задач по сохранению русского самосознания. Главное условие для такого роста – постепенное увеличение культурно-исторических компонентов русской идентичности в учебно-воспитательных программах.
Первыми диалоговыми площадками должны стать неформальные Русские собрания, в рамках которых возможна самоорганизация проектных групп. В каждом регионе проживают люди, имеющие не только высокий уровень светского образования, но и определенный уровень православной духовности, объединение которых позволит достигнуть соборного единства. Чем больше носителей православных идеалов объединится, тем выше духовно-культурный потенциал соборности и тем мощнее будет духовная сила создаваемых проектов.
Речь идет о людях с православным мировоззрением, либо атеистах, но уважающих православную духовность. Это представители зарубежных диаспор, которые не желают жить по сатанинским «общечеловеческим ценностям», которые навязываются глобализаторами, а желают создавать свои организованные общины по духовно-нравственным законам русских традиций, совокупность которых именуется Русским миром. И пускай на первом этапе такой клуб будет включать в себя всего несколько человек, важно не количество, а духовное единство между ними.
Вспомним, что славянофильский кружок на первом этапе объединил всего семерых – А.С. Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина и К.С. и И.С. Аксаковых и Д. А. Валуева. Однако, их публикации вызвали огромный резонанс в России и привели часть образованного общества к пониманию необходимости возвращения к историческим русским традициям. Вот что написал страстный поклонник запада А.И. Герцен в «Колоколе» на смерть К. Аксакова и Хомякова, умерших в 1860 году: «Больно людям, любившим их, знать, что нет больше этих деятелей благородных, неутомимых, что нет этих противников, которые были нам ближе многих своих. Киреевские, Хомяков и Аксаков сделали свое дело… они остановили увлеченное общественное мнение и заставили призадуматься всех серьезных людей. С них начинается перелом русской мысли». Остановить общественное мнение и содействовать перелому русской мысли в образованном обществе – согласитесь, отличный результат для семерых человек!
В ряде регионов Латвии работают русские общества, которые могут стать организаторами Русских собраний и приглашать для участия в их работе педагогов, публицистов, активистов родительских комитетов и общественных организаций, политиков защищающих интересы русской диаспоры. Конечно, по мере работы собрания может появиться опасность «утонуть» в словесных баталиях, но этого можно избежать, если придерживаться следующих правил.
1. Каждое заседание – это анализ актуальных проблем сохранения русского самосознания в своем регионе и поиск идей для их решений с помощью экспертов, в исторических примерах, опыте работы общественных организаций. Поиск идей будет результативным, если собрание будет работать по лекционно-семинарскому принципу – познакомились с новой информацией, осмыслили, обсудили, предложили решения, запустили проект.
2. Любую идею необходимо оформить в виде духовно-культурной модели проекта сохранения русского самосознания в школах и на мероприятиях общественных организаций. Может и должно быть несколько параллельных проектов и проектных групп, сотрудничающих между собой, с русскими школами, общественными организациями, самоуправлениями, международными центрами.
3. Русское собрание должно стать центром духовно-проектной самоорганизации местной творческой элиты, представителей школ и общественных организаций, желающих послужить делу сохранения русского самосознания в Латвии. Правила духовной самоорганизации центра представлены в приложении в конце книги.
4. Собрание жестко следует принципу православной соборности, согласно которому решения принимаются консенсусом и не противоречат закону духовной любви. Если решений нет, они недостаточно эффективны или нет консенсуса – рассмотрение вопроса откладывается.
5. Русские собрания должны поддерживать контакты между собой, периодически проводить общие тематические семинары и конференции, обмениваться идеями и опытом. Принципиально важно, чтобы новые идеи были бы продолжением русских культурных традиций, чтобы новые социокультурные формы воплощали в себе православные идеалы, которые и обеспечат им прочность и долговечность.
В 1857 году в газете «Молва» Константин Сергеевич Аксаков писал: «Разве славянофилы думают идти назад, желают отступательного движения? Нет, славянофилы желают идти, но не просто вперед, а вперед к истине и, конечно, никогда назад от истины… Но славянофилы думают, что истинен тот путь, которым Россия шла прежде. Да, они думают, что истинен этот путь, но не забудьте путь. Разве есть неподвижное состояние? Разве на пути можно остановиться? Путь непременно идет куда-нибудь вперед, путь есть бесконечное движение; и воротиться на прежний путь не значит отказаться от стремления вперед, а значит идти вперед, лишь по иному направлению. Итак, славянофилы думают, что должно воротиться не к состоянию древней России (это значило бы окаменение, застой), а к пути древней России (это значит движение)».
Хорошо бы и латвийским русским выбрать свой путь движения, а то ведь до сих пор никто не знает куда мы идем и идем ли?
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук