«Мерило народа не то, каков он есть,
а то, что он считает прекрасным и истинным».
Ф.М. Достоевский
Общественная работа по сохранению русской культурной идентичности в зарубежных русских диаспорах до сих пор не имеет какого-либо концептуально-теоретического обоснования. Практический опыт накоплен приличный, но концепции нет. В каждой диаспоре реализуются свои модели общественно-культурной работы, нарабатывается свой, иногда весьма оригинальный опыт и видится необходимой организация специального дискурса с целью его теоретического обобщения. Возможно, в рамках дискуссий и появятся некие контуры концепции общественно-культурной работы, направленной на сохранение русской культурной идентичности.
Будущая концепция должна включать в себя не только теоретические основания, но и практические матрицы, помогающие носителям русской культурной идентичности формировать Русский мир в пространствах своего проживания. Это должен быть конкретный план генерации локального пространства Русского мира в стране проживания, только в этом случае он будет иметь практические смыслы. Такие практические матрицы имеют носители китайской, индийской, иранской и ряда других культурных идентичностей, формируя в зарубежных диаспорах свои социокультурные миры. Определяющую роль в этих мирах играют религиозные основания, они обеспечивают воплощение матриц, ибо матрицы укрепляются на духовных идеалах ценностной шкалы самосознания.
Важно также понимать, что без концепции сохранения русской культурной идентичности все попытки строительства Русского мира в диаспорах обречены на провал, потому что формы существуют до тех пор, пока духовные основания сохраняют конструкционные узлы содержания. Строительство исключительно культурологической конструкции Русского мира без опоры на евангельские духовные основания, как это предлагается некоторыми экспертами, это строительство очередной Вавилонской башни. Дух создает и удерживает формы для своего воплощения в бытии, и этот закон духовной жизни определяет прочность и долговечность всех культурологических конструкций, применительно к Русской цивилизации.
Незнание или нежелание учитывать законы духовной жизни в ряде случаев приводит к тому, что реализация перспективных идей в общественной работе на культурно-организационном уровне быстро заканчивается их скоропостижной кончиной, как в плане создания общественных организаций, так и в плане реализации конкретных проектов. И если внимательно посмотреть на новейшую историю общественно-культурной работы в Латвии, то мы увидим целое кладбище организаций, и большой список проектов, находящихся в состоянии жалкого прозябания.
Причина такого печального положения дел только одна – недостаток работы над созданием духовного единства между организаторами и целевой аудиторией, без чего подобные начинания рушились и продолжают рушиться, ибо Вавилонские башни не имеют реальной перспективы быть построенными. Поэтому возникает концептуальный вопрос – что является генератором строительства Русского мира?
Согласно законам духовной жизни первична русская культурная идентичность, как носитель духовных идеалов, а Русский мир – это формы для реализации духовных идеалов в социокультурной деятельности. Отсюда вывод – строительство Русского мира не есть клонирование организационных структур, не имеющих ни кадров, ни ресурсов, ни планов, а создание духовно-культурных проектов, реализация которых возможно приведет к появлению новых организационных форм и привлечет профессионалов в конкретных сферах. Прежде чем создавать новую общественную организацию, необходимо вначале реализовать пробный проект с основной идеей будущей организации. Это станет проверкой духовных оснований и культурных доминант самих организаторов. И если проверка будет успешной, то можно создавать общественную организацию.
Духовное наполнение культурных проектов обеспечивается доминированием мероприятий, направленных на практическое проявление духовной любви к ближнему. Воплощение духовной любови является высшим идеалом устремлений носителя православного мировоззрения в земной жизни. Наиболее эффективной формой проявления духовной любви являются благотворительные организации, их основатели нередко становятся символами духовного подвига еще при жизни, как например, Елизавета Глинка, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова. Секрет успеха таких людей – в чистоте сердца, у них все получается, потому что, делая возможное не ради славы и богатства, а ради любви к ближнему, невозможное им помогает сделать Бог. А как иначе объяснить, например, ту огромную работу, которую проводил фонд «Справедливая помощь» под руководством покойной Елизаветы Глинки, ведь официально в фонде было всего пять сотрудников?
И чем меньше такие люди желают не нужной им славы, тем больше они получают подлинного уважения и помощи от других людей согласно евангельскому: «А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мтф.20: 26-27). Правда успеха в благотворительной работе в том, чтобы безвозмездно служить ближним, только в этом случае эта работа дает духовные плоды самим служащим. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова) написанные еще в середине XIX века: «Таково свойство всех телесных подвигов и добрых видимых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш необъятный долг, то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости. Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения... ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград, земных и небесных».
Выбор главного приоритета общественной работы – стремления к духовной любви, повлечет за собой выбор и других духовных приоритетов – братолюбия, соборности, милосердия, солидарности, и других идеалов, которые лежат в основании русской культурной идентичности. И как только эти духовные идеалы начнут воплощаться в мероприятиях и проектах, начнется реализация важнейшего условия духовной жизни в общественно-культурной работе – ее направленности на продвижение ценностей русской культурной идентичности.
Например, если общество проводит детские утренники или памятные культурно-исторические мероприятия, то организаторы должны тщательно продумать их содержание, чтобы с песнями, танцами, стихами и другими номерами культурных программ, целевая аудитория получала ценностные смыслы и мотивацию к сохранению своей культурной идентичности. В этом случае можно утверждать, что общество транслирует и сохраняет культурные традиции и тем самым формирует культурное пространство Русского мира.
Вот что писал по этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Главное условие влияния на людей заключается, не в учености, не в психической тонкости, не в иезуитской ухищренности применяться к различным людям и характерам, но во внутренней духовной жизни – в явлении духа и силы (1Кор.2:4), в том, что мистически невольно переливается в душу, будит в ней лучшие чувства, заставляет пламенеть его сердце, роднит, связывает внутренними неразрывными узами».
Мистически переливаться в душу и будить в ней лучшие чувства могут только духовные идеалы. Например, начиная с середины тридцатых годов прошлого века, в СССР без всякой религиозной пропаганды, с помощью новой концепции исторического образования, изучения в школах классических произведений русской культуры, представленных в миллионных тиражах книг, газетных публикаций, радиопостановках, концертах, кинофильмах были восстановлены смыслы русской культурной идентичности, размытые марксистскими догмами в предыдущее десятилетие.
Православное учение не преподавалось и не пропагандировалось, а всячески подавлялось, но евангельские заповеди входили в сознание людей вместе с историческими фактами и культурными достижениями Русской цивилизации через учебники истории и произведения культуры. Особую роль играло православное по духу, хотя и атеистическое по форме школьное и особенно семейное воспитание детей.
И эта работа дала свои плоды в годы Великой Отечественной войны, когда советские люди проявили массовый героизм на фронте и в тылу. Для этого героизма нет рациональных объяснений, на верную смерть за ближних в массовом порядке люди не пойдут ни за какие деньги. Единицы может быть, но не массы. А вот принимать мученическую смерть ради вечной жизни пойдут те, кто воспитан в любви к ближнему, а значит и к Богу, пусть даже формально оставаясь при этом атеистом.
Подведем итоги. Создание автономных структур Русского мира возможно в том случае, если культурно-образовательная работа общественных организаций и школ будет транслировать русскую культурную традицию. И первым шагом в этой работе должна стать самоорганизация хранителей традиции.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук