«Ищите же прежде Царства Божия
и правды Его, и это все приложится вам».
(Мф.6:33)
Классик социологии Питирим Александрович Сорокин в работе «Основные черты русской нации в двадцатом веке» писал: «Ряд существенно важных черт русской нации включает в себя... огромную жизнеспособность, замечательную стойкость, исключительное стремление со стороны ее членов к самопожертвованию ради ее спасения и процветания, чрезвычайный территориальный, политический, социальный и культурный рост». Жизнеспособность, стойкость и стремление к самопожертвованию ради спасения ближнего – это духовные качества, которые определяются стремлением русского самосознания к Царству Божиему. Евангелие возвещает, что оно уже в зачатке осуществлено в наших сердцах и должно прорастать в мир, изнутри им овладевая.
«Сущность Христова дела не в учении, - писал новомученик епископ Иларион (Троицкий), - а потому явная бессмыслица и даже кощунство ставить Христа в разряд учителей-мудрецов вместе с Буддой, Конфуцием, Сократом и другими. Христос сделал человечество причастным естества Божественного, влил в человеческое естество новые благодатные силы, создал Церковь, ниспослал Духа Святого. Всего этого ни один мудрец-человек сделать не мог, какие бы высокие истины он ни проповедовал, какие бы умные и великие книги он ни писал».
Христос предложил людям путь духовного совершенствования, идя которым, человек открывает в себе Царство Божие, преображается путем постепенного смирения своих греховных страстей и нравственного возрастания в делах любви. В этом благодатном преображении и заключается подлинный смысл земной жизни человека – подготовка к жизни будущего века. При этом духовная жизнь не ограничивает творческие устремления человека, полноту его семейных, общественных и профессиональных отношений, но ограничивает проявления греховных страстей, что придает его жизни особую гармонию.
Духовная жизнь включает в себя веру в Бога, выполнение молитвенных правил, участие в церковных службах, в таинствах исповеди и причастия, чтение Священного Писания и Предания. Это внешние средства, которые помогают в понуждении себя жить добродетельно, милостиво, стремиться быть кротким, смиренным, рассудительным, приветливым, воздержанным, целомудренным и трезвым. В понуждении – главная составляющая духовной жизни, потому что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Люди, живущие духовною жизнью, говорят, что она приносит душе великое утешение, великую сладость, мир и успокоение. Она регулирует и нашу внешнюю мирскую жизнь, потому что решения мы принимаем исходя из нашего духовного состояния. Результаты духовной жизни по словам апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
Отец Серафим (Роуз) писал: «Духовная жизнь не означает пребывание в облаках и творение молитвы Иисусовой или совершение каких-то телодвижений. Она заключается в раскрытии законов духовной жизни в таком ракурсе, в каком они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. Это вырабатывается с годами путем внимательного чтения святых отцов, с записной книжкой, куда мы выписываем те цитаты из них, которые нам кажутся наиболее важными для нас, изучаем их, определяем, в какой степени они подходят нам, и в случае необходимости находим параллельные места у других святых отцов, сопоставляем, вдумываемся, глубже постигаем смысл». Но главное – следование евангельским заповедям и понуждение себя к смирению своих греховных страстей.
Отношение к христианству как Богооткровенной религии, принятие его как правил личной жизнедеятельности и организации общественно-культурной работы, позволяет достичь синергии – соработничества с Богом и значительно повысить ее эффективность. «Если свобода верующего не знает над собой никакого внешнего авторитета, - писал А.С. Хомяков, - то оправдание этой свободы - в единомыслии с Церковью». Потому что Церковь – это истина, духовное тело во главе с Христом. Соблюдение евангельских заповедей позволяет человеку свести до минимума или вовсе исключить все то, что мешает достижению духовного единства с людьми, при условии, что и другая сторона соблюдает заповеди.
Напомним, что церковь по Хомякову – не совокупность верующих, а единство в благодати ее носителей, подчиняющихся действию этой благодати – стремящихся вести праведный образ жизни. Святитель Исаак Сирин писал, что благодать нам дается не за наши добродетели и не за добрые дела, а за смирение, которое мы приобретаем в процессе воплощения добрых дел. И если смирение не приобретается, то напрасны все наши добродетели и добрые дела.
Поэтому быть в Церкви, значит соблюдать заповеди Христовы. Именно заповеди являются православными идеалами, обеспечивающими успешность в отношениях с ближними, в реализации социокультурных проектов. Через соблюдение христианских заповедей достигается синергия с Богом и тем самым происходит наполнение нашей жизни духовными плодами – миром, радостью, терпением, смирением, духовной любовью, без которых она стала бы адом. В чем совокупное выражение духовных плодов? В мудрости, которая есть дар Божий и дается тем, кто достигает высокой духовной чистоты, согласно евангельской заповеди «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5;8).
В чем же заключается мудрость? Например, в видении новых социокультурных форм, которые можно создать на основе существующих духовно-культурных моделей традиций. Чтобы увидеть эти новые формы, необходимо войти в духовный мир, что невозможно без духовной жизни. Если говорить об отдельных направлениях культуры – науке, технике, искусстве, то создание нового невозможно без приобщения к известному опыту и это приобщение также требует определенной нравственной аскезы от исследователя. Культурное творчество также требует определенной духовной чистоты, которая достигается жизнью по совести. Верующий в Бога достигает мудрости годами строгой духовной жизни, атеист – годами строгой жизни по совести, в основе которой те же евангельские заповеди.
В качестве примера видения новых социокультурных форм можно привести выдвижение серии социокультурных идей Н.В. Гоголем. В статье «Несколько слов о биографии Гоголя» Сергей Тимофеевич Аксаков свидетельствует о духовной жизни великого писателя: «Да не подумают, что Гоголь менялся в своих убеждениях, напротив, с юношеских лет он оставался им верен. Но Гоголь шел постоянно вперед; его христианство становилось чище, строже; высокое значение цели писателя яснее и суд над самим собою суровее». Результатом духовной жизни писателя стал сборник статей «Выбранные места из переписки с друзьями», по сути своей – сборник идей по преображению русского общества. Мудрость пришла к Николаю Васильевичу как дар благодати за строгую духовную жизнь.
Православные идеалы, к которым мы приобщаемся по мере чтения духовной, исторической и классической русской литературы, молитв, участия в литургиях, передаются в сознание человека и становятся в нем духовными доминантами. Загораясь на годы, а часто и на всю жизнь, эти доминанты направляют культурное самосовершенствование личности на формирование исторической памяти, включающей в себя традиционные духовно-культурные модели поведения. По мере изучения таких моделей у человека формируется русское цивилизационное мировоззрение. И нередко происходит так, что люди разных наций, изучая русские традиции, становились носителями русского цивилизационного мировоззрения, не теряя при этом основ своего национального самосознания. И мы знаем множество примеров такого рода – русских татар, русских латышей, русских армян, русских грузин и других.
Например, русский датчанин - Владимир Иванович Даль всю жизнь с любовью изучал быт, религиозный, житейский опыт и языки народов, населяющих Россию, и открыл нам богатства родного нашего языка. Даль был одним из тех немногих иностранцев, которые поняли, полюбили и даже стали изучать и описывать Святую Русь! До сих пор имя Даля мы связываем с этнографическими его находками, с исследованием русских областных наречий, обычаев, народных обрядов. Но главное в том, что Даль полюбил в русском человеке его Православие. Именно из Православия выводил Даль самые широкие и яркие черты русского национального характера.
Воспоминания современников подтверждают, что Даль вполне осознанно принял Православие и крестился, так как считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота Истины. В одной из бесед он сказал: «Самая прямая наследница апостолов, бесспорно, ваша греко-восточная церковь, а наше лютеранство дальше всех забрело в дичь». Изучение русского языка, его наречий и фольклора, истории России и православного учения направило Владимира Ивановича на составление «Толкового словаря» и «Пословиц русского народа», «Ильи Муромца» и «Архистратига». Вся жизнь Даля стала примером воплощения идеалов православной традиции и последовательного самовоспитания русского цивилизационного мировоззрения.
Сущность сохранения культурных традиций заключается в воплощении духовно-культурных моделей традиции в социокультурные достижения во всех сферах жизни общества. Таким образом, культурная традиция дает духовную энергию и образцы историко-культурных моделей для создания, модернизации и развития общества. При этом ценностные установки развития общества определяются идеалами той религии, на основе которой это общество исторически формировалось. Отказ от религиозных идеалов ведет к неизбежной деградации общества и потере культурной идентичности нации, что мы сегодня и наблюдаем на примере Западной цивилизации. Вместо христианства насаждается сатанизм, умышленно разрушается все естественное, созданное Богом – пол, семья, нация, народ, христианская культура, принудительно насаждается противоестественное – содомия, гендеризм, ювенальщина, космополитизм, богоборческая псевдокультура.
Русские культурные традиции выросли из православных идеалов и русское самосознание не может быть основано на «общечеловеческих ценностях» глобализма с приматом эгоизма, индивидуализма и стяжательства. Поэтому социальная перспектива «европейских русских» – небытие. Историческая миссия русского самосознания – хранить истину Божественного Откровения, что несовместимо с воинствующим атеизмом, богоборческим гуманизмом и толерантностью ко злу – составными частям идеологии глобализации. Хранить истину могут только носители духовных идеалов самой истины.
И пока человек считает себя хранителем православных идеалов и исторической памяти Русской цивилизации – он носитель русского самосознания.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук