Стремление к оригинальности все больше и больше завладевает современным человеком. Желание «выделиться из толпы», быть «не таким, как все» буквально поглощает многих наших современников. Вопрос о смысле этого желания кажется самоочевидным и решается в основном в эмоционально-отрицательном ключе: «Ты что, хочешь быть серой посредственностью?!» Наименования «примитив, бездарность, простец» воспринимаются как самое страшное оскорбление. Наш современник нередко предпочтет скорее быть общепризнанным подонком и развратником, чем прослыть человеком обыкновенным и невыдающимся: «Что может быть страшнее, чем выглядеть посредственностью?!»
Вопрос об истоках отмеченного феномена заслуживает отдельного рассмотрения. И здесь можно выделить несколько моментов.
Прежде всего, необходимо указать на богословские причины этого явления. Человек создан по образу Божию, что, с одной стороны, говорит нам о высочайшей чести, которой он удостоен, а с другой – выражается в нетождественности каждого человека кому бы то ни было. Как Лица Пресвятой Троицы едины по природе, но отличны по Ипостасям, так и каждая человеческая личность, при всех имеющихся общих природных чертах, неповторима. Если стул или кирпич можно без всякой потери заменить другим стулом и другим кирпичом, то личностная уникальность человека делает подобную замену просто невозможной.
Хотя у нас и распространена поговорка: «Незаменимых людей не бывает», – она имеет в виду человека как функцию, как набор определенных навыков. Впрочем, она и в этом смысле не всегда работает. Бывают люди, совершенно незаменимые на своем месте. И когда они умирают или отходят от дел, нередко сама деятельность, которая поддерживалась их энергией и знаниями, совершенно прекращается.
Бывают люди, совершенно незаменимые на своем месте. И когда они отходят от дел, деятельность, которая поддерживалась их энергией, прекращается
Что же касается человека как личности, то в смысле уникальности, непохожести на других – каждый человек абсолютно неповторим и, следовательно, незаменим. Он чувствует свою неповторимость, а также – свою высочайшую честь, связанную с сотворением по образу Божию, и так или иначе будет искать подтверждение этому чувству богообразности и уникальности.
Внешние условия современной жизни во многом способствуют развитию обозначенной тенденции. Мы видим, что в наши дни человек, насколько это вообще возможно, все в большей степени превращается в предмет, по крайней мере в восприятии окружающих. Современные технологии, механизация, автоматизация и компьютеризация условий нашего существования способствуют восприятию себя и окружающих как безликих объектов, с помощью которых мы можем удовлетворить свои желания или которые представляют опасность для нашего комфортного существования. Человек все чаще ощущает себя лишь деталью бездушной машины. Поэтому и желание выделиться хоть как-то из безликой общности есть лишь естественная реакция свободного личностного существа на процесс социального обезличивания.
При этом, если человек не имеет христианских понятий и не стремится к нахождению фундаментальных смыслов своего существования, то он обрекает себя на попытки подтверждения собственного величия и непохожести путем внешних достижений. Это могут быть успехи в сфере профессиональной деятельности, науки, искусства, спорта...
В то же время мы понимаем: чтобы достичь выдающихся успехов в какой-либо сфере, нужно много трудиться. Пока человек достигнет в чем-то серьезных результатов, ему предстоит пройти через многие годы учебы, усиленных и углубленных занятий, приложить массу усилий, преодолеть множество трудностей, пройти путем проб и ошибок, находок и потерь, открытий и разочарований.
А результата хочется побыстрей. По этой причине всё больше людей выбирают путь попроще, а именно – путь внешнего отличия от других. Пирсинг, татуировки, прически, одежда и обувь становятся предметами, представляющими современного человека в самых фантастических образах. Создаётся впечатление, что скоро все люди превратятся во фриков. Но вот что любопытно: чем большее количество людей увлекается отмеченным стремлением к оригинальности, тем более привычно и неоригинально они выглядят.
Христианин старается оставаться незаметным, при всех имеющихся заслугах, талантах и добродетелях
В христианской традиции мы находим иное отношение к поведению в обществе. Образцом является нечто противоположное, а именно – христианин старается оставаться незаметным, при всех имеющихся заслугах, талантах и добродетелях. Именно такое поведение предлагает нам Господь Иисус Христос, как единственно спасительное: молиться, творить милостыню и любое доброе дело нужно незаметно, надеясь получить воздаяние от Бога, а не от людей (ср. Мф. 6, 1–6).
Но для нашей темы важно, что именно при таком отношении человек раскрывает таланты, данные ему свыше, что делает его действительно оригинальным и неповторимым. Именно такую мысль доносит до нас апостол Павел, учащий, что в теле Церкви каждый член занимает свое особое место и имеет свои таланты для служения Церкви:
«Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор. 12, 8–12).
В этом мы можем увидеть реализацию Христовой заповеди:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).
Ищущих Бога и вечного спасения Господь богато наделяет Своими дарами, в том числе и земными. А те, кто все свои силы направляют на вещи преходящие, отказываясь от небесного, теряют и земное:
«Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18).
Из сказанного видно, что даже если мы не говорим о теме спасения (которая, конечно же, для нас является главной), а обращаемся к ценностям человека мирского, то и здесь мы можем сделать вывод, что такой человек не достигает даже своих земных целей. Само стремление к оригинальности, по мере распространения, становится обыденным, превращая своих адептов в безликую, хоть и пеструю массу. А те, кто стремится к Богу, стараясь оставаться незаметными, получают от Бога, вместе с особыми дарами, подтверждение своей неповторимой уникальности.


