Однажды моя подруга поделилась со мной открытием. С четырехлетней дочкой они читали сказки Пушкина. Девочка внимательно слушала, комментировала, задавала умные вопросы – в общем, было ясно, что сказки она понимает, они ее увлекают. И подруга поражалась: откуда у современного ребенка, выросшего в окружении мультфильмов и гаджетов, такое чутье, интуитивное понимание устаревших слов и понятий, да и вообще – идей, которые вложил в свои строки поэт? Причем сама она признавала, что девочка, развитая и смышленая, но вовсе не вундеркинд и развивается в рамках возраста.
Я тоже, на самом деле, замечала подобное. Дети любят сказки Пушкина – даже современные малочитающие дети, даже те, у кого дома вместо книг фоном звучит телевизор. Они могут закатывать глаза, когда вы начинаете им читать, но постепенно увлекаются, вслушиваются, затихают. Словно покачиваются на волнах пушкинской речи.
Дети любят сказки Пушкина – даже современные малочитающие дети
Сказки, которые литературоведы называют полноценным циклом, Пушкин писал с 1830 по 1834 годы. Это было время семейной жизни и одновременно – интенсивной творческой работы. Произведения появлялись разные, но, как в зеркалах, отражались друг в друге, как собеседники в диалоге, обменивались идеями, образами, мыслями. Так, например, «Сказка о попе и его работнике Балде» появилась вскоре после невероятных по внутренней напряженности «Бесов». Следить за мыслью Пушкина – настоящее захватывающее приключение.
У Александра Сергеевича не было близких отношений с родителями – ситуация, впрочем, характерная для его среды и эпохи. Но ребенку нужна любовь, и он обрел ее в няниной заботе, в сказках и объятиях Ульяны Яковлевны. А потом появилась Арина Родионовна, «голубка дряхлая», и нежность к ней была у поэта более зрелой, и он записывал, бережно сохранял то, что она ему рассказывала.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
…Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум.
(Лицейское стихотворение «Сон»)
Критика приняла сказки Пушкина настороженно. В то время, когда само слово «Поэзия» чаще писали с заглавной буквы, когда темы для нее выбирали самые возвышенные, а слова и подавно, поэт создал мир, где уживаются цари и царевны с простыми мужиками и бабами, царь зачем-то прячется позадь забора, старик ругает старуху «проклятою бабой», а «Сказка о попе и работнике его Балде» вообще напоминает лубочную площадную пьеску. В этом, конечно, выражались поиски Пушкиным жизненной и художественной достоверности, которую можно (и важно!) переплавить в поэзию. Но не все современники были к такому готовы.
Поэт создал мир, где уживаются цари и царевны с простыми мужиками и бабами, царь зачем-то прячется позадь забора, старик ругает старуху «проклятою бабой»
Фольклор Пушкин тоже воспринимал не так, как большинство людей в первой половине XIX века, даже в поэтическом сообществе. Для него сказки нянюшки не были экзотическим развлечением, милой простонародной выдумкой. Он нащупывал их законы, выводил в своих текстах характерных для них героев, но при этом вкладывал в тексты новые смыслы.
Как известно, народная сказка поднимает, скорее, не этические, а практические вопросы. Она рассказывает слушателям об устройстве мира и общества и о том, как в этом мире и обществе выжить. Поэтому главные герои часто – ловкачи и хитрецы, везунчики и пройдохи. Те, кому легче, что называется, устроиться.
Но герои Пушкина, действующие по сказочным законам, заключенные в рамки фольклорного сюжета, оказываются гораздо сложнее привычных схем. Их поступки зачастую продиктованы не выгодой, а сложными и тонкими чувствами – милосердием, жалостью, стыдом, великодушием. И в этом, помимо истоков литературной авторской сказки, видится еще и мощный христианский фундамент.
Иллюстрация к «Сказке о золотой рыбке»Поэтому мне показалось очень важным издание сказок Пушкина с православными комментариями от издательства «Вольный странник». Да, дети любят эти строки и без объяснений, но иногда они все же требуются. Грамотный текст о тексте – большая ценность и важный вклад в наше понимание книги. Именно такие комментарии написала Мария Тряпкина.
Сказки Пушкина многослойны, и поверхностный моральный пласт – только вершина этого удивительного айсберга. Именно это раскрывается в комментариях книги от «Вольного странника». Например, «Сказка о золотой рыбке» – это история про всепоглощающую жадность, ненасытность? Да, но не только! Еще мы можем говорить об ожидании чуда, и о ропоте на Создателя, и об отношении к своей жизни и своему делу, и о свободной воле – именно ее было дано проявить старухе. Автор комментария обращает наше внимание на детали: говоря о старухе, Пушкин прибавляет местоимение «его» (старикова) старуха. Это еще и важный образ семейной жизни, совместного неразделимого бытования, когда супруг, потакая порокам жены, теряет нечто ценное.
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…»А в «Сказке о царе Салтане…» главное – любовь, победа любви над ложью и завистью. Причем милостивая, великодушная победа. В комментарии вы найдете важные характеристики образов героев: добрые будто бы не страдают от своих злоключений, принимая смиренно и решительно свою долю, а недостойные мучаются от собственных дурных поступков. А в конце их прощают! И это для них, скорее, не радость и освобождение, а боль. Потому что злодеям плохо жить со своими грехами.
Комментарии в книге написаны простым языком, они будут понятны заинтересованному школьнику, который готов самостоятельно рефлексировать после чтения. Взрослому же они могут помочь взглянуть на знакомый текст по-другому, проанализировать его и составить беседу с ребенком. И эта беседа поможет лучше понять не только тексты Пушкина, но и основы Православия. Потому что эти тексты не просто талантливы, интересны и глубоки – они христианские по своей сути.


