Вопреки народной этимологии слово семья – это не семь Я, и образовано оно от существительного съмь со значением «домочадец». Общеславянское semьja восходит к индоевропейскому корню, который встречается в словах из разных языков и звучит сходно: сравним древненемецкое heim (домашний очаг), литовское seima (семья), украинское – сiмя, болгарское – семейство.
В самом общем представлении, зафиксированном в словарях, семья – это «группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе». Как пошутил один из юмористов, хорошо иметь дружную большую семью, живущую… в другом городе. Наладить гармоничные отношения в семье непросто, дело это трудоёмкое и коллективное, поскольку в созидании общих правил, традиций и ценностей должны принимать участие все члены семьи. Перенимается ведь не только хорошее, а и плохое. Про «яблочки от яблоньки» все знают, но с этим значением есть ещё несколько колоритных поговорок: Каковы берёзки, таковы и отростки; Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и сын; Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки; На осине дули (груши) не растут; С дуба яблочка не снимешь. Хорошо всем только в той семье, где правят взаимоуважение и любовь.
Деятельное начало любви заложено в самом происхождении слова: существительное любовь (праславянск. любы′) образовано от глагола любити. В письменных памятниках древнерусской и средневековой русской литературы любовь упоминается неоднократно в разных контекстах, причём нередко подчеркивается её движущая созидательная сила: «Дела же являются любовию, яже (которая) есть венец всякого блага и суть всякой добродетели». Немало в них и добрых советов, характерных назидательных примеров и мудрых поучений, а также предостережений: «Чистоту телесную храни, кроме своей жены не знай никого, и пьянственного недуга такоже берегися, в двух сих главизнах (первопричинах) вся злая сводятся до ада преисподнего».
В древнерусском языке слово любы′ уже было многозначным: это и любовь, привязанность, приверженность («Да не иссякнет любовь твоя», «Чудеса св. Николая Чудотворца», XI в.), и страсть, влечение, и мир, согласие. Слово любы из ряда существительных с особым типом склонения: кры (кровь), свекры (свекровь), бры (бровь, и белобрысый – это не блондин, а белобровый), мъркы (морковь) и др., которые в форме именительного падежа единственного числа когда-то оканчивались на -ы. Со временем падежные формы именительного и винительного падежа (любъвь) пришли к единообразию, а слово любы исчезло.
Этимологические словари сообщают, что слово верность происходит от прил. верный и сущ. вера, далее от праслав. věra, от которого в числе прочего произошли др.-русск., ст.-слав. вѣра, русск. вера, укр. вiра, болг. вя́ра, сербохорв. вjȅpa, словенск. véra, чешск. víra, польск. wiara. Слово восходит к праиндоевропейскому корню wēr- со значением «истина». Интересно, что анаграммой к слову верность является ревность, и это очень символично: стоит только две буквы поменять местами, и мир рухнет, покоя не станет. Только истинная любовь и доверие смогут вернуть гармонию во взаимоотношения.
И с религиозной точки зрения любовь – это высшее благо и мощное созидательное начало: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». В фольклоре – песнях, сказках, пословицах и поговорках – любви также воздается должное. В русском языке можно найти множество примеров метких высказываний о любви, верности, семье, женитьбе, умении ладить и поддерживать друг друга: В семье — любовь да совет, так и нужды нет (Согласную семью и горе не берет); Семья — печка: как холодно — все к ней собираются; Лад избу ширит (Где тесно, тут и место; В тесноте да не в обиде); Добрая семья прибавит разума-ума. Подчёркивается особая роль рассудительной и мудрой женщины как хранительницы семейной гармонии и благополучия: Мир в семье женой держится; Чем умнее жена, тем сильнее семья; Не красавицей дом держится, а умницей.
Немало выражений, содержащих советы, как сохранить мужу и жене мир в семье: Смолчи да приголубь — будешь люб; Ласковое слово, что весенний день; Любовь да совет — на том стоит свет; Где лад и совет, там и нуждочки нет; Не бери таской, а бери лаской.
Парням, собравшимся жениться, в нашем фольклоре тоже припасено несколько мудрых советов: Запрягай дровни да поезжай к ровне; Женился на скору руку, да на долгу муку; Не торопись жениться, чтобы потом на себя не сердиться; Не ищи красоты, а ищи доброты; На пригожую глядеть хорошо, а с умною жить хорошо; Мужик женатый, как пан богатый: в головах подушка, на руке подружка.
В первые месяцы и годы семейной жизни идёт притирка характеров, ломаются устои прежней беззаботной жизни, нередко накапливаются взаимные претензии и обиды, а потому у жён бывают срывы: плачут, сетуют на судьбу. И тут на выручку снова приходит житейская мудрость: дай высказаться и выплакаться (Из тучи всё в грозу выйдет), не позволяй манипулировать собой (Гнева не пугайся, на ласку не сдавайся) и помни, что «любовь всё переносит», а после ссоры между любящими непременно будет сладкое примирение (С любимой целоваться, что медом упиваться). Любите и будьте любимы!
Тамара Скок
https://russkiymir.ru/publications/289924/