«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»
(Мф. 6, 21).
Каждый человек должен иметь в душе своей святыню, которую он берег бы, как свое величайшее сокровище, перед которой он искренно благоговел бы и которую любил бы всем своим сердцем. Которая возвышала бы его над повседневной житейской суетой, давала бы смысл и цену его существованию, освящала ему жизненный путь, поддерживала и ободряла во всех испытаниях жизни. Только при наличии такой святыни жизнь человека не будет похожа на жизнь растения или животного, но будет полна глубокого внутреннего одушевления.
То же самое следует сказать и о целом народе, который также только тогда и живет настоящей жизнью, когда он объединен снизу доверху одной общей высокой мыслью, одним общим святым чувством, составляющим его святыню, его сокровище.
В духовной жизни нашего народа было два периода. В первом периоде русский народ и его вожди, действительно, были одушевлены одной общей мыслью, одним общим чувством, господствовавшими над всеми остальными, обычными житейскими их помыслами и целями.
Эту общую мысль и это общее чувство можно выразить так: они сознавали над собой Высшую Правду, покров Божий, каковое сознание и есть то, что мы обыкновенно называем религиозностью. В этом своем религиозном сознании и религиозном одушевлении, дававшем окраску всей жизни, русский народ был вполне единодушен. С течением времени это духовное единство народа стало разрушаться. Начался второй период. Явилось разделение между духовным и светским направлениями жизни.
Под светским направлением жизни следует разуметь не интерес к научным и техническим вопросам, к военным, промышленным и сельскохозяйственным усовершенствованиям, к развитию искусства в различных его формах, к улучшению и усовершенствованию государственного и общественного бытия и взаимоотношений людей. Но утрату того чувства и того сознания, что над нами существует покров Божий, что мы в мире не одиноки, что существует Высшая Правда и наша ответственность перед Нею.
Это новое, светское, самоощущение, возникнув сперва в высших классах, стало постепенно, хотя и медленно, проникать во все остальные круги. Прежняя простота и искренность религиозной веры, которой была насыщена душа и жизнь русского народа, прежняя религиозная окраска жизни стала выветриваться и уступать место религиозному равнодушию. На смену православному миропониманию пришли новые, с запада проникшие идеи, сложившиеся там при совершенно иных исторических условиях.
По существу православное религиозное сознание русского народа никем и никогда не было, да и не могло быть отвергнуто. Но и оно в свою очередь не отвергло и не преодолело в сознании русских людей вновь появившихся понятий, выработанных западной философией и наукой. Оно просто стало далеким и чуждым вновь народившимся поколениям, выраставшим под новым влиянием. Так произошло большое несчастье в русской жизни — порвалось духовное единство русского народа.
С утратой единства неизбежно началось духовное дробление, взаимное непонимание, рознь, а затем вражда, борьба и упадок, не смягченные и не устраненные всепримиряющим и возвышающим влиянием Христовой правды. Люди постепенно отошли от Христа, перестали чувствовать над собой Его живое вездеприсутствие, утратили сознание своей ответственности перед Ним и потеряли способность и охоту устраивать свою жизнь и улаживать свои взаимоотношения в духе Его Святого учения. Одним словом, вышли из послушания Христу, как богатые, так и бедные, как высокопоставленные, так и простые. Русь осталась святой только по названию, по традиции, а не на самом деле.
В этом и состоит, как мы полагаем, корень русского зла. Он находится внутри нас, в идеях наших, в чувствах наших. Не напрасно сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притчи Соломона 4, 23).
Русскую «светскость» с ее последствиями — рознью и разделением — можно преодолеть только восстановлением в русской душе прежней простоты и послушания Христу. Только имя Христово и может установить между нами истинное и глубокое единение.
Нужно русским людям смириться перед Богом и перед Христом, снова почувствовать над собой покров Всевышнего и пойти за Христом по стопам наших святых предков. Иного пути ко спасению нет. Все иные пути, придумываемые человеческой мудростью, как это теперь всем уже видно, не могут уничтожить человеческой розни и взаимной ненависти между людьми. Только смирение перед Христом и последование Ему могут преобразить человеческую душу и привести людей к истинному объединению и взаимной любви.
Протоиерей Сергий Четвериков
Братислава, 1925 год.
Подготовила Ольга Глаголева
Источники изображений:
Поленов В.Д. Московский дворик - http://www.liveinternet.ru
Березы - http://img-fotki.yandex.ru