Один из мифов о Великой Отечественной войне – это миф о том, что экономика Победы ковалась исключительно заключенными лагерей. Мол, в сталинское время, по утверждениям Солженицина, в лагерях находилось свыше 100 млн. человек – это больше половины населения страны. Вот заключенные и обеспечивали строительство танков, пушек, самолетов и необходимой инфраструктуры. Тем, кто свято верит в произведения Александра Исаевича, хочу напомнить несколько фактов из его биографии, чтобы было понятна чистоплотность самого Нобелевского лауреата.
Во-первых, Солженицин был сторонником мировой революции – троцкизма в чистом виде. Даже в годы войны он мечтал о том, чтобы вернуть страну на «истинный» марксистский путь развития. Суть истинного пути: Россия ничто, мировая революция – все.
Во-вторых, в конце войны, Солженицин, офицер Красной Армии, прекрасно зная о том, что все письма с фронта проверяются СМЕРШем, пишет письмо, в котором открыто высказывается о необходимости устранения Сталина. Для тех, кто не понимает, Александр Исаевич оказался банальным трусом, страх погибнуть в конце войны победил в нем долг защитника Родины. Такие письма пишут трусы, в надежде спасти свою шкуру в лагере и не погибнуть на фронте. В результате, он был арестован и осужден. И вполне справедливо.
В-третьих, находясь в заключении Александр Исаевич мечтает вовсе не о победе над фашизмом, а о том, чтобы прилетели американские бомбардировщики и разбомбили его Родину атомным оружием. Вот такой «патриот» наворотил в своих архипелагах столько вранья и клеветы, что многие до сих пор оболванены трудами «великого писателя».
В-четвертых. 16 ноября 1999 года по всем каналам российского телевидения прошел сенсационный репортаж: в Академию наук вернулся подлинник рукописи романа М. Шолохова «Тихий Дон». Взахлеб говорилось о том, как подло травили «в советские времена» Шолохова, утверждая, что не он – автор романа. Это говорилось так, будто подло травили его фигуры вроде Жданова, Суслова, Андропова, в общем, большевики. Ни разу не было даже упомянуто имя главного организатора травли – Солженицына. Не было сказано и о том, что травля эта носила примитивно антисоветский характер. Понятно, что Солженицыну было невмоготу выйти к микрофону и как-то загладить свою вину.
Теперь документальные факты о вкладе заключенных сталинских лагерей в Победу над фашизмом. По состоянию на 22 июня 1941 года за Главным Управлением Лагерей (ГУЛАГ) НКВД числилось 2 млн. 300 тысяч заключенных, в том числе примерно 1680 тысяч мужчин трудоспособного возраста.
Кстати говоря, в этот период времени общая численность рабочих в народном хозяйстве СССР составляла 23,9 млн. человек, а рабочих промышленности 10 млн. человек. То есть заключенные ГУЛАГа трудоспособного возраста составляли примерно 7% от общей численности рабочих в Советском Союзе. Поэтому тем, кто свято верит, что индустриализация – дело рук заключенных есть над чем подумать.
Особенно если учесть, что по ходатайству руководства НКВД СССР, Президиум Верховного Совета СССР дважды, 12 июля и 24 ноября 1941 года принимал указы об амнистии и освобождении заключенных ГУЛАГа, которые сразу же организованными командами направлялись из мест заключения прямо в военкоматы. «Кровожадный» Берия вместо того, чтобы гноить в лагерях сотни тысяч людей, добился их амнистии.
Только по этим двум указам до конца 1941 года для укомплектования РККА было передано 420 тысяч амнистированных советских граждан. Если исходить из норматива штатной численности стрелковых дивизий 1941 года в 14 483 человека, то выходит, что таким образом были созданы 29 полнокровных дивизий. Всего же за годы войны в ряды вооруженных сил было направлено 975 тысяч амнистированных и освобожденных граждан СССР, за счет которых было укомплектовано 67 дивизий.
За годы Великой Отечественной войны в системе исправительно-трудовых учреждений НКВД СССР было произведено 14% минометных боеприпасов, 22% мин и 14% ручных гранат, поставленных промышленностью вооруженным силам. Пошито 22 млн. единиц обмундирования для Красной Армии.
На производственных мощностях ГУЛАГа производилось также котелки для солдат, армейские термосы, пищевые котлы, полевые кухни, формы для выпечки хлеба, различная казарменная мебель, ружейные пирамиды, пожарные лестницы, лыжи для РККА, автомобильные кузова, госпитальное оборудование и еще очень много крайне востребованного действующей армией.
Трудовые ресурсы ГУЛАГа использовались также и в промышленности. До войны только 350 промышленных предприятий СССР использовали труд заключенных. Однако к 1944 году уже 640 предприятий пользовались трудом заключенных. В основном их использовали в горячих цехах, заменяя женщин и подростков. Естественно, что труд заключенных использовался и в капитальном строительстве. Так, именно усилиями заключенных во время войны в рекордно короткие сроки был построен гигантский Челябинский металлургический завод, который внес громадный вклад в производство специальных сталей для оборонных нужд. Кроме того, заключенных использовали и для добычи угля, золота и иных полезных ископаемых.
За 1941–1944 годы строительными организациями НКВД СССР построено и сдано в эксплуатацию: 612 оперативных аэродромов и 230 аэродромов с взлетно-посадочными полосами; группу авиационных заводов в районе Куйбышева.
В сентябре–декабре 1941 года силами НКВД вдоль берега Белого моря была сооружена железнодорожная ветка Сорока (Беломорск) – Обозерская. После того как германские и финские войска перерезали Кировскую железную дорогу, новая ветка стала единственным путем связи Кольского полуострова с остальной страной и перевозки поступавших в Мурманск грузов по ленд-лизу. Переоценить ее значение во время войны невозможно.
Один из решающих вкладов в победу в Сталинградской битве внес именно ГУЛАГ. Дело в том, что 23 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве рокадной дороги от Ульяновска до Сталинграда. Значительная часть дороги от Саратова до Сталинграда сооружалась силами Главного управления лагерей железнодорожного строительства.
Как видим, в годы войны хозяйственная деятельность пенитенциарной системы НКВД СССР в лице ГУЛАГа играла существенную роль. Однако утверждать, что все оружие победы в тылу ковали только заключенные ГУЛАГа, нет ни малейших оснований. Ни по одному виду деятельности или продукции ГУЛАГ даже в годы войны, не достигал и 25% от общесоюзного уровня такой деятельности или продукции. Предельный уровень экономической роли ГУЛАГа в экономике СССР в годы войны от силы 1/7 от всего объема производства и строительных работ.
Поэтому тем, кто еще не успел «просветиться» брехней Солженицина, рекомендую этого не делать, а лучше прочитать документальные книги, как например, замечательный пятитомник А. Мартиросяна «Двести мифов о Великой Отечественной», факты из которого приведены в этой статье. Ну, а тем, кто уже «просветился» и поверил, могу только посочувствовать, все солженицинские измышления о Великой Отечественной войне, да и не только – это те самые дары, которые приносят данайцы.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук