В 1940 году Германия по многим видам промышленной и военной продукции превосходила СССР. В 1940 году рост выпуска продукции в ней составил около 54% от уровня 1939 года во многом за счет оккупации других стран Европы. Особенно резкий скачок в производстве военной продукции произошел в 1941 году, когда к производству военной продукции для Германии было привлечено пять тысяч промышленных предприятий Европы, к концу 1941 года – 7,5 тысяч, а в дальнейшем на военную промышленность Германии только во Франции работало 14 тысяч предприятий.
В 1943 году оккупированные страны давали более 50% производства Германии. Германии досталось вооружение 92 французских, 22 бельгийских, 18 голландских, 12 английских и 6 норвежских дивизий, а также все запасы вооружений указанных стран (кроме Англии). Только во Франции было захвачено 3 тысячи самолетов и около 5 тысяч танков. И почти все эти танки и самолеты, как вооружение других европейских стран, были использованы Германией против Советского Союза. Но это не спасло Германию от разгрома.
Уже в 1942 году СССР произвел вооружения больше, чем Германия и вся работающая на неё Европа, самолетов в 1,9 раза, танков – в 3,9 раза, орудий – в 3,1 раза, минометов – в 23,5 раза, винтовок и карабинов – в 3 раза, автоматов - в 6,5 раза, пулемётов - в 3 раза. Указанное превосходство было достигнуто в условиях, когда военное производство в Германии со странами Европы тоже постоянно возрастало и в середине 1944 года в 5 раз превысило объём производства в начале 1941 года.
Это явно показывает превосходство социалистической плановой экономики над экономикой капиталистической, народного советского государства над буржуазным государством Германии и других стран Европы. Уже в 1943 году Красная Армия имела почти двукратное превосходство в вооружении по сравнению с немецко-фашистской армией. А ведь на Германию работала вся Европа. Кроме того, гитлеровцы только из СССР вывезли на работу в Германию 5 миллионов человек.
Советские ученые, конструкторы, рабочие и организаторы производства позволили обеспечить Красную Армию не просто военной техникой в требуемых для разгрома врага количествах, а лучшей военной техникой. Большинство типов этой техники превосходило и военную технику Германии, и военную технику наших союзников - США и Англии. Опередив фашистскую Германию в производстве реактивной техники, СССР в 1941 году уже применял в боевых действиях «катюши».
С мая 1942 года по май 1945 годов производительность труда рабочих в промышленности СССР в целом выросла на 43%, а в оборонных отраслях – на 121%. В 1944 году себестоимость всех видов военной продукции была в среднем в 2 раза ниже, чем в 1940 году. Экономический эффект от её снижения за 1941 – 1944 годы составил почти половину всех расходов государственного бюджета СССР на военные нужды в 1942 году. И в этом большая заслуга, прежде всего, советских ученых и инженеров, постоянно улучшавших технологию производства продукции и вводивших механизацию и автоматизацию в производственные процессы.
В расчете на тысячу тонн выплавленной стали на оборонных заводах производилось в 5 раз больше танков и артиллерийских орудий, а на 1 тысяче металлорежущих станков – в 8 раз больше самолетов, чем в германской индустрии. Кстати говоря, никогда более экономика Советского Союза, тем более в постсталинское время, столь эффективно не работала.
В сравнении с объемом советского производства поставки по ленд-лизу составили: по орудиям – 1,4%, по авиации – 9,8% по танкам и САУ – 6,2%. Еще сильнее выглядит сравнение по стрелковому оружию и боеприпасам. В сравнении с тем, что произвела советская промышленность, поставки по ленд-лизу составили: по автоматам – 1,7% , по пистолетам – 0,8%, по снарядам – 0,6%, по минам – 0,1%. То есть всеми необходимыми средствами ведения войны Красная Армия была обеспечена благодаря героическому труду тружеников советского тыла и исключительной эффективности советской экономики.
Удельный вес поставок промышленной продукции союзниками за время Великой Отечественной войны составил – 4% продукции отечественного производства, а импорт зерна, муки и крупы в пересчёте на зерно – 2,8% среднегодовой заготовки зерна в СССР. На основании приведённых данных, очевидно, что поставки союзников, конечно, нам помогли, но составляли незначительную часть производства продукции в Советском Союзе и в силу своей незначительности не могли повлиять на исход войны.
За годы войны США поставили в СССР товаров на 9,8 млрд. долларов. По довоенному курсу рубля – это на 21,6 млрд. рублей. Уже к концу войны 92% этой суммы была оплачена. Кем оплачена? Советскими людьми, которые в годы войны подписались на военные займы в размере 76 млрд. рублей, плюс добровольные пожертвования в Фонд обороны 17,8 млрд. рублей. Так что помощь на самом деле была коммерческими поставками и платили за нее не «добрые дяди Сэмы» из американского правительства, а советский народ.
Неоплаченными остались поставки на сумму 722 млн. долларов. Однако еще в 1947–1948 и 1951–1952 гг., то есть еще при Сталине, между СССР и США велись переговоры о расчетах по ленд-лизу. СССР возвратил часть полученного имущества и изъявил готовность произвести оплату оставшегося. Правда, стороны не смогли прийти к соглашению о величине компенсации, так как США значительно завысили ее.
Кроме того, решение проблемы уперлось и разногласия по вопросу о том, чем конкретно платить. Причина заключалась в том, что Сталин хотел использовать для оплаты царское золото, которое тайно было вывезено в США как до 1917 года, так и в ходе иностранных интервенций в период Гражданской войны. А это, надо сказать, огромное количество золота.
США же присвоили себе это золото и соглашались рассматривать его всего лишь как возможный вклад СССР в Международный валютный фонд. А это не устраивало СССР. И в итоге оплата 722 млн. долларов зависла до конца 80-х годов прошлого века.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук