Практически сразу же после начала войны советские разведывательные службы – НКГБ-НКВД СССР и ГРУ ГШ – занялись организацией партизанского движения в тылу врага. Дело в том, что с момента вторжения германской армии на нашу территорию в тылу врага стали возникать очаги сопротивления, создавались партизанские формирования и партийные подпольные группы.
После речи И.В. Сталина 3 июля 1941 года развернулась интенсивная работа по формированию партизанских отрядов, диверсионных и разведывательных групп. Чуть позже совместной директивой начальника Генштаба и начальника Разведывательного Управления ГШ от 27 июля 1941 года начальникам штабов фронтов было предписано «немедленно приступить к формированию и заброске в тыл противника большого количества мелких партизанских диверсионно-разведывательных групп из храбрейших людей личного состава войск и из лучших элементов гражданского населения». А при Разведывательном управлении Генштаба РККА были созданы специальные диверсионно-разведывательные школы.
Колоссальную роль в развертывании партизанского движения в тылу врага сыграло легендарное 4-е управление НКВД СССР во главе со своим знаменитым шефом Павлом Анатольевичем Судоплатовым. Главным инструментом стала Отдельная мотострелковая бригада особого назначения – легендарный ОМСБОН. Впоследствии Судоплатов вспоминал: «Бригада формировалась в первые дни войны на стадионе «Динамо». Под своим началом мы имели более двадцати пяти тысяч солдат и командиров, из них две тысячи иностранцев – немцев, австрийцев, испанцев, американцев, китайцев, поляков, чехов, болгар, румын. В нашем распоряжении находились лучшие советские спортсмены, в том числе чемпионы по боксу и легкой атлетике – они стали основой диверсионных формирований, забрасывавшихся в тыл врага … Во взаимодействии с районными местными организациями мы начали засылать партизанские формирования в тыл к немцам, включая в их состав опытных офицеров - разведчиков и радистов … В тыл врага было направлено более двух тысяч оперативных групп общей численностью пятнадцать тысяч человек …».
Формировались группы по 20-30 человек. На учете 4-го управления состояло 1798 партизанских отрядов – 70 796 бойцов и командиров и 1153 диверсионно-разведывательных групп – 7143 разведчика и подрывника. НКВД осуществлял финансирование и развертывание партизанской борьбы до середины 1942 года, когда эти функции были переданы Центральному Штабу Партизанского Движения.
Аналогичные ОМСБОН функции выполнял Московский истребительный мотострелковый полк, сформированный в октябре 1941 года для выполнения заданий командования Западного фронта. Диверсионно-разведывательные подразделения полка действовали во всех оккупированных районах Московской, Калининской, Смоленской и Брянской областей. В период обороны Москвы этим полком было подготовлено и переброшено в тыл противника 125 партизанских диверсионно-разведывательных групп общей численностью 3673 человека. В это время партизанские кадры готовились в Брянске, Вязьме, Ельце, Ленинграде, Москве, Рязани, Орле, Тамбове и некоторых других городах.
Для подготовки квалифицированной агентуры способной решать поставленные задачи в тылу врага, органами госбезопасности была создана сеть конспиративных квартир по обучению кадров диверсионно-разведывательной работы и трех школ по подготовке агентов-радистов. Там же готовили агентов-боевиков для работы в тылу врага, которые придавались в качестве прикрытия оперативным работникам при проведении ими мероприятий в тылу противника, и агентов-маршрутников, связистов, вербовщиков, которые затем оседали на оккупированной территории.
Уже к концу 1941 года на временно оккупированной территории действовало более 2000 партизанских отрядов общей численностью более 90 тысяч партизан. А всего в годы войны в тылу врага действовало 6200 партизанских формирований, в состав которых входили один миллион триста тысяч партизан. И еще один миллион пятьсот тысяч человек составляли организационно оформленные партизанские резервы, пополнявшие по мере необходимости боевые партизанские части и соединения.
Самым трудным периодом для развития партизанского движения была зима 1941/42 года. Но уже к 1942 году партизанская война вступила в новую фазу своего развития. К этому времени Красная Армия не только остановила противника на некоторых участках фронта, но и в ходе Московского контрнаступления смогла отбросить его к западу.
Массовое вступление местных жителей в партизанские отряды стало происходить уже в первой половине 1942 года - к этому времени население окончательно разобралось, что оккупация несет не свободу, о которой так трубила нацистская пропаганда, а смерть и рабство. Немцы совершенно неожиданно для себя встретили вооруженное противодействие, стоившее им весьма ощутимых потерь. К апрелю 1942 года, в Белоруссии, в Ленинградской, Смоленской, Орловской и Брянской областях, насчитывалось 11 партизанских краев. Они охватывали обширную территорию в тылу врага. Гарнизоны противника занимали в них лишь важные, узловые пункты. Впоследствии подобные партизанские зоны были созданы и в других оккупированных областях.
За годы войны партизанами было осуществлено 20 тысяч подрывов и крушений поездов. Уничтожено 2500 паровозов. Взорвано 12 тысяч мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. Взорвано 42 тысячи автомашин, 350 тысяч вагонов, цистерн и платформ. Выведено из строя примерно 100 тысяч вагонов. Взорвано, уничтожено в боях и выведено из строя 6 тысяч танков, самоходных артустановок и бронемашин. Взорвано в воздухе, сбито в воздухе и взорвано на аэродромах 1100 самолетов, выведено из строя 17 тысяч километров линий связи, уничтожено более 600 тысяч, взято в плен более 50 тысяч солдат и офицеров и десятки генералов противника. Это более шести полнокровных армий!
В результате действий партизан на коммуникациях противника его потери оказались в пять раз больше тех, что ему нанесли англо-американская авиация, сбросившая на Германию 2,5 млн. тонн бомб. Только подразделения 4-го управления НКВД и особой мотострелковой бригады особого назначения уничтожили 157 тысяч немецких солдат и офицеров, 87 высокопоставленных немецких чиновников, разоблачили и обезвредили 2045 агентурных групп противника. А в целом же действовавшие во время войны в тылу врага 2222 оперативных группы чекистов взорвали 2852 железнодорожных эшелонов, 1326 шоссейных и железнодорожных мостов.
Валерий Бухвалов, доктор педагогических наук