Выступление понтифика было подхвачено с огромным энтузиазмом — потому что обычный, средний, равнодушный к религии человек, будь то на Востоке или на Западе, примерно так и думает. Более этого, именно эту позицию и продвигает огромное количество книг, фильмов, сериалов и статей.
Она, несомненно, ошибочна и с точки зрения библейского откровения и с точки зрения простой логики — но очень популярна. Причины ее популярности стоит рассмотреть.
Прежде всего, современный человек воспитан в убеждении, что религия — источник разделения и конфликтов. Это, строго говоря, не так — конфликты возникают по причинам, не связанным с религией, и уже задним числом пропаганда приискивает им религиозные оправдания. Примерно также во время любой войны пропаганда каждой из сторон уверяет, что сражается за добро и справедливость. Но это не значит, что добро и справедливость — причины войн.
Однако люди полагают, что притязания каждой религии на исключительность являются источником напряженности, поэтому им нравится, когда религиозные деятели эту исключительность отрицают.
Другая причина связана с некой частичной истиной, которая содержится в словах папы. Бог Библии — это не племенной, национальный или государственный Бог. Это Творец и Искупитель всех людей — наших соплеменников и иноплеменников, сограждан и иноземцев, наших друзей и врагов, и конечно, единоверцев и иноверцев.
«Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс.32:15)
Все люди являются объектом Его любви и милосердного попечения. Уже в глубинах Ветхого Завета праведный Авраам ходатайствует за Содом — он просит у Бога милости для чудовищно развращенных язычников, и Писание ставит нам его в пример.
Бог отправляет Пророка Иону проповедовать покаяние ниневитянам — страшным и ненавистным врагам народа Божия. Иона не хочет — вдруг язычники покаются и тем избегнут заслуженной кары? Все же он проповедует, ниневитяне каются, пророк глубоко огорчен, но Бог говорит ему: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:11)
Можно пойти несколько дальше, и сказать, что религиозные поиски человечества не лишены своего достоинства и ценности. В них отражается человеческая тоска по истинной, блаженной жизни. В таких поисках гораздо больше правды, чем сосредоточенности на поиске комфорта и удовольствий.
Но эти поиски завершились — когда пришел «Желаемый всеми народами» (Агг.2:7)
Это послание о единстве человеческого рода постоянно оспаривается в падшем мире, где люди все время делятся на враждующие племена, нации, государства, партии и вычеркивают друг друга из людей (и, часто, из жизни) по самым разнообразным поводам.
В XVIII веке британские борцы с работорговлей, в агитационных целях, выпустили фарфоровую статуэтку, изображавшую чернокожего человека в цепях, с надписью «разве я не человек и не брат твой?»
Для множества людей само собой разумеющимся ответом было «Нет! Не брат ты мне!». Причем это исключение из людей и братьев могло быть связано с другим цветом кожи или языком — а могло быть вызвано тем, что люди жили в соседней деревне или подпали под власть другого кесаря.
И, конечно, среди бесконечных поводов возненавидеть своего соседа была и остается разница в верованиях и обычаях.
Однако пытаться врачевать эту язву уверениями в том, что «Все религии – пути, ведущие к Богу» едва ли имеет смысл. При ближайшем рассмотрении «религиозные экстремисты» оказываются не особенно религиозными людьми — для них религия это необязательная, хотя и полезная подкладка под политическую идеологию, и, хотя они охотно прибегают к религиозным лозунгам, причина их поведения не в них — а в таких универсальных причинах, как гордыня, алчность, властолюбие или мстительность. В отношении учения той религии, от имени которой они выступают в поход, экстремисты могут проявлять полнейшее невежество — потому что оно их просто не интересует.
Рассуждать с этими людьми о том, что ведет, а что не ведет к Богу — бессмысленно, потому что для них это просто не важно.
Без толку говорить об «истине во всех религиях» с людьми, которых истина вообще не интересует.
А вот людей, которых интересует истина, подобное уравнивание всех религий может только оттолкнуть. Мусульманин, буддист или индуист могут быть не согласны ни в чем — но в одном они сходятся. Религия — дело серьезное. Это не хобби. Религия требует полной посвященности, абсолютной приверженности, напряженных усилий. Это больше похоже на пеший поход на край света, чем на переключение каналов, лежа на диване.
А как только вы покидаете диван, и предпринимаете реальное путешествие, вы обнаруживаете, что разные дороги ведут в совсем разные стороны. Можно сказать, что между религиями есть широкое поле согласия в области этики — но вот в том, как именно идти к Богу (и существует ли Бог вообще) у них весьма разные представления.
Некоторые великие религии, обладающие сотнями миллионов последователей, глубокой филисофией и возвышенной этикой, в то же время даже не претендуют на то, что ведут человека к Богу. Речь идет, прежде всего, о Буддизме — который вообще не предполагает бытия Божия, а то и прямым текстом его отрицает.
Ислам и Иудаизм говорят, что путь к Богу лежит через хранение Закона — нравственного и обрядового. Христианство провозглашает слова самого Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6)
Честный, искренний, ищущий иноверец не хочет слышать о том, что «все религии учат одному и тому же». Он прекрасно понимает, что это не так. Он заслуживает того, чтобы ему возвещали истину, открытую в Евангелии.
Сергей Львович Худиев
https://radonezh.ru/2024/09/27/vse-li-religii-puti-vedushchie-k-bogu