Институт русской литературы Российской академии наук «Пушкинский дом» совместно с издательством «Владимир Даль» завершили издание полного собрания сочинений Константина Николаевича Леонтьева – великого русского мыслителя и философа.
Константина Леонтьева считали реакционером. Это – оценка либеральных демократов. Его ругали и справа, и слева. Он оказался выше и дальновиднее всех: предсказал будущее России. И оно, это будущее, воплотилось в деяниях И.В. Сталина.
Когда после Октября 1917 года восставший народ вышвырнул из страны либерально-демократический хлам, недавние оппоненты К.Н. Леонтьева с удивлением перечитывали его «пророчества» о неизбежности победы в России социалистической диктатуры. Даже всемирно знаменитый Н.А. Бердяев признал в эмиграции его правоту. А ведь раньше К. Леонтьева представляли критиком социализма. Какой, однако, социализм он критиковал? Западнический и космополитический, противопоставляя ему социализм национальный и имперский. И такой русский социализм он называл «охранительным». Этот социализм построил И.В. Сталин.
«Развитие России, – считал философ, – могло пойти по двум путям: либеральному или социалистическому». В жизнеспособности романовской монархии он разуверился, понимая, что «социализм (т.е. глубокий и отчасти насильственный экономический… переворот) теперь, видимо, неотвратим…» и ему в будущем придется играть роль новой религии, «революция станет тогда охранением, орудием строгого принуждения, дисциплиной…» И это Константин Николаевич считал единственным путем развития России, ибо «либерализм есть, несомненно, разрушение, а социализм может стать и созиданием», что, бесспорно, подтвердила сталинская эпоха, когда страна в кратчайшие сроки была дважды восстановлена после мировых разрушительных войн и просуществовала еще почти 40 лет после смерти своего творца.
Не знаю, были ли в обширной библиотеке вождя труды Константина Леонтьева, знал ли он их, или сам дошел до истины в силу необыкновенной гениальности, но, без сомнения, И.В. Сталин воплотил в жизнь многое из того, о чем задолго до начала социалистической революции писал этот мало кому известный русский мыслитель.
К.Н. Леонтьев понимал, что социализму нет альтернативы, что демократия на западный лад – это «гораздо большая смута, чем анархия или коммунизм».
Сейчас многие считают И.В. Сталина «красным самодержцем». Хорошо об этом написано у Владимира Солоухина. Константин Леонтьев предвидел и это, считая неизбежным слияние самодержавия и социализма. «Чувство мое пророчит мне, – писал он, – что славянский православный царь возьмет когда-нибудь в руки социалистическое движение (как Константин Византийский взял в руки движение религиозное) и с благословения Церкви учредит социалистическую форму жизни на место буржуазно-либеральной, ибо демократическая система управления для России с ее необъятными размерами не годится. Она приведет лишь к смуте и развалу. А ежели либералы и захватят власть, торжество их будет обреченным. Их обязательно сменят радикалы. <…> Как вы думаете, г.г. либералы, вам они, что ли, поставят памятник? Нет! Социалисты везде ваш умеренный либерализм <…> презирают <…> им <…> все существенные стороны охранительных учений понадобятся. Им нужен будет страх, нужна будет дисциплина, им понадобится для придания покорности привычка к повиновению…» Эти мысли не были поняты монархистами, которые и слышать не хотели о торжестве социализма в России. Не оценили их и социалисты, которые представляли грядущее безбрежным царством свободы, этакой анархической вольницей… Но К.Н. Леонтьев верил, что боголюбивый Русский народ способен «взять в руки крайнее революционное движение и, ставши во главе него, стереть с лица земли буржуазную культуру Европы».
Капиталистический Запад был для него более враждебным и чуждым, чем Россия социалистическая, которая шла на смену старому миру.
Константин Леонтьев хотел написать трактат о социализме, знакомился с «левыми» учениями, встречался с раскаявшимся народовольцем Львом Тихомировым, но смерть 12 ноября 1891 года помешала осуществлению его планов.
Сейчас философские произведения К.Н. Леонтьева являются настольной книгой многих политиков и футурологов.
Колоссальную работу по розыску и подготовке текстов к публикации провели сотрудники «Пушкинского дома» Академии наук России доктора филологических наук Ольга Леонидовна Фетисенко и Владимир Алексеевич Котельников. Не будет преувеличением сказать, что по объему и значению работа, которую этот маленький коллектив вел с 2000 по 2022 год, которая вылилась в 25 полноценных томов, заслуживает присуждения Государственной премии России. Надеюсь, что соответствующие органы оценят это и выйдут с соответствующим представлением в соответствующие организации.
Константин Николаевич Леонтьев похоронен в Гефсиманском Скиту Троице-Сергиевой лавры. Настало время организовать там музей и воссоздать на могиле монаха Климента (К.Н. Леонтьева) по сохранившейся фотографии надгробный памятник.
Николай ЛЕОНТЬЕВ, член Союза писателей России
Подробнее:
https://ruskline.ru/opp/2024/02/24/on_okazalsya_vyshe_i_dalnovidnee_vseh