К Ефремову меня приобщала в середине 80-х одна достаточно продвинутая и авторитетная в то время для меня девушка, объяснявшая, что «гетера – это вовсе не б…, а именно продвинутая гармонично развитая женщина, с которой интересно интересным людям» и т.д. Это когда речь шла о «Таис Афинской». Когда же речь заходила о «Лезвии бритвы», то подразумевалось, что «думающий и желающий развиваться человек не может мыслить так плоско, как комсомольцы-атеисты, но и церковь – это для бабушек. А думающий и желающий развиваться человек должен быть буддистом».
До «Часа Быка» дело тогда не дошло, хотя перестройка уже бушевала вовсю. Тогда эту книгу было не достать, переиздали её уже тогда, когда я изучал литературу другого рода. «Устав караульной службы и т.д.» Потом долго было не до Ефремова, а вот недавно, на очередной волне всеобщего интереса к антиутопиям, решил прочитать.
Книга считалась запрещённой, ибо там коммунистическому раю отечественной планеты противопоставлялся тоталитарный ад планеты, на которую некогда переселились земляне (видимо, китайцы, поскольку в тайном архиве главгероиня обнаруживает маркированные иероглифами всяко-разные артефакты). Но, видимо, намёк на то, что к тоталитарному аду приводит неправильный вектор развития социалистических идей, исповедуемый китайскими коммунистами, оказался малоубедительным. И, как гласит канонический литературоведческий канон, советские идеологи якобы увидели карикатуру на социализм вообще, и книгу сделали полузапрещённой.
Возможно, прочти книжку в перестроечное время, я бы тоже воспринял её как мужественную фигу в кармане широких штанин Ефремова. Но книжку прочитал гораздо позже, и обратил внимание совсем не на тоталитарный ад, а на то, что нашему великому утописту мнилось в качестве «коммунистического рая».
Сомневаюсь, чтобы Леонид Ильич когда-нибудь стал бы утруждать себя чтением этой социальной философии, но вполне вероятно, что с содержанием главного труда Ефремова ознакомились люди, хорошо чувствующие настроения наверху, и этот самый главный труд отправился на полку.
И, скорее всего, не по причине того, что карикатура не понравилась. Скорее всего, не понравилась именно «икона», идеальный образ «коммунистического будущего».
Ну, судите сами. Наши вожди эпохи «доброго царя Леонида» всерьёз намеревались строить социализм с человеческим лицом (пишу без кавычек). Чтобы идейный и экономический аппарат государственного капитализма мог позволить людям и колбаски покушать, и над фильмами Гайдая посмеяться, и на фигуристок полюбоваться, и дачкой обзавестись, а то и «Москвичём».
А что проповедует Ефремов?
Какая-то Эра Соединённых Рук. Контроль за развитием личностей с пелёнок. Интернаты – начиная с «нулевого цикла развития». Женщины-коммунистки не могут себе позволить подвергаться харассментам (слова тогда не было, но тему Ефремов уже подготавливал); не должно было позволяться «недисциплинированное деторождение»; и вообще, женщина должна была развиваться, занимаясь изучением трудов теоретиков марксизма, йогой и эротическими и прочими магиями.
Вот критики у нас любят бранить нашего брата, непродвинутого читателя, дескать, «увидеть у Ефремова эротизм мог только человек эпохи перестройки, у которого мозги соответствующим образом были сдвинуты. А на самом деле…»
А что «на самом деле»?
На самом деле там что-то объяснялось про то, что есть, дескать, эротика, которая у скотообразных мужланов включает неправильные эмоции, а у продвинутых немужланов – включаются эмоции правильные. Высокоэстетические. Видимо, под немужланами продвинутыми подразумеваются либо евнухи, либо гомосексуалисты. Либо, кто настолько привык к пляскам голых танцовщиц, что уже воспринимает эти пляски просто как демонстрацию отточенности движений и ухоженности фигур.
Вот такой коммунизм.
Да, само собой, одной из тем был экологизм. На планете плохих тоталитаристов экология была уничтожена «недисциплинированным деторождением», а также отсутствием агрокультуры. Зато в коммунистическом типа раю в этом смысле всё было наоборот, замечательно.
Женщины – как указывалось выше – не заморачивались недисциплинированными деторождениями и вообще семьями, но… см. выше. С экологией было всё на контроле. Питание тоже синтезировалось на основе искусственных белков и т.д.
Да, чем занимались женщины, мы вкратце отметили. А чем занимались мужчины? Ну, помогали женщинам-жрицам поддерживать такое положение вещей, время от времени любуясь их плясками. Видимо, созерцанием сублимировалось отсутствие возможности недисциплинированного обладания.
И как вы думаете: понравилось бы всё это нашему доброму царю Леониду? Такая перспектива?
А вам, ув. читатель, понравилось бы такая перспектива?
Если да, то – пожалуйста, в Америке «проснувшиеся» уже практически уничтожили традиционную культуру. Ясное дело, во имя всего светлого, прогрессивного, феминистичного и экологичного.
Всего того, что воспевалось в главном труде безбожного эко-коммуниста Ивана Ефремова.
П.С.
Безбожие не только в том, что Христианство этот коммунистический утопист презирал (в отличие от, скажем, буддизма). А в том, что мирок, выдуманный им, будет взращивать в своих жителях такую лютую гордыню, что Духу Святому гарантированно в этих душах места не будет.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
https://ruskline.ru/news_rl/2021/12/23/ekokommunisticheskoe_bogoborchestvo_ivana_efremova