Русский архимандрит Грузинской Православной Церкви Рафаил (Карелин) — автор множества книг и статей; все его книги пользуются спросом, он один из самых востребованных и самых резонансных сегодня духовных писателей. Его личный сайт обваливается от тысяч поступающих писем и вопросов; его слово всеми услышано — но не всеми принято. Отец Рафаил — автор яркий и острый; он пишет не только о вечном, но и о больных духовных проблемах текущего дня, и его оценки представляются подчас слишком категоричными. Мне тоже, кстати, случалось не соглашаться с ним в некоторых вопросах, но сейчас хочется написать не об этом, а о том, как книги архимандрита Рафаила помогают на духовном пути.
А поскольку охватить одним газетным текстом все, написанное и изданное отцом Рафаилом, невозможно, я остановлюсь на том, что стало событием лично для меня. Полагаю, каждый читатель, в свою очередь, сможет найти у архимандрита Рафаила то, что нужно лично ему.
Книга отца Рафаила «Наша вера — православная» заставила меня заново увидеть ту веру, которую я исповедую, ту Церковь, к которой принадлежу. Что в данном случае значит — увидеть заново, почему это необходимо? Я неплохо подкована и экзамен по катехизису не завалю. Но одно дело — когда тот или иной догмат, та или иная страница Священного Писания, та или иная частная истина отражена сознанием — и совсем другое, когда на нее откликается все человеческое существо, сложное, глубокое, едва ли постижимое для самого человека и никак уж не сводимое к сознанию. Удовлетвориться своим «знаю» нельзя; поверхностным, чисто головным знанием нельзя жить и невозможно спастись: такая вера суха, формальна, скучна… И, по сути, являет собой подмену веры подлинной, той, которая дает подлинную жизнь. Подлинная жизнь ощущается человеком непосредственно — как бьющий в сердце родник. Живая вода смывает уныние, дает силы перенести лишения и скорби.
Но для этого — повторюсь — надо увидеть, надо всем своим существом принять и пережить Истину. Отец Рафаил помогает это сделать. Он последовательно показывает нам, что есть искупительная Жертва, почему принести ее за нас мог только Бог, а никакое там не «высшее из тварных существ»; почему грех есть не просто неправильный или неэтичный поступок, но реально действующая в человеке иррациональная сила, противоположная воле Божией; почему человек не может спастись собственными силами или добрыми делами, но лишь Божией благодатью. «Бог дает человеку не только Свое, — пишет отец Рафаил, — хотя оно и непостижимо человеческому уму и превышает все труды и подвиги, но дает гораздо больше — Себя Самого, и делает человека богом по благодати. Перед этим даром все человеческие деяния оказываются бесконечно малыми. <...> Спасение — тайна мистической любви Бога к человеческой душе: все остальное нужно для того, чтобы этот зов был услышан и принят».
Я заметила, что люди, делящиеся своими впечатлениями от чтения архимандрита Рафаила, часто используют слово «глубокий». Это неслучайно — отец Рафаил сразу дает видеть разницу меж привычной нам дорожкой, бегущей по поверхности церковной жизни, и дорогой, ведущей вглубь, туда, где человек встречается с Богом и где нет уже никакой возможности компромисса, вероучительного или нравственного. Отец Рафаил показывает единство Истины и совести, помогает понять, почему ересь — не просто ошибка ума, но всегда нравственное падение. Радикальный антиэкуменизм отца Рафаила — неприятие какого-либо компромисса с иными религиями, с искажениями в Православии — идет не от агрессии и нетерпимости, как представляется некоторым людям, но именно от глубины, на которой — истина непреложная и с неистиной никак не совместимая.
Книга, о которой речь, учит человека ориентироваться в себе, отличать душевное от духовного: «Любящий себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света — их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно; душе — то, что временно».
Книга «Умение умирать, или Искусство жить» — о смерти, а точнее, о смертности человека и о той самой смертной памяти, которая заповедана нам святыми отцами, духовными столпами Церкви. Такая память — условие духовной жизни: сознание того, что смерть абсолютно неизбежна, должно заставить человека задуматься о временном и вечном. Смерть — это самое грозное и самое серьезное предупреждение из тех, которые человек может услышать в течение своей земной жизни: «Как умирающий от жажды в пустыне думает лишь о глотке воды, — пишет отец Рафаил, — за который готов отдать все, что имеет, так человек после смерти желает одного: чтобы ему было даровано хотя бы несколько дней для покаяния. Но смерть — это ворота, через которые можно войти, но выйти уже нельзя. Смерть отделяет душу от тела — так ударом камня разбивают скорлупу ореха, чтобы вынуть сердцевину, и тогда становится видно, целая она или изъеденная червями». Если человек умеет думать о смерти, жить с этим постоянным сознанием — значит, он умеет жить (отсюда, как вы уже поняли, название книги). Уметь жить — значит, правильно воспринимать многое, что ждет нас на земном пути, например, болезни — они не суть стихийное несчастье, они — посылаемые Самим Богом предвестники смерти, разрушители иллюзий о надежности земной жизни. Но, кроме нашей собственной смерти, есть еще смерти окружающих нас людей, потери — неизбежные спутники нашей жизни. Книга архимандрита Рафаила помогает понять, что мы никого не потеряли на самом деле — мы проводили наших ближних в Вечность, и они связали нас, пока еще земных — с Вечностью: грешные нуждаются в наших молитвах, а те, кто уже спасен, молятся за нас.
Напомнив, что отраженное этим газетным текстом — лишь капля из океана, остановлюсь еще на одной книге архимандрита Рафаила — «Дыхание жизни». Она о молитве. В первой же главе автор отвечает на вопрос, который только кажется простым:зачем молиться. Разве Бог не знает, что нам нужно — лучше нас самих? Прося Его о чем-то, не пытаемся ли мы поправить Его совершенную волю своей, несовершенной? Или даже критиковать Его: «Мне нужно, а Ты не даешь…».
Такая логика, на самом деле, не редкость; но даже самый бедный личный опыт подсказывает, что вера без молитвы есть вера бессильная и, в конечном итоге, мертвая. Вот что пишет по сему поводу архимандрит Рафаил: «Молитва — это не информирование Бога о наших нуждах. Это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас».
Полагаю, книгу, которая вот так начинается, читатель непременно дочитает до конца. Свидетельствую, что время над книгами отца архимандрита летит незаметно. И вот главное, что хочется сказать сразу обо всех его книгах. Один мой знакомый решил стать буддистом, а не христианином, и объяснил свой выбор так: «В вашей церкви мне все время предлагают поверить на слово, в то время как буддизм не предлагает верить, он помогает убеждаться». Вот и неправда: Православие — это то, в чем человек, шаг за шагом, именно убеждается. И книги архимандрита Рафаила в том существенная помощь.
Газета «Православная вера», № 23 (667), декабрь 2020 г.
Марина Бирюкова
https://ruskline.ru/opp/2020/12/29/iskusstvo_verit_i_ubezhdatsya